Версия для печати 1360 Материалы по теме
25 октября в Совете Федерации Федерального собрания РФ состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии государственной региональной политики в Российской Федерации и ее правового регулирования». С докладами выступили Председатель Совета Федерации Сергей Миронов и глава Министерства экономического развития Дмитрий Козак. Провел парламентские слушания председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев.
козак2


Открыл слушания Сергей Миронов, который в своем выступлении отметил, что, к счастью, позади остался тот сложный период в жизни нашей страны, «когда региональная политика была направлена только на выживание регионов, на преодоление дезинтеграции страны». Сегодня необходимо наполнить региональную политику новым содержанием, нацелить ее на гармоничное развитие всех территориальных сообществ - от муниципальных образований и субъектов РФ, до крупных экономических районов и страны в целом.

Он подчеркнул, что реформа региональной политики дала положительные результаты, однако до сих пор не решена главная проблема – огромная диспропорция в экономическом развитии регионов, особенно между теми, где есть возможность эксплуатировать природную ренту и теми регионами, что лишены такой возможности. Федеральному правительству пока не удалось выйти на сбалансированную систему взаимоотношений центра, регионов и муниципалитетов. В этих отношениях, и по сей день, сохраняются колоссальные диспропорции, препятствующие выходу страны на принципиально новый путь развития. Основной прирост ВВП и производства обеспечивают лишь 10 субъектов РФ. Большинство регионов по-прежнему живут на дотации. Причем, по-прежнему сохраняются бессистемные трансферты при пренебрежении центра к решениям, принимаемым в регионах.

Сергей Миронов посчитал в этой связи необходимым принять закон «О государственной региональной политике в Российской Федерации», в котором должны быть закреплены базовые понятия и термины, основные принципы и приоритеты деятельности государства в сфере регионального развития, а также предусмотрены механизмы его реализации, стимулирующие регионы эффективно использовать собственный потенциал для обеспечения социально-экономического роста.

Выступивший на парламентских слушаниях Министр регионального развития России Дмитрий Козак заявил, что необходимо передать в регионы максимальное количество полномочий, оставив за федеральным центром только те из них, которые требуют централизованного контроля на федеральном уровне, а также совершенствовать механизм ответственности за выполнение федеральных полномочий территориальными органами власти. Совершенствование региональной политики в России должно идти по трем направлениям:
- справедливое распределение полномочий между Центром и регионами,
- совершенствование инвестиционной политики,
- развитие межбюджетных отношений.

Касаясь первого пункта, Дмитрий отметил, что в настоящее время в ряде регионов число федеральных чиновников в 3-4 раза превышает количество региональных служащих, причем. Именно федеральные чиновники определяют темпы и направление развития регионов безо всякой ответственности за точность и оперативность своей работы. Причем, складывается такой парадокс: реально эти чиновники стали совершенно неподконтрольными и неуправляемыми. На них не может оказать воздействия тот же губернатор, но их слишком много, чтобы ими можно было реально руководить из Москвы: «Зачастую федеральный министр не знает в лицо всех руководителей своих региональных служб!» Поэтому, при сохранении федерального подчинения для служб и органов, которые контролируют деятельность региональной администрации и самого губернатора, создать механизм ответственности (включая, и юридическую) федеральных чиновников на местах за развитие региона.

Что касается второго аспекта, то, по мнению Дмитрия Козака, игнорирование территориального аспекта инвестиционной политики, по его мнению, привело к значительной дифференциации в развитии регионов. Сегодня по уровню регионального валового продукта самые бедные и самые богатые регионы различаются в 35 раз, по уровню безработицы - в 29, по объему инвестиций в основной капитал - в 158 раз.

30% всех федеральных инвестиций получают Москва и Санкт-Петербург, причем, сумма инвестиций в эти два региона равна инвестициям в 10 самых бедных региона. Необходимо поощрять более динамичное развитие регионов через финансово-инвестиционные механизмы, чтобы те деньги, которые выделяются бюджетом на эти цели - почти 2,1 млрд рублей, - шли именно в регионы, стремящиеся выйти из нынешнего депрессивного состояния, а не в те, которые и без федеральных средств привлекают достаточное количество частных инвестиций.
По третьему направлению развития Дмитрий Козак предложил передать регионам и муниципалитетам полномочия по бюджетному инвестированию: «Руководители регионов должны сами выбирать объекты для инвестиций - они должны сами решать, что, когда и в каких объемах строить». По словам министра, есть множество примеров, когда регионы сами находили свои собственные ниши в экономическом развитии страны и выходили из депрессивного состояния. Необходимо проводить политику отказа регионов от федеральных трансфертов, в то же время необходимо создать Фонд поддержки наиболее динамично развивающихся регионов (причем, не в абсолютных цифрах, а в процентном отношении, что даст сразу большое преимущество ныне наиболее отсталым территориям) в объеме порядка 2 трлн руб.

Как заверил собравшихся Сергей Миронов, предложения, высказанные участниками встречи, будут обобщены и войдут в итоговый документ парламентских слушаний.

собственная информация
Поделиться