25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 6 Июнь 2014 — 26 мая 2014

Сотрудничество профессионалов: новые возможности для регионов

Версия для печати 1777 Материалы по теме
Компании "Р.О.С.Т.У." и "Кейсистемс" достигли соглашения о партнертсве
Сотрудничество профессионалов: новые возможности для регионов

Недавно между компаниями «Р.О.С.Т.У.» и «Кейсистемс» достигнуто соглашение о стратегическом партнерстве. Многие регионы и муниципальные образования Российской Федерации на протяжении нескольких лет используют различные продукты этих компаний. Отсюда основной вопрос, поступивший от коллег-финансистов: каких изменений им ждать от партнерства? Естественный интерес вызывают как цель партнерства, так и перспективы сотрудничества. За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к руководителям компаний-партнеров — генеральному директору «Р.О.С.Т.У.» Н. А. МЕДНОВОЙ и генеральному директору «Кейсистемс» А. А. МАТРОСОВУ.

— Нелли Артуровна, прежде всего хотелось бы узнать, что побудило компании заключить соглашение о сотрудничестве?

— Надо сказать, что компания «Р.О.С.Т.У.» всегда в первую очередь делала акцент на разработке новых и оптимизации существующих систем управления, оптимизации действующих регламентов, правил взаимодействия между различными структурами органов государственной власти и органов местного самоуправления. И уже во вторую очередь ставила задачи по автоматизации новых и оптимизируемых процессов. Так, создание наиболее востребованной в регионах России результативно-ориентированной системы управления (РОСУ) достигается прежде всего за счет внедрения совершенно нового порядка взаимодействия между сотрудниками экономического и финансового органов, сотрудниками главных распорядителей бюджетных средств и учреждений.

В ходе реализации проекта обязательно происходит анализ используемых документов, отчетов, существующих взаимосвязей и их перестроение, детализация, формализация роли и места каждого участника в новой системе управления. Например, в разрезе инструментов определяется: как соотносятся данные, необходимые для формирования смет ГРБС, с планами их деятельности; как планы деятельности ГРБС соотносятся с планами финансово-хозяйственной деятельности и сметами учреждений и как все эти инструменты в совокупности и каждый по отдельности соотносятся с принятыми

и/или планируемыми бюджетными обязательствами, а также новым инструментом планирования, анализа, контроля и мотивации — гос­программами. И только после полного восприятия органами власти всех особенностей программно-целевого управления начинается внедрение автоматизированной системы.

Безусловно, в нашей автоматизированной системе БИС-СБОР изначально заложены функциональные возможности, обеспечивающие переход деятельности органов власти и учреждений на управление по результатам. В ее основе также заложена возможность оперативной настройки под особенности любого региона или муниципалитета. В ходе реализации каждого конкретного проекта БИС-СБОР проходит адаптацию к тем новым процессам, правилам и схемам взаимодействия, которые приняли и действительно освоили все — и руководители региона, и руководители каждого бюджетного учреждения, и, что немаловажно, представители законодательных органов власти. В результате процессом внедрения автоматизированной системы завершается «введение в реальную жизнь» новых правил деятельности органов власти и учреждений, фиксация принятой модели управления, ориентированной на результат.

Отмечу, что разработанные нашей компанией правила, методики, концепции управления общепризнаны в регионах. Необходимость их применения не вызывает сомнения. При этом далеко не сегодня стал очевиден факт, что многие регионы, заинтересованные в использовании предлагаемых нами правил, регламентов управления, по той или иной причине не были готовы отказаться от программного решения, которое уже у них установлено и используется. Однако в части возможности использования сторонних программных продуктов для внедрения результативно-ориентированной модели управления были большие сомнения. Поскольку, как отмечено выше, если система БИС-СБОР изначально содержала в себе модель РОСУ, то другие АС на это явно рассчитаны не были.

Казалось бы — внедряйте только модель. Однако, имея собственный опыт выстраивания новых процессов, а не только их автоматизации, с полной уверенностью можем заявить, что разработкой одних новых регламентов, концепций, утверждением новых правил деятельности только на бумаге ограничиваться нельзя. Внедрение модели управления без использования автоматизированной системы — задача неблагодарная. Бумаги и схемы требуют их автоматизации, в противном случае они остаются лежать на столе.

Но поскольку обращения со стороны регионов возникали все чаще, мы начали анализировать, какие из существующих на рынке автоматизированных систем управления общественными финансами все же могли бы быть адаптированы под предлагаемые нами методологические решения. При анализе учитывалась открытость систем, восприимчивость к новым моделям управления и несменяемость с приходом в регион нового руководства. Программными решениями, на которых мы остановили свой выбор, стали продукты компании «Кейсистемс». 

Решение о стратегическом партнерстве принималось исходя из потребностей заказчиков

— В тот момент, когда вы остановили свой выбор на продуктах «Кейсистемс», вас не смутил тот фактор, что это все-таки конкурирующая компания?

— Конкуренция среди компаний, имеющих одних и тех же потенциальных заказчиков и предлагающих в некотором роде идентичные технические решения, безусловно, всегда была. Однако важен тот факт, что до настоящего времени наша конкурентная борьба с компанией «Кейсистемс» всегда проходила в открытых условиях — честная и достойная конкуренция, основанная на предложении заказчику лучших по разным параметрам решениях. Кроме того, нами всегда ценился такой подход компании «Кейсистемс», как умение поставить интересы заказчика во главу угла.

Один показательный пример: на тех территориях, где нашим компаниям приходилось работать совместно, заказчик даже не подозревает, что могут существовать проблемы по интеграции смежных продуктов. Вопросы обеспечения интеграции двух систем, интеграции различных процессов, имеющих смежные инструменты и элементы управления, решались максимально эффективно, несмотря на конкуренцию.

Такие факторы, как легкость адаптации продуктов «Кейсистемс» и способность к конструктивному диалогу самой компании, стали решающими, чтобы попробовать объединить усилия и создать новый продукт. Результат совместной деятельности уже за первый квартал этого года подтвердил правильность решения — работа единой командой над крупномасштабным проектом показала, насколько результативно и эффективно могут достигаться как цели, поставленные заказчиком, так и цели обеих компаний. Именно результаты такого сотрудничества подвели нас к мысли о создании стратегического партнерства. При этом мы, конечно же, помнили, что у компании «Кейсистемс» есть еще одно «маленькое» достоинство: ее действующими клиентами являются более 2/3 субъектов РФ J.

Так родилась и состоялась идея создания партнерства. Состоялась с командой единомышленников, разделяющей с нами подходы к реализации проектов и подходы в отношениях с заказчиками, — компанией «Кейсистемс». 

Цель партнерства — предоставление органам власти высокоэффективных решений за счет суммарного расширения ресурсов и способностей двух профессиональных команд, за счет объединения накопленного опыта по созданию и  внедрению современных моделей управления и передовых технологий

— Алексей Александрович, к вам сразу два вопроса: что сподвигло компанию «Кейсистемс» принять решение о вхождении в партнерство? И какова цель впервые созданного на данном рынке стратегического партнерства?

Работа единой командой над крупномасштабным проектом показала, насколько результативно и эффективно могут решаться задачи, поставленные заказчиком и реализуемые партнерством

— Принятие решения о стратегическом партнерстве проходило в аналогичных с компанией «Р.О.С.Т.У.» условиях. А именно следуя потребностям заказчиков. До недавнего времени компания «Кейсистемс» занималась в основном разработкой только программных продуктов, хотя, работая в регионах, мы чувствовали возрастающую потребность в качественной проработке методологических вопросов, особенно в сфере программно-целевого управления. Таким образом, родилась идея предложить рынку новый продукт, который состоял бы из двух составляющих: программно-технической и методологической.

Для реализации задуманного нам был необходим опытный партнер с проверенной репутацией, который бы смог не только разработать пакет НПА, но и интегрировать современную методологию в наши программные решения. И такой партнер был найден. Мы провели ряд встреч с компанией «Р.О.С.Т.У.», чтобы убедиться, что все задуманное возможно. Итог этих встреч — уже реализуемые в ряде регионов совместные проекты, в ходе которых мы убедились в правильности решения по объединению усилий.

Что касается вопроса о цели партнерства, то ответ следует из предпосылок его создания — предоставление органам государственной власти и местного самоуправления высокоэффективных решений за счет суммарного расширения ресурсов и способностей двух профессиональных команд, за счет объединения накопленного опыта по созданию и внедрению результативно-ориентированных моделей управления и передовых широко распространенных технологий.

— Нелли Артуровна, раз есть совместные проекты, наверняка есть и новые предложения?

— Безусловно, на сегодняшний день за счет объединения усилий и направлений развития двух компаний мы готовы предложить новые продукты, созданные в партнерстве. Как руководитель «Р.О.С.Т.У.» в первую очередь обращаюсь к тем регионам и муниципальным образованиям, где уже используются решения компании. Мы готовы предложить возможность использования более широкого спектра программных решений, прежде всего в целях создания «Электронного бюджета», охватывающего все стадии и циклы бюджетного процесса, а также процессов, связанных с ним.

Это автоматизация и оптимизация процессов исполнения бюджета (модернизация которого давно назрела с учетом внедрения программно-целевых методов управления); планирования и учета инвестиций; осуществления закупок с акцентом на результат; учета имущества и других активов казны; кадровый учет, также с акцентом на результативность деятельности руководителей, сотрудников, учреждений и органов исполнительной власти в целом, и многое другое. Расширенная линейка программных решений уже интегрирована с системой БИС (БИС-СБОР, БИС-РРО, БИС-ГМЗ и др). При этом применен «бесшовный» метод неощутимой для пользователей интеграции.

Работа единой командой над крупномасштабным проектом показала, насколько результативно и эффективно могут решаться задачи, поставленные заказчиком и реализуемые партнерством

— Алексей Александрович, вы также предложите что-то новое своим клиентам?

— Совершенно верно. Вниманию регионов, муниципальных образований, уже использующих решения компании «Кейсистемс», предлагается возможность внедрения высокоэффективных управленческих решений на основе функционирующих на территории программных продуктов нашей компании. Прежде всего это относится к наиболее востребованному на сегодня направлению — созданию результативно-ориентированной системы управления публично-правовым образованием. Важно, что в ходе такого проекта обеспечивается методологическая проработка:

создания единого процесса стратегического, программно-целевого и бюджетного планирования;

внедрения инструмента государственных программ;

внедрения новых правил программно-целевого управления деятельностью во взаимосвязи с правилами формирования программного бюджета.

Таким образом, оперативно и максимально эффективно обеспечивается решение главных задач, обозначенных в Программе повышения эффективности управления общественными финансами1: модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления и обеспечение неформального эффективного подхода к формированию программного бюджета.

Считаю важным еще раз подчеркнуть, что для всех государственных (федеральных и региональных) структур, для всех муниципалитетов, для новых заказчиков, партнеров и коллег в рамках созданного стратегического партнерства компании «Кейсистемс» и «Р.О.С.Т.У.» готовы предложить концептуально новые высокоэффективные продукты, созданные совместно. Новая форма сотрудничества позволяет каждой из компаний — и «Р.О.С.Т.У.», и «Кейсистемс» — как работать и развиваться самостоятельно, так и формировать совместные направления, предоставляя своим заказчикам — финансистам, экономистам в регионах и муниципальных образованиях самые оптимальные решения, впитавшие в себя все лучшие профессиональные навыки и умения каждой компании.

А. В. БОРИСОВ

Благодарю всех за интервью. От себя и от редакции журнала «Бюджет» желаю вашему партнерству успехов, а коллегам-финансистам — удачных проектов. Уверен, что их реализация напрямую отразится на результатах и оценке деятельности органов власти регионов и муниципальных образований, освоивших новые предложения партнерства. 


КОММЕНТАРИЙ

Татьяна Алексеевна БАРИНОВА, заместитель губернатора Псковской области — начальник государственного финансового управления

— Татьяна Алексеевна, можно узнать ваше мнение о перспективах стратегического партнерства «Кейсистемс» и «Р.О.С.Т.У.», учитывая, что на территории Псковской области уже используются продукты и той и другой компании?

— Псковская область не первый год работает над выполнением задач по повышению эффективности бюджетных расходов. За это время очевидным стал факт, что для получения результатов реформ необходимы комплексные меры. Недостаточно просто принять новые нормативные акты и надеяться, что все закрутится само собой. Также недостаточно автоматизировать отдельные функции госорганов: новые документы не сформируются автоматически сами.

Возьмем, к примеру, одно из последних новшеств — госпрограммы. Следует понимать, что формирование госпрограмм — это уже комплексная задача. Сами же госпрограммы (как документ) — своего рода контейнер (и инструмент одновременно) для балансировки показателей стратегического и бюджетного планирования. Таким образом, при встраивании госпрограмм в устоявшиеся процессы необходима комплексная масштабная проработка вопросов. А значит, нужна поддержка и методологического, и технологического характера. Перед тем как сформировать госпрограммы в системе, должен быть проведен комплексный аудит, экспертиза принятых в области целевых программ по всем отраслевым направлениям, показателей самих госпрограмм, решены другие подобные вопросы. В данных условиях создание стратегического партнерства двух компаний — «Кейсистемс» и «Р.О.С.Т.У.», имеющих лучшие практики методологического и технологического сопровождения реализации реформ, безусловно, приветствуется.

Псковская область на практике оценила плюсы такого взаимодействия. В настоящее время максимально конструктивно идет реализация проектов в муниципалитетах региона, действующих в рамках государственной программы «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области», с применением жестко интегрированного подхода внедрения новых моделей и методов программно-целевого управления на устоявшейся технологической платформе.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно