25 апреля 2024 года
Регистрация
№2 Февраль 2014 — 10 февраля 2014

Россия в посткризисном мире

Версия для печати 1582 Материалы по теме
Россия в посткризисном мире

Новые тенденции

Подводя итоги 2013 года, министр экономического развития РФ А. В. Улюкаев отметил, что и статистика, и настроения инвесторов свидетельствуют о положительных тенденциях в мировой экономике. Ее наиболее проблемные зоны, в частности страны европейской периферии, в третьем квартале 2013 года продемонстрировали некоторое оживление. Тем не менее говорить о том, что кризис позади и его можно забыть, неверно. Мы являемся свидетелем формирования новой глобальной экономической модели, считает министр. Ее характерные черты — более низкие темпы роста, волатильность рынков, исчерпанность фискальных и монетарных стимулов для экономического роста. Темпы роста мировой экономики уже никогда не будут такими, как в первые 5–7 лет XXI века. Кроме того, темпы роста развитых и развивающихся экономик будут сближаться, а значит, прежние дисбалансы в торговле и в потоках капитала также будут постепенно сокращаться. По мнению Улюкаева, для развивающихся стран такие факторы, как внутренний потребительский и инвестиционный спрос, будут приобретать большее значение, чем чистый экспорт в другие страны. В свою очередь для развитых экономик более значимыми будут не вывоз капитала и вывод индустриальных подразделений в развивающиеся экономики, а реиндустриализация и использование внутренних сбережений для внутренних накоплений.

Большинство оценок, относящихся к 2014 году, предрекает мировой экономике рост на уровне 3,6–3,8%. Россия оказалась в новой для себя ситуации, войдя в противофазу с мировым развитием: по самым оптимистичным оценкам, рост ВВП России в 2014 году составит 2,5%. Неблагоприятная тенденция, как отметил Улюкаев, продолжится в 2015 и 2016 годах, а возможно и далее. «Можно было бы резко смягчить денежную политику, тем более что у нас в отличие от развитых экономик соответствующий резерв есть, как и для смягчения бюджетной политики, — бездифицитный бюджет и довольно низкая, всего 11% ВВП, долговая нагрузка. Но это было бы временным решением, за которым бы последовала разбалансировка основных институциональных и структурных характеристик экономики», — подчеркнул министр. Принципиальным решением, по его мнению, могло бы стать сокращение зависимости от глобальных факторов нестабильности, и прежде всего обеспечение роста на основе трансформации внутренних сбережений во внутренние инвестиции.

В последние годы России удавалось обеспечивать довольно активный инвестиционный рост за счет экстремально высокой прибыльности инвестиций (около 30%). Даже в 2013 году, по итогам которого был отмечен практически нулевой рост инвестиций в основной капитал, иностранные инвестиции продолжали расти. Впрочем, эта тенденция неустойчива, поскольку текущие темпы экономического роста не могут обеспечить прежней прибыльности инвестиций, убежден Улюкаев. Единственный способ подстегнуть интерес как внутренних, так и иностранных инвесторов к российской экономике — снижение инвестиционных рисков. Помимо пресловутого улучшения качества институциональной среды необходимо снять ключевые инфраструктурные ограничения для развития бизнеса прежде всего в сфере транспорта и энергетики. При этом важно, чтобы соответствующие проекты были не просто политическими, но и коммерческими. Для этого обязательно присутствие российских и глобальных частных инвесторов, которые рискуют своими средствами и обеспечивают тщательную экспертизу этих проектов.

Угроза стагфляции

Заместитель председателя Банка России К. В. Юдаева дала, пожалуй, наиболее пессимистичную оценку экономической ситуации в странах БРИКС и, в частности, в России. Довольно неожиданно она заявила, что в них уже наметились признаки стагфляции, то есть резкого замедления экономического роста, сопровождаемого всплеском инфляции. Причины замедления в России — все более заметное влияние демографического фактора, исчерпание ресурсов восстановительного роста после спада 1990‑х годов, а также то, что развитие потребительского кредитования перестало подстегивать рост экономики. Относительно высокие темпы инфляции Юдаева связывает с растущим спросом на продовольствие и с инфляционными ожиданиями.

Как и Улюкаев, Юдаева убеждена, что в сложившихся условиях (тем более если речь идет о стагфляции) стимулировать спрос с помощью мер денежно-кредитной политики нельзя. К тому же это никак не поможет решить одну из главных для России задач — повысить производительность труда. Наоборот, мягкая денежно-кредитная политика способствует консервации экономической структуры. В ближайшие годы Центробанк намерен сосредоточиться на снижении инфляции. На 2014 год в качестве целевого установлен показатель 5%, в 2015-м — 4,5%, в 2016 году — 4%, напомнила зампред Центробанка. Главным инструментом соответствующей политики Банка России является инфляционное таргетирование, а в его рамках — ключевая процентная ставка, по которой ЦБ осуществляет рефинансирование банковской системы. Юдаева подчеркнула, что таргетирование валютных курсов несовместимо с таргетированием процентных ставок. Кроме того, постепенный отказ от интервенций на валютном рынке и переход к плавающему курсу рубля рассматриваются Банком России как стратегия, которая позволит изолировать российскую экономику от колебаний финансовой конъюнктуры глобальных рынков. «У нас нет никаких специальных целей по курсу. Мы уходим с рынка и даем курсу возможность формироваться под воздействием чисто рыночных факторов», — пояснила Юдаева.

Главное — качество

Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев постарался сгладить острые углы, обозначенные предыдущими выступлениями. Именно это создало у многочисленных наблюдателей и комментаторов впечатление, что внутри самого правительства существуют явные противоречия в оценке экономической ситуации в стране.

«На фоне глобального кризиса ситуация в России по формальным, подчеркиваю, признакам выглядит достаточно стабильной», — считает премьер вопреки прогнозам, озвученным А. В. Улюкаевым. «Экономика растет, конечно, невысокими темпами, но все же как-то растет. Бюджет сегодня сбалансирован, государственный долг и безработица невелики, инфляция, имея в виду наши подходы к этому вопросу, находится под контролем», — отметил Медведев, фактически дезавуировав заявление Юдаевой о стагфляции. Он напомнил, что если в 2010–2012 годах средние ежеквартальные темпы роста составляли почти 4,5%, то во втором и третьем кварталах 2013 года лишь 1,2%, притом что среднегодовые цены на нефть по-прежнему близки к историческим максимумам. Одной из причин, хотя и не главной, Медведев назвал внешний фактор, в частности рецессию в Европейском союзе (стоит отметить, что именно во втором квартале 18-месячная рецессия в еврозоне завершилась). И все же премьер признал, что основные проблемы — внутренние и носят структурный и институциональный характер, не дав, впрочем, их развернутого объяснения.

«Необходимо серьезное обновление большинства сложившихся институтов и процедур — и формальных, а зачастую и неформальных, в рамках которых существуют и работают государство, бизнес, социальные структуры, все гражданское общество нашей страны. Это не просто теоретические размышления, в современных условиях это, по сути, веление времени. Сегодня наша самая важная задача может быть выражена одним словом — качество. Это и качество труда, и качество товаров, и качество продуктов и проектов, которые предлагаются для инвестирования, и, конечно, качество управленческих решений — в конечном счете все, что формирует качество нашей жизни», — отметил Медведев. По его словам, правительство намерено сконцентрироваться на нескольких направлениях работы. Во-первых, обеспечить гибкость рынка труда и трудового законодательства, повысить мобильность и качество трудовых ресурсов. Вновь, как и на Сочинском форуме в 2013 году, премьер повторил, что занятость не следует поддерживать искусственно. Социальные и политические риски высвобождения работников сегодня ниже, чем несколько лет назад, поскольку доля экономически активного населения сокращается и в этих условиях скорее будет не хватать квалифицированных работников, чем рабочих мест. Необходимы и дополнительные стимулы для компаний, которые инвестируют деньги в переподготовку кадров.

Во-вторых, нужно повышать качество предпринимательской среды. Председатель правительства считает важным улучшить условия ведения бизнеса в России, снять инфраструктурные и институциональные ограничения для деловой активности, создать эффективную систему стимулов для инвестирования в реальный сектор, в инновационные проекты и региональное развитие. Надежда здесь возлагается, в частности, на «дорожные карты». Примером эффективности этого инструмента, по мнению премьера, может служить сокращение срока подключения к электросетям до 180 дней и снижение его стоимости более чем в три раза. Медведев упомянул о продвижении России в рейтинге Всемирного банка Doing Business и пообещал упростить процедуры получения земельных участков под строительство и необходимых разрешений.

По словам Медведева, едва ли не основную роль в вопросах совершенствования делового климата должны играть региональные и местные власти. «Здесь выдаются необходимые разрешения, лицензии, принимаются необходимые управленческие решения, обеспечиваются или, наоборот, нарушаются права собственности», — подчеркнул премьер. Наконец, правительство намерено стимулировать развитие конкуренции с помощью сокращения избыточного присутствия государства в экономике, продуманной антимонопольной политики и поддержки малого и среднего бизнеса.

Газ и атомная энергия

Своими оценками ситуации в России и в мире поделились иностранные гости форума. По мнению бывшего премьер-министра Италии М. Монти, еврозона сегодня в общем и целом преодолела кризис, не все, но большинство наиболее острых проблем уже разрешены. «Хотя последствия кризиса все еще ощущаются, он оставил нам достаточно тяжелое наследие», — добавил Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) А. Гурриа. Таким наследием, в частности, следует считать низкие темпы роста экономик. Еще одна проб­лема — безработица, составляющая в странах ОЭСР в среднем около 8%, или 47 млн человек. Особенно высок уровень безработицы среди молодежи, где этот показатель достигает 16%. Во Франции каждый четвертый, в Италии каждый третий, в Греции и Испании каждый второй молодой человек является безработным. Общая безработица в еврозоне уже достигла 12% и продолжает расти.

Еще одно наследие кризиса — увеличившийся разрыв между доходами бедных и богатых. Наконец, темпы прироста инвестиций самые медленные за последние несколько лет. Инвестиции сегодня — это завтрашний экономический рост, подчеркнул Гурриа. «Мы надеемся, что ситуация улучшится в ближайшие годы, но пока мы видим слишком большое количество неопределенностей», — добавил он.

Президент Чехии в 2003–2013 годы и известный евроскептик В. Клаус покритиковал формулировку темы форума — «Россия и мир: устойчивое развитие». «Во многих частях света, например в странах БРИКС или схожих с ними, нет серьезной нестабильности, они растут довольно быстро, что неразрывно связано со всеми проблемами, дисбалансами, несоответствиями быстрого роста и состоянием мировой экономики», — подчеркнул эксперт, заявив, что в Европе, где нет экономического роста и высок уровень долга, ситуацию как раз можно назвать нестабильной. По его мнению, это прямое следствие действий европейской бюрократии, стремящейся проводить единую монетарную политику для очень разношерстного континента. России г-н Клаус посоветовал повышать уровень открытости экономики, продолжить либерализацию внешней торговли, а также обратить внимание на новые тренды в нефтегазовой сфере. «Многие традиционные производители привыкли к тому, что цены на нефть и газ все время растут. Это длительная тенденция, и они думают, что никаких серьезных изменений не произойдет, но все не так. Появились новые технологии, и рынок серьезно меняется. Это революция. Те, кто принимает решения в России, по моему мнению, знают об этом», — сказал бывший чешский лидер.

Председатель JPMorgan Chase International, а в прошлом глава Центробанка Израиля Я. Френкель отметил, что 2009 год был последним годом, когда рост в мире был отрицательным. Сегодня большинство территорий растет. В общем и целом промышленные страны растут медленнее, чем новые экономики (хотя и их рост в последнее время замедлился). Это мегатренд на ближайшие десятилетия, поскольку, по мнению эксперта, основным ресурсом для экономического роста будет демография. В последующие 20 лет население мира увеличится на 1,5 млрд человек, причем 1,45 млрд из них будет проживать именно в развивающихся экономиках.

Директор Института Земли Колумбийского университета известный американский экономист Д. Сакс не наблюдает в России серьезных признаков кризиса. «Безработица, бюджетный дефицит и уровень бедности — США с удовольствием поменялись бы с вами такими показателями», — сказал он. Кроме того, в мире не хватает ресурсов, которых в России в изобилии. «Это хорошая комбинация, у вас есть земля для того, чтобы производить пищу, необходимую всему миру. У вас есть газ, в чем нуждается экономика мира. Это очень важно, и я думаю, что роль России будет в будущем увеличиваться», — добавил экономист. По его словам, Россия будет играть очень важную роль и в том, что касается борьбы с экологическими проблемами, в частности с глобальным потеплением. Здесь как нельзя кстати могут пригодиться ее возможности, связанные с экспортом природного газа и атомной энергии. Сакс также отметил, что России важно добиться новых успехов в развитии промышленности. «В XXI веке промышленность — это прежде всего информационные технологии, которые затронут все сектора экономики. В целом Россия может быть мировым лидером в том, что касается космоса, авиации, скоростных железный дорог, атомной энергетики, робототехники и тяжелого машиностроения», — считает эксперт.

Избыток оптимизма

Министр финансов России А. Г. Силуанов назвал итоги 2013 года неплохими. Удалось перевыполнить план по доходам, дефицит бюджета оказался меньше запланированного: 0,5% ВВП вместо 0,8%. На 200 млрд руб. был пополнен Резервный фонд. В то же время в условиях благоприятной конъюнктуры, сложившейся в 2013 году, его необходимо было пополнить почти на 1 трлн руб. Вместо этого часть нефтегазовых доходов была проедена. Виной тому избыточный оптимизм при планировании ненефтегазовых доходов, в первую очередь поступлений от приватизации. Планирование должно быть более консервативным — таков один из главных выводов, которые, по мнению Силуанова, необходимо сделать по итогам 2013 года. «Нужно ставить амбициозные планы по темпам экономического роста, инвестициям, производительности труда. Но для бюджета должен быть абсолютно консервативный прогноз, который не должен менять параметры его исполнения», — заявил министр.

Серьезную обеспокоенность у главы Минфина России вызывает исполнение региональных бюджетов. В 2013 году дефицит бюджетов субъектов РФ вырос более чем в два раза, составив 700 млрд руб. Этот дефицит регионы покрыли за счет остатков, накопленных ими в предыдущие годы. Однако в 2014 году такой возможности у них уже не будет, подчеркнул Силуанов. Таким образом, вопрос устойчивости региональных бюджетов становится одним из важнейших для балансировки всей бюджетной системы. По мнению министра, следует расширить возможности регионов в маневрировании собственными бюджетными расходами. «Целый ряд позиций, касающихся их расходных обязательств, регулируется федеральным законодательством. Если мы фактически даем регионам задания по заработным платам бюджетников, по инфраструктурным проектам, то нужно развязывать им руки, чтобы они могли маневрировать ресурсами для реализации этих целей», — отметил он.

Основным внешнеэкономическим риском для России остаются цены на нефть, газ и иные экспортные товары. Бюджет на 2014 год запланирован исходя из прогноза цены на нефть 101 долл. за баррель. Однако уже в 2015 году целый ряд факторов может вызвать падение цены до 80–90 долл. В частности, спрос на энергоносители, который сегодня генерируется США и европейскими странами, где также наметился рост, будет во многом компенсирован увеличением предложения со стороны как самих США и Канады, так и стран ОПЕК. Министр финансов считает необходимым готовиться к такому развитию событий заранее. Помимо направления нефтяных сверхдоходов в Резервный фонд следует повышать эффективность бюджетных расходов, в том числе используя инструмент госпрограмм (кстати, соответствующий опыт Силуанов назвал не совсем удачным). Государству придется пересматривать свои расходные обязательства, подчеркнул министр. Он затронул, в частности, тему пенсионной реформы. Обеспечение баланса пенсионной системы уже обходится федеральному бюджету в 1 трлн руб. Без дальнейшего обсуждения вопроса о пересмотре пенсионного возраста решить эту проб­лему не удастся, уверен Силуанов. Он также считает необходимым работать над повышением сбора доходов. Причем оно должно быть обеспечено не путем увеличения налоговой нагрузки, а за счет сокращения теневого сектора экономики и реализации мер по ее деофшоризации.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно