25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3686 Материалы по теме
БАМ, Транссиб, ЦКАД и Московский авиаузел получат по 150 млрд рублей

Какие из крупных инфраструктурных проектов страны следует финансировать в первую очередь, а поддержку каких стоит отложить? Накануне в правительстве РФ определились с ответом на этот вопрос. Развивать решено транспортные проекты – БАМ, Транссиб, Центральную кольцевую автодорогу и Московский авиаузел.

Финансирование будет осуществляться за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) – по 150 млрд рублей на каждый проект. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал распоряжение о выделении средств. Правда, пока на два из трех заявленных проектов.

О том, что из ФНБ будет профинансировано и развитие Московского  авиаузла, впервые было заявлено только 6 ноября, в ходе совещания об использовании средств Фонда. Изначально речь шла о поддержке проекта РЖД – высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. Однако, планы относительно него вдруг изменились – проект отложен, сообщил в четверг «Ведомостям» первый вице-премьер Игорь Шувалов.   

Решение выделить суммарно 450 млрд рублей на три проекта – БАМ и Транссиб, ЦКАД и высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва-Казань – президент Владимир Путин вынес еще летом. В июне, на Петербургском экономическом форуме он заявил, что средства на реализацию всех трех проектов будут направлены из ФНБ.

В июле глава государства согласовал схему развития Московского авиаузла, который должен быть образован в результате объединения 4 аэропортов: «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово» и калужского «Ермолино». Но в июле еще не было речи о том, что авиаузел получит долю госфинансирования из ФНБ.

Сроки осуществления ВСМ сдвигаются – цитирует Игоря Шувалова агентство "Прайм". РЖД претендует на дополнительные средства из бюджета в объеме 380 млрд рублей. Это помимо тех 150 млрд, которые планировалось выделить из ФНБ и 239 млрд из Пенсионного фонда через инфраструктурные облигации. При общей стоимости проекта в 1,06 трлн рублей в самом РЖД готовы выделить на строительство ВСМ чуть более 30 млрд рублей и еще 43 привлечь за счет частных инвесторов.

«Никто не закрывает этот проект»,  заявил Игорь Шувалов агентству. И уточнил: ВСМ отложили, теперь высвободилось 150 млрд рублей, значит, можно включить в список кандидатов на финансирование из ФНБ другие проекты. 861,1 млрд рублей до 2043 года – таков, по подсчетам исполнительного директора «Домодедово», необходимый объем средств на формирование Московского авиаузла. Это если не повышать цены на билеты.

 Вопрос о выделении средств на развитие авиаузла может быть положительно решен в ближайшее время. Таким образом, лимит на инфраструктурные проекты в 450 млрд рублей – то есть, по 150 млрд рублей на каждый из трех – будет исчерпан. Инвестировать больше – будет означать повысить риски, считает министр финансов Антон Силуанов.

Кстати, этот аргумент стал главным в споре минфина с минэкономразвития по поводу целесообразности выделения из ФНБ 200 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. И хотя на прошлой неделе премьер Дмитрий Медведев писал об этом в статье для «Ведомостей» как о решенном вопросе, считать его таковым преждевременно.

Министр Антон Силуанов отказался выделять на поддержку бизнеса даже 100 млрд рублей, ссылаясь на то, что лимит исчерпан, и это будут операции с высокой долей риска. ФНБ предназначен, чтобы смягчать риски пенсионной системы и ликвидировать дефицит пенсионных выплат. Если в активы направить больше 40% средств Фонда, ресурс нельзя будет использовать по назначению, заявляют в Минфине. В Минэкономразвития парируют, что достойной альтернативы средствам ФНБ не найти, придется отказываться от всей программы по стимулированию экономического роста. Председатель правительства дал ведомствам дополнительное время на принятие решения.

Тем временем, комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ предложил в качестве поправок в проект бюджета страны внести дополнительные расходы на общую сумму 1,6 млрд рублей на поддержку предприятий – и снова из Фонда. Деньги предполагается выделить, в частности, на поддержку легкой промышленности, народных промыслов, рыбохозяйственного комплекса, высокотехнологичных производств, а также на компенсацию процентной ставки по кредитам предприятиям, занявшимся техперевооружением.

Найдет ли эта идея поддержку в Минфине, пока говорить рано. Однако позицию ведомства по поводу расходования средств ФНБ министр Антон Силуанов обозначил предельно ясно. А в среду, в ходе совещания по ФНБ, президент призвал не разбазаривать деньги Фонда, назвав их народным достоянием. 

Ранее

Участников АТЭС пригласили инвестировать в БАМ и Транссиб

На поддержку малого и среднего бизнеса выделят 100 млрд рублей

Обзор законодательства. Изменения в госзакупках и налог на богатых

Чиновников в регионах могут сократить или снизить им зарплаты

Зарплаты в России будут расти в два раза медленнее, чем ожидалось

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно