25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3589 Материалы по теме
От выполнения 210-ФЗ к решению социально значимых задач

Журнал «Бюджет» совместно с компанией BSS Engineering провел конференцию на тему «Опыт построения региональной системы учета начислений и платежей. От выполнения 210-ФЗ к решению социально значимых задач». В мероприятии приняли участие 112 представителей 23 субъектов Федерации.

С приветствием от организаторов выступил главный редактор журнала «Бюджет» В.Д. Дзгоев. Он отметил, что социальный аспект является главным в повестке дня конференции и масштабные технические задачи ни в коем случае не должны заслонять его. Качество услуг в учреждениях социальной сферы, даже имеющих репутацию передовых, как следовало из его выступления, пока далеко от идеала. Пора уже двигаться навстречу рядовым гражданам — таким был окончательный вывод.

Заместитель начальника Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства В. А. Баклунов в своем докладе напомнил об истории создания ГИС ГМП и основных проблемах, которые решались в начале пути. По его словам, на определенном этапе обязательное предъявление заявителями документов, подтверждающих оплату, было оправданным. Далее Федеральное казначейство разработало сервис УНИФО, пилотный проект с одноименным названием прошел проверку на практике в 2010 и 2011 годах. Из него и вырос на основе международного опыта проект ГИС ГМП, стартовавший 1 января 2012 года. По состоянию на 14 мая 2013 года, сообщил он, к системе подключились почти 29 тыс. администраторов. Ответственность за ее наполнение несут те же руководители из регионов, которые отвечают за работу с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). «ГИС ГМП — работающая система», — подчеркнул Баклунов, обозначив дальнейшие этапы ее развития и подробно рассказав о сервисах для граждан и организаций. С 1 января 2014 года она станет обязательной к использованию.

Президент ОАО «УЭК» А. Ю. Попов поднял темы подготовки централизованного справочника реквизитов платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. Далеко не все регионы пока предоставили необходимую информацию без ошибок, а из некоторых она не получена совсем. Кроме того, органы власти, оказывающие услуги населению, должны быть подключены к региональной СМЭВ, но на практике, по словам президента ОАО «УЭК», данная система мало где работает устойчиво. Технические проблемы чаще всего имеют место на уровне районов. Вообще те регионы, которые ждут решений от федерального центра, оказываются, по мнению Попова, в затруднительном положении — инициативу нужно проявлять самим. Еще докладчик сообщил, что темпы информатизации в текущем году в России существенно ниже, чем в прошлом, хотя есть и успешно работающие в указанном направлении субъекты Федерации. Вес ИT-специалистов в региональных органах государственной власти тоже начал снижаться, и это плохо, заметил Попов, потому что соответственно падает внимание первых лиц к актуальной тематике.

Начальник управления отраслевых проектов Департамента информационных технологий города Москвы К. И. Кузнецов сосредоточился в своем выступлении на вопросах приема платежей за государственные услуги через сторонних агентов. Одна из проблем, по его словам, заключается в том, что люди достаточно консервативны и боятся менять способы оплаты. Опытом работы по обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде с коллегами поделился заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Д. И. Денисов. Занимать выжидательную позицию на Ставрополье не стали (хотя без проблем тоже не обошлось), а принялись создавать единое информационное пространство. Был открыт собственный портал государственных и муниципальных услуг края, причем работа была выполнена качественно и в сжатые сроки. В марте 2013 года системы прошли аттестацию, а в апреле портал был введен в эксплуатацию и уже начал пользоваться популярностью у населения.

О потребностях Республики Саха (Якутии) в автоматизации оплаты услуг рассказал министр связи и информационных технологий региона К. Е. Семенов. У него и его коллег свой подход к делу, сформировавшийся исходя из накопленного опыта и специфики самого крупного по площади региона России со сложными климатическими условиями. Весь 2012 год в Якутии был посвящен созданию собственной системы межведомственного электронного взаимодействия, которая действует в настоящее время. Создан свой портал, функционируют все региональные сервисы, осуществлена интеграция с информационной системой МФЦ. «Нам еще далеко до Москвы и в прямом, и в переносном смысле», — тем не менее самокритично прокомментировал ситуацию министр. У ряда муниципальных образований до сих пор нет необходимых каналов связи, привел он конкретный пример.

Платежи за государственные и муниципальные услуги через систему Qiwi стали предметом доклада вице-президента КИВИ Банка А. Г. Меликьяна. Он отметил, в частности, рост количества соответствующих электронных платежей в 2013 году. В то же время, как было подчеркнуто, психологическая проблема в этой сфере действительно существует: сталкиваясь с трудностями, люди нередко отказываются от услуг системы и затем возвращаются к ним крайне тяжело. Руководитель направления по работе с платежными системами ЗАО «Связной Банк» Н. С. Кузнецова проинформировала собравшихся о взаимодействии кредитных организаций с ГИС ГМП. Генеральный директор ООО «БСС Инжиниринг» А. А. Чучелов осветил практические аспекты реализации требований Федерального закона № 210-ФЗ в части подключения к ГИС ГМП. Докладчик предложил регионам идти по пути разумного компромисса: с одной стороны, использовать облачные сервисы, с другой — создавать собственную инфраструктуру и профессиональную ИТ-команду для ее поддержки и развития. В качестве примера, он привел опыт ряда регионов, в которых успешно работают программные продукты BSS Engineering для организации межведомственного электронного взаимодействия, а также сбора и обработки информации о начислениях и платежах.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно