25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5070 Материалы по теме
Из региональных сетей только каждая пятая выполняет положения документа
Торговые наценки на товары могут стать вне закона

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила первому вице-премьеру Игорю Шувалову отзывы отечественных бизнес-ассоциаций о работе Кодекса добросовестных практик, сообщает «Российская газета». Этот кодекс подписали объединения производителей товаров ежедневного спроса с одной стороны и торговых сетей — с другой. Цель документа — самостоятельное регулирование отношений между участниками рынка, без вмешательства государства.

Кодекс был создан в качестве упредительной меры с целью смягчения готовящихся поправок к закону о торговле. Наиболее либеральные поправки предполагают расширение полномочий ФАС для выявления недобросовестных действий крупных игроков отрасли. Более радикальный вариант законопроекта включает в себя запрет любых наценок свыше установленного государством уровня.

Наценки скрытые и прямые

С укреплением рыночных позиций и размеров торговых сетей доля их маржи в торговой цепочке все больше расширяется. Нередко из-за этого растет розничная цена товаров для потребителей. Решить проблему не помогло даже ограничение ретро-бонусов, то есть доплат (или скидок) от производителей в пользу торговой сети за продажу их товаров. Такие бонусы зачастую доходят до 30% от первоначальной стоимости товара. Их оплата прописывается в отдельных договорах и с точки зрения закона о торговле претензий к ним быть не может.

Нередки также случаи, когда оператор розничной сети требует от поставщиков плату за появление их товаров в каждом своем новом магазине. Фактически сеть расширяется за счет поставщиков. Чтобы не работать в убыток, производители закладывают ретро-бонусы в свои отпускные цены, что в итоге также повышает конечную цену продукции.

Рынок должен стать саморегулируемым

Против саморегулирования в его нынешнем виде выступает некоммерческое объединение «Рыбный союз». По оценкам исполнительного директора союза Сергея Гудкова, только в 15-20% случаев сети соблюдают принятые на себя обязательства. Три-четыре крупные федеральные сети фактически игнорируют кодекс, добавляет представитель Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции. Из региональных сетей только каждая пятая выполняет положения документа.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно