25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3942 Материалы по теме
иогман
Опыт Вологодской области свидетельствует: моноструктурную экономику, сохранившуюся в большинстве российских регионов еще со времен застоя, можно успешно диверсифицировать.
Леонид ИОГМАН, первый заместитель губернатора Вологодской области

– Леонид Генрихович, расскажите, пожалуйста, как осуществляется структурная перестройка экономики области, каковы ее цели, задачи и результаты?

– При перестройке экономики у региональной власти обязательно должно быть четкое видение стратегических целей и понимание того, как именно их можно достичь. В нашем случае цели и методы такой деятельности определены в Концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу. Сама Концепция была утверждена постановлением правительства области в начале 2004 г., однако первые кирпичики в ее фундамент – в виде отдельных отраслевых концептуальных документов – были заложены значительно раньше, еще в предыдущее пятилетие.
Концепция не догма, а некая подвижная модель, способная трансформироваться с учетом меняющихся условий и обстоятельств. Мы отказались от традиционного советского отраслевого подхода и выбрали проектный менеджмент. На практике это означает, что правительство области поддерживает и развивает не индустрию туризма вообще, а конкретный крупный проект, который имеет свои сроки, цели и результаты, – например, «Великий Устюг – родина Деда Мороза»; не деревоперерабатывающую отрасль в целом, а проект «Строительство интегрированного лесоперерабатывающего комплекса». Подобных мегапроектов в регионе не так уж много, но всем им присущи две общие черты: во-первых, они обеспечивают мощный мультипликативный эффект, а во-вторых, за счет сырья либо за счет генеральной идеи позволяют накрепко «сшивать» в кластер бизнесы, отрасли и территории.
Процесс диверсификации идет вполне успешно – в течение последнего десятилетия более высокими темпами растет выпуск продукции в различных перспективных отраслях экономики. Так, производство стекла и изделий из стекла увеличилось в 9,6 раза, обработка древесины и производство изделий из дерева – в 2,2 раза, машин и оборудования – в 1,5 раза, производство пищевых продуктов, включая напитки, – в 1,5 раза.
Приоритетным для региональной власти способом стимулирования экономики стало развитие транспортной и социальной инфраструктуры. В течение уже 10 лет практически каждый год завершается вводом в эксплуатацию очередного крупного объекта дорожного хозяйства, построено около 800 км автодорог и 75 новых мостов.
Сегодня, когда говорят о комфортных условиях для развития бизнеса, подразумевают прежде всего наличие некоего инфраструктурного набора. Мы же под инфраструктурой понимаем весьма обширный пакет, в который, безусловно, должны входить транспорт, трафики информационной связи, электроэнергетика, тепло, инженерные коммуникации. Также необходимы органы власти, учреждения образования и здравоохранения, суды – словом, и административная и социальная инфраструктура. Формируя такие пакеты на территории Вологодской области, мы создаем конкурентное преимущество.
Результаты подобной деятельности уже получены. В частности, в лесопромышленном комплексе области реализуются крупные инвестиционные проекты:
– в центральной части региона проводятся модернизация и реконструкция действующих целлюлозно-бумажных комбинатов, планируется пуск производства легкой мелованной бумаги;
– в западной сырьевой зоне осуществляется проект по строительству интегрированного лесоперерабатывающего комплекса;
– в восточной зоне подготовлен к реализации проект по производству ориентированно-стружечных плит (ОСП).
Принят новый Лесной кодекс, а значит, сделан важнейший шаг для дальнейшего развития конкурентоспособного лесного комплекса в регионах России. Утверждение этого документа имеет геоэкономическое значение, так как в стране, владеющей четвертью мировых запасов древесины, лесной сектор может и должен быть серьезной основой экономического роста.
В целях создания потенциала будущего развития области, снижения экспортно-сырьевой ориентации экономики, реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» правительство Вологодской области приняло решение о запуске проекта по созданию индустриального парка «Шексна» (металлопереработка, производство стройматериалов и автомобильных компонентов).
Новейшие технологии в строительстве предполагают переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов. Одним из примеров является технология легких стальных тонкостенных конструкций, которая позволяет быстро возводить здания различного назначения, способствует повышению качества и точности строительства, снижению затрат и сокращению сроков. Продукция предприятий, развивающих технологии производства зданий на основе легких стальных конструкций, выпускаемых в индустриальном парке «Шексна», позволит ежегодно вводить в эксплуатацию от 180 тыс. до 0,5 млн кв. м доступного жилья. Уникальность подобного рода строительства заключается в возможности транспортировки элементов конструкций зданий на большие расстояния для последующей сборки на месте, а также в возможности сравнительно быстрого создания аналогичных производств в других регионах.
Опережающий рост перерабатывающих производств с одновременным реальным повышением инновационной активности является основой для построения новой региональной экономики – конкурентоспособной, сильной и мощной.
– До настоящего времени экономическую ситуацию в регионе определяла металлургия. Каков сейчас ее вклад в доходы бюджета области и какие меры принимаются для ускорения диверсификации других отраслей экономики?
– Новый инструментарий, заложенный в Концепции стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу, призван помочь вологжанам преодолеть моноструктурность экономики. Этот изъян типичен для многих субъектов РФ, в особенности для северных регионов, изначально развивавшихся как некие сырьевые придатки центральной России. В Вологодской области, например, более 60% объема производства области приходится на долю ОАО «Северсталь». Гигант черной металлургии также обеспечивает региону 80% прибыли.
Однако социально-экономическое положение, уровень жизни населения в регионе не должны зависеть от ситуации на одном или нескольких мировых товарных рынках – металлов, минеральных удобрений, лесной продукции. Следовательно, структура экономики должна меняться. А для ускорения диверсификации нужно повысить конкурентоспособность всех основных секторов экономики.
Не стоит забывать, что ОАО «Северсталь», как и другие российские сталепроизводители, в последние годы сокращает объемы экспорта в структуре сбыта, увеличивая долю российского рынка (для справки: доля экспорта проката ОАО «Северсталь» в 2005 г. равнялась 43%, в 2006 г. – 29%, а в 2007 г. предположительно составит 23%).
Абсолютным приоритетом для региона по-прежнему является высокий темп роста экономики, обусловленный диверсификацией, ускоренным развитием перерабатывающих отраслей, малого и среднего бизнеса, повышением инновационной активности. А значит, главное – это создание условий для перспективного развития лесного комплекса, пищевой промышленности, АПК, энергетики, машиностроения, жилищного строительства, туризма.
В результате развития неметаллургических секторов экономики удельный вес металлургии в общем объеме производства снизился с 66% в 2000 г. до 60% в 2006 г. Соответственно уменьшилась доля металлургического комплекса и в доходной части областного бюджета. Так, если в 2000 г. удельный вес налоговых платежей металлургического комплекса в общем объеме налоговых поступлений бюджета составлял 75%, то по итогам 2006 г. – 42%. И это не означает, что металлурги снижают свои платежи, – напротив, они их неуклонно увеличивают, вводя новые производства и новые продукты. Просто другие секторы экономики развиваются динамичнее.
– Каков сейчас инвестиционный потенциал области?
– За последние 10 лет в экономику региона вложено в общей сложности 228 млрд руб. российских и иностранных инвестиций. Благодаря этому в производстве изделий из стекла, текстильном и швейном производстве, лесопромышленном комплексе, в связи, на транспорте и в ряде других отраслей модернизированы и введены новые современные производственные фонды и мощности.
Основной инвестиционный бум пришелся на последние три года, когда объем капитальных вложений резко вырос – с 18,3 млрд руб. в 2003 г. до 60,9 млрд в 2006 г., – что обеспечило Вологодской области девятое место в России по данному показателю. Подобный феномен объясняется просто: частный капитал оценил усилия, которые региональная власть прилагала на протяжении 10 лет, и принял предложенные ему условия сотрудничества.
– А какие страны являются наиболее крупными инвесторами?
– В регионе активно ведется работа по привлечению средств международных финансовых организаций. Наиболее плодотворно развивается сотрудничество с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), в настоящее время на территории области реализуется ряд совместных проектов. Значительные вложения осуществляют инвесторы из Великобритании, Франции, Финляндии, Германии.
Естественно, на рост инвестиционной активности позитивно влияют высокие инвестиционные и кредитные рейтинги области. По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», сейчас Вологодская область занимает 17-е место (в 2000 г. – 35-е место). Агентство Мoody’s Interfax Rating Agency оценивает рейтинг кредитоспособности области как «очень высокий». В декабре 2006 г. агентство повысило рейтинг области с Аа2.ru до Аа1.ru.
Агентство Standard & Poor’s в марте 2007 г. приняло решение о повышении долгосрочного кредитного рейтинга региона с В+ до ВВ–, рейтинг по российской шкале вырос с ruА до ruАА–. Прогноз рейтинга на перспективу – «Стабильный». Повышение рейтинга отражает рост доходов бюджета, улучшение финансовых показателей и ликвидности, а также низкий уровень долга.
Рейтинговое агентство АК&M по результатам четырех последних лет оценивает кредитоспособность Вологодской области достаточно высоко. Регион получил место в первой десятке и зарекомендовал себя надежным заемщиком, способным выполнять взятые обязательства. По интегрированному уровню относительной кредитоспособности область в 2006 г. заняла седьмое место.

Справка «Бюджета»
Леонид Генрихович ИОГМАН, начальник Департамента экономики, первый заместитель губернатора области
Родился 1 марта 1960 г. в Самаре.
В 1985 г. окончил Северо-Западный политехнический институт, специальность «Инженер-электрик», в 2000 г. – Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, специальность «Юрист». Кандидат экономических наук.
Трудовой путь начал электрослесарем на Череповецком металлургическом комбинате.
1981–1991 гг. – наладчик, инженер-наладчик Ленинградского СПНУ треста «Севзапмонтажавтоматика».
1986–1990 гг. – старший специалист (старший инженер) Хелуанского металлургического комбината (Арабская Республика Египет).
1991 г. – менеджер внешних связей, директор Центра внешних связей Череповецкого АО «Торговый Дом».
1992 г. – заведующий отделом иностранных инвестиций и внешней торговли мэрии города Череповца, советник мэра.
С 1996 г. – заместитель губернатора области.
С 2001 г. – член правительства области.
С 2006 г. – первый заместитель губернатора области.

Журнал "Бюджет" №9 сентябрь 2007 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно