Стратегической задачей законопроекта является создание механизмов, позволяющих:
- обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности, а также единого порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий;
- исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
- ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
- определить роль и четко разграничить полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;
- обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
- сформировать предпосылки для развития современных форматов торговой деятельности посредством создания правовой базы, направленной на урегулирование отношений, связанных с осуществлением розничной торговой деятельности без организации и (или) использования торговых объектов, в том числе электронной торговли, с учетом необходимости защиты прав потребителей;
- обеспечить качественное, доступное и максимально полное обслуживание населения;
обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.
Целью законопроекта является систематизация торговой деятельности путем:
- формирования единой нормативной правовой базы для осуществления торговой деятельности;
- устранения существующих пробелов нормативного правового регулирования и унификации норм в области осуществления торговой деятельности;
- определения понятийного аппарата, методов и форм государственного регулирования торговой деятельности;
- определения способов осуществления торговой деятельности (посредством организации и (или) использования торговых объектов либо без таковых (современные форматы торговли), а также посредством заключения договоров розничной купли-продажи (розничная торговая деятельность) и договоров поставки (оптовая торговая деятельность);
- классификации торговых объектов по видам в зависимости от их физических характеристик (стационарные или нестационарные), совокупного размера их торговых площадей (крупные, средние и малые), а также в зависимости от группы предлагаемых к продаже товаров (универсальные и специализированные). В качестве специального вида торгового объекта предполагается выделить предприятие оптовой торговли. При этом под торговым объектом предлагается понимать имущественный комплекс, специально оборудованный и предназначенный для осуществления торговой деятельности ;
- закрепления основных направлений государственной политики в области торговой деятельности, а также закрепление исчерпывающего перечня методов и форм государственного регулирования торговой деятельности (разрешительный и уведомительный порядок организации (использования) торговых объектов, антимонопольное регулирование и государственный контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований законодательства в области регулирования торговой деятельности, определение исчерпывающего перечня требований к торговым объектам и условий их функционирования, информационное обеспечение и т.п.);
- четкого определения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении регулирования торговой деятельности;
- закрепления основных принципов осуществления торговой деятельности (обеспечение равного и недискриминационного доступа заинтересованных лиц к торговой инфраструктуре, общедоступности торговых объектов и др.);
- регламентации торговой деятельности, осуществляемой посредством организации и (или) использования торговых объектов, путем установления требований, предъявляемых к размещению каждого вида торгового объекта, в том числе исходя из норм градостроительного законодательства, планов развития территорий и минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми площадями, а также к их оборудованию. При этом предполагается закрепление специальных требований в отношении мест размещения и количества торговых объектов, относящихся к так называемым «торговым сетям», а также правил их функционирования, включая прежде всего меры антимонопольного регулирования;
- регламентации осуществления розничной торговой деятельности без организации и (или) использования торговых объектов (электронная торговля, продажа товаров посредством использования автоматов, сообщений в источниках информации (Интернет, газеты, журналы, телевидение, радио), а также посредством привлечения распространителей (сетевой маркетинг) путем определения исчерпывающего перечня условий, необходимых для осуществления такой деятельности).
- обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности, а также единого порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий;
- исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
- ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
- определить роль и четко разграничить полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;
- обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
- сформировать предпосылки для развития современных форматов торговой деятельности посредством создания правовой базы, направленной на урегулирование отношений, связанных с осуществлением розничной торговой деятельности без организации и (или) использования торговых объектов, в том числе электронной торговли, с учетом необходимости защиты прав потребителей;
- обеспечить качественное, доступное и максимально полное обслуживание населения;
обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.
Целью законопроекта является систематизация торговой деятельности путем:
- формирования единой нормативной правовой базы для осуществления торговой деятельности;
- устранения существующих пробелов нормативного правового регулирования и унификации норм в области осуществления торговой деятельности;
- определения понятийного аппарата, методов и форм государственного регулирования торговой деятельности;
- определения способов осуществления торговой деятельности (посредством организации и (или) использования торговых объектов либо без таковых (современные форматы торговли), а также посредством заключения договоров розничной купли-продажи (розничная торговая деятельность) и договоров поставки (оптовая торговая деятельность);
- классификации торговых объектов по видам в зависимости от их физических характеристик (стационарные или нестационарные), совокупного размера их торговых площадей (крупные, средние и малые), а также в зависимости от группы предлагаемых к продаже товаров (универсальные и специализированные). В качестве специального вида торгового объекта предполагается выделить предприятие оптовой торговли. При этом под торговым объектом предлагается понимать имущественный комплекс, специально оборудованный и предназначенный для осуществления торговой деятельности ;
- закрепления основных направлений государственной политики в области торговой деятельности, а также закрепление исчерпывающего перечня методов и форм государственного регулирования торговой деятельности (разрешительный и уведомительный порядок организации (использования) торговых объектов, антимонопольное регулирование и государственный контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований законодательства в области регулирования торговой деятельности, определение исчерпывающего перечня требований к торговым объектам и условий их функционирования, информационное обеспечение и т.п.);
- четкого определения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении регулирования торговой деятельности;
- закрепления основных принципов осуществления торговой деятельности (обеспечение равного и недискриминационного доступа заинтересованных лиц к торговой инфраструктуре, общедоступности торговых объектов и др.);
- регламентации торговой деятельности, осуществляемой посредством организации и (или) использования торговых объектов, путем установления требований, предъявляемых к размещению каждого вида торгового объекта, в том числе исходя из норм градостроительного законодательства, планов развития территорий и минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми площадями, а также к их оборудованию. При этом предполагается закрепление специальных требований в отношении мест размещения и количества торговых объектов, относящихся к так называемым «торговым сетям», а также правил их функционирования, включая прежде всего меры антимонопольного регулирования;
- регламентации осуществления розничной торговой деятельности без организации и (или) использования торговых объектов (электронная торговля, продажа товаров посредством использования автоматов, сообщений в источниках информации (Интернет, газеты, журналы, телевидение, радио), а также посредством привлечения распространителей (сетевой маркетинг) путем определения исчерпывающего перечня условий, необходимых для осуществления такой деятельности).
Министерство экономического развития и торговли