25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 21655 Материалы по теме
44-ФЗ провозгласил принцип профессионализма заказчика
Кадровое обеспечение контрактной системы

Андрей Александрович ХРАМКИН, директор Института госзакупок, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам, к. э. н.: «Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» провозглашен принцип профессионализма заказчика (ст. 9). Этот принцип должен быть реализован не только в деятельности самого заказчика, но и в деятельности контрольных органов и специализированных организаций, привлекаемых заказчиком для осуществления отдельных функций.

Требования к квалификации

Принцип профессионализма означает, что деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Закон прямо требует, чтобы заказчики, специализированные организации принимали меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

В соответствии со статьей 38 Закона о контрактной системе заказчики, совокупный объем закупок которых согласно плану-графику превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае если совокупный объем закупок не превышает 100 млн руб., заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки и исполнение контракта, — контрактного управляющего.

Законом № 44-ФЗ установлено жесткое требование о том, чтобы работники контрактной службы, контрактные управляющие имели высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом до 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Иными словами, специалисты, обучившиеся навыкам применения действующего сейчас Закона № 94-ФЗ (повысившие квалификацию или прошедшие профессиональную переподготовку), могут быть сотрудниками контрактных служб или контрактными управляющими до 2016 года без прохождения дополнительного обучения.

Еще одной категорией сотрудников, в отношении которых законодательно закреплены требования по специальному обучению в области закупок, являются члены конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок и окончательных предложений на участие в запросе предложений и единых комиссий. Причем заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение включают в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок (ч. 5 ст. 39 Закона о контрактной системе). Закон не делает оговорку о том, что до какого-то момента, например до 2016 года, сотрудниками комиссий могут быть специалисты, прошедшие обучение по применению Закона № 94-ФЗ. Исходя из того что функционал членов комиссий существенно отличается от функционала сотрудников контрактных служб, программы подготовки этих двух категорий сотрудников могут быть разными.

Обучение специалистов может быть организовано путем реализации программ высшего профессионального образования (ВПО) или программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Пока в российских вузах практически не существует специализированных программ ВПО по госзакупкам. По всей видимости, предполагается лишь включение отдельных небольших «закупочных» модулей в имеющиеся стандартные программы подготовки специалистов. Очевидно, в первое время абсолютное большинство специалистов — заказчиков и контролеров будут направлены на обучение по программам ДПО.

Программы ДПО вправе реализовывать организации, осуществляющие образовательную деятельность (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение) при наличии соответствующей лицензии. Насколько готовы российские образовательные центры к тому, чтобы обучить всех потенциальных контрактных управляющих, сотрудников контрактных служб и членов закупочных комиссий? Каковы суммарные кадровые потребности контрактной системы?

Сколько специалистов потребуется

Основываясь на вышесказанном, можно провести достаточно грубый ориентировочный расчет потребности в подготовке кадров для полноценного функционирования контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации. По данным официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), на момент написания статьи зарегистрировано более 200 тыс. заказчиков. Каждый заказчик может создать несколько комиссий как по количеству проводимых процедур, так и по направлениям закупок. Минимальное же количество комиссий, которое заказчик обязан создать, — одна единая комиссия, то есть комиссия, которая принимает решения по всем проводимым закупкам.

Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок и окончательных предложений на участие в запросе предложений должно быть не менее трех (ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе). Исходя из ранее упомянутого требования части 5 статьи 39, для легитимности деятельности комиссии в ее составе должно быть не менее трех (двух — для проведения котировок и запросов предложений) человек, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Таким образом, для соответствия закону необходимо подготовить в общей сложности не менее 600 тыс. членов комиссий. Кроме того, необходимо подготовить сотрудников контрактных служб. Исходя из количества зарегистрированных заказчиков и из того, что минимальная допустимая потребность заказчика — один контрактный управляющий, необходимо провести обучение не менее 200 тыс. человек по программам подготовки контрактных управляющих.

Кадровые потребности специализированных организаций корректной оценке не поддаются. На момент написания статьи на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) зарегистрировано порядка 350 таких организаций. Минимальное количество подготовленных специалистов для одной специализированной организации ничем не регламентируется, и количество самих организаций может существенно варьироваться. Опыт работы в рамках Закона № 94-ФЗ показал, что в разные годы в одних и тех же регионах количество таких организаций колебалось от 0 до 100 и даже больше.

Возможны варианты

Что еще необходимо принять в расчет для того, чтобы получить более корректные данные о государственной потребности в специалистах в области закупок? Во-первых, в Законе № 44-ФЗ не сказано, что все члены комиссий обязательно должны быть штатными сотрудниками заказчика. Это дает возможность заказчикам включать в комиссии сотрудников других организаций или независимых экспертов, прошедших необходимое обучение. Соответственно это позволяет снизить потребность в обучении членов комиссий в несколько раз. Во-вторых, законом предусмотрена возможность централизации закупок через уполномоченные органы или уполномоченные учреждения (ст. 26). Соответственно теоретически, при полной централизации проведение всех закупок, а значит, и формирование комиссий может быть сосредоточено в одном уполномоченным органе или уполномоченном учреждении на каждом уровне бюджетной системы.

То же самое можно сказать и о необходимости формирования контрактных служб и обучения контрактных управляющих — при полной централизации все функции заказчиков выполняют уполномоченные органы или уполномоченные учреждения. Учитывая, что на момент написания статьи на общероссийском официальном сайте зарегистрировано порядка 3,4 тыс. уполномоченных органов, минимальную потребность в обученных членах комиссий можно оценить в размере 10−12 тыс. человек и обученных контрактных управляющих — в 3,5 тыс. человек. Таким образом, различные сценарии формирования контрактной системы потребуют разных объемов кадрового обеспечения.

В заключение отметим, что внедрение контрактной системы в любом случае потребует значительного количества обученных специалистов. Игнорирование уровня профессиональной подготовки или недостаточное внимание к постоянному повышению квалификации всех задействованных специалистов приведет к тому, что контрактная система просто не заработает. Учитывая, что в настоящее время в России существует всего лишь порядка 50−70 учебных центров, имеющих лицензию, обладающих опытом и проводящих обучение в области закупок, обеспечить качественную подготовку требуемого количества специалистов вряд ли возможно. В связи с этим представляется целесообразным постепенное введение квалификационных требований к членам комиссий.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно