25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 6 Июнь 2014 — 26 мая 2014

Госзакупки: прозрачно, технологично, перспективно

Версия для печати 3502 Материалы по теме
Как информационные технологии помогают развивать региональную экономику
Госзакупки: прозрачно, технологично, перспективно

Вступление в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вывело на новый уровень актуальность задачи создания информационных систем по управлению закупками для госсектора, с помощью которых этот процесс стал бы более оперативным, прозрачным, эффективным. Что можно взять за основу уже сегодня, используя лучший мировой и российский опыт?

Свой вклад в развитие ИТ‑ре­шений для управления закупками внесли не только крупнейшие мировые и российские вендоры, но и их партнеры. На российском ИТ-рынке сегодня представлен широкий спектр таких продуктов, их активно используют для оптимизации процесса закупок и управления ценообразованием компании в таких отраслях, как торговля, нефтегазовый и транспортный сектора, производство, здравоохранение. Лучшие практики, накопленные в этих решениях, вполне применимы и для госсектора — ведь сегодня и госструктуры, и коммерческие компании решают в сфере закупок сходные задачи: повышение оперативности, прозрачности, снижение затрат, расширение круга поставщиков.

Решения для управления закупками на базе SAP успешно используют многие крупнейшие компании и холдинги страны

Последнее особенно важно для субъектов РФ, так как позволяет стимулировать рост локального производства, сохранить и нарастить в регионах промышленную и технологическую базу. Очевидно, что для таких задач госсектору необходимы ИТ-ре­шения, сочетающие в себе достаточно широкий набор функций, в том числе возможность интеграции с электронными торговыми площадками (как федеральными, так и региональными), доработки и настройки под отраслевую специфику. Важна и надежная поддержка: компании — разработчики таких решений должны быть опытными, известными на рынке, обладающими возможностями для долгосрочного сотрудничества.

Практика внедрения решений SAP

Примеры таких решений были представлены на ежегодном форуме-выставке «Госзаказ-2014». Среди новых проектов большой интерес вызвала «Нижегородская электронная товарно-информационная система» (ИАС «НЭТИС»), на базе которой в Нижегородской области будет организован процесс госзакупок. Решение о создании такой системы было принято правительством Нижегородской области совместно с региональной Ассоциацией промышленников и предпринимателей еще в 2012 году. В результате проведенного конкурса предпочтение было отдано российскому интегратору, предложившему решение на платформе SAP, уже успешно использующейся в аналогичных информационных системах для управления закупками не только в государственных учреждениях Германии, США, Франции, Израиля, Великобритании и Испании, но и у российских заказчиков. Например, на базе решения SAP создана система управления закупками в ГК «Росатом». По оценке руководителей «Росатома», в результате автоматизации процесса закупок на базе SAP за два года корпорация уже сэкономила более 56 миллиардов рублей. Как подчеркнул ИТ-директор «Рос­атома» Е. И. Чаркин, «эти деньги мы сэкономили для отрасли».

Решения для управления закупками на базе SAP успешно используют и другие крупнейшие компании и холдинги страны: Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), «Объединенная металлургическая компания» (ОМК). Как отметил

ИТ-ди­­ректор компании «Сургутнефтегаз» Р. Д. Гимранов, в результате внедрения решения SAP «пользователи систем получили возможность делать запросы без ограничений, благодаря чему специалисты по планированию и закупкам имеют достоверную информацию о реальных остатках на складах (в справочнике компании более 150 тысяч наименований различных материалов)». По оценке специалистов «Сургутнефтегаза», использование решений SAP позволило снизить цену закупки на 7–9%. Решения SAP эффективно используют ОАО «Газпром», «Сбербанк России», ОАО «МОЭК», «ЕвразХолдинг», а также ряд регионов РФ, в том числе Пермский край, Тюменская область.

Успешная практика внедрения решений SAP развивается и в госсекторе стран СНГ: недавно завершен двухлетний проект по локализации решений SAP для Казахстана, а министерство финансов этой страны стало обладателем премии за лучшее внедрение решений, оптимизирующих работу государственных финансовых учреждений. Если говорить о зарубежном опыте, то, например, столица Австрии, Вена, в которой действуют единые системы управления недвижимостью, закупками, сборами и муниципальными платежами, созданные на базе решений SAP, получает экономический эффект около 2,36 миллиона евро в год.


КОММЕНТАРИЙ

В. В. ТАРБЕЕВ, директор Агентства по развитию производства, кооперации и конкуренции 

Проект сложный, его реализации препятствовали такие факторы, как организационная разобщенность, отсутствие административного подчинения учреждений, входящих в рамки проекта, разный уровень готовности пользователей, территориальная разбросанность, жесткие сроки ввода документов в соответствии с законодательством РФ. Мы стремимся взаимодействовать с бизнес-сообществом через Ассоциацию нижегородских промышленников и предпринимателей — и через ее областную организацию, и через организации в каждом муниципальном районе. Предпринимательское сообщество откликнулось на призыв к сотрудничеству, но в начале пути активность участников пока невелика. Это связано с тем, что сегодня бизнесу поступает достаточно много разных предложений, и от их реализации не всегда есть реальный эффект. Поэтому бизнес ждет результатов. Я считаю, что примерно через год, когда будет пройден весь закупочный цикл, активность возрастет.

Сегодня все просьбы и жалобы к нам идут по двум направлениям. Во-первых, предприниматели утверждают, что у них недостаточно информации о том, что закупается в рамках госзаказа. И действительно, когда это делается вручную, не через систему, такое возможно. В нашей же системе, зарегистрировавшись, может участвовать каждый производитель, и он будет получать все необходимые сведения. Во-вторых, добросовестные предприниматели просят помочь им, оградить от недобросовестных коллег. К сожалению, сложился целый блок участников торгов, которые не являются производителями или представителями группы производителей, они только выигрывают торги и потом, по сути, продают свой выигрыш. Или, того хуже, привозят под этот выигрыш товар, который не соответствует заявке, поданной на торги. Это опасно, поскольку мы работаем с социальной сферой — с больницами, детскими садами. Недопустимо закупать товары, которые могут навредить здоровью и жизнедеятельности людей. Для предотвращения подобных ситуаций предусмотрен такой орган, как экспертный совет. Он привлекает к своей деятельности Торгово-промышленную палату, Роспотребнадзор и Росветнадзор, с которыми заключены соответствующие соглашения.

Преимущества использования системы

«Нижегородская электронная товарно-информационная система» поддерживает процессы проведения закупок для нужд муниципалитета и региона в целом. Важным результатом ее использования, по мнению экспертов, станет снижение стоимости закупок в рамках областного бюджета. Ежегодная экономия будет достигнута за счет оптимизации процесса закупок по нескольким направлениям, в числе которых ведение единого каталога поставщиков, поддержка проведения торгов на специализированном сайте — электронной торговой площадке, возможность мониторинга цен и закупки одинаковых услуг по единым тарифам. Прозрачная и единая для всех участников процедура организации государственных электронных торгов обеспечит равный допуск для всех компаний — как федеральных, так и региональных. В этом — один из важнейших стимулов к развитию местных производителей, выявлению перспективных сегментов локальных рынков, созданию новых рабочих мест в регионах. Местные компании смогут, во-первых, получить точную информацию о том, в каких услугах и товарах заинтересован регион, а во-вторых — предлагать более гибкие и конкурентоспособные условия: производители на местах, в частности, смогут избежать значительных логистических издержек. Так что технологии напрямую повлияют на оздоровление экономики региона.

Кстати, SAP готов предложить решения для оптимизации закупок и в новом формате — с использованием облачных технологий, преимущество которых в существенно меньшей стоимости владения и простоте создания ИТ-решений на их основе. Организовать госзакупки в облаке — реально: в этом может помочь Ariba, крупнейшая международная торговая сеть, которая объединяет более миллиона компаний из 140 стран. Уже сегодня в ней ведутся транзакции на сумму свыше 450 миллиардов долларов. Поставщики и покупатели в Ariba могут находить друг друга «по интересам», то есть по потребности в приобретении или продаже продукции, услуг, сырья на наиболее выгодных условиях. Ariba уже используют многие крупные организации. Например, крупнейший британский авиаперевозчик British Airways, используя Ariba, ежегодно экономит на закупках в среднем 80 миллионов фунтов. Кроме того, компания смогла на конкурсной основе выделить наиболее конкурентоспособных поставщиков и, работая с лучшими из них, существенно сократила свои затраты на управление поставками и документооборот. Несложно представить масштабы такой экономии в случае, если речь идет о госзакупках.

Анализируя данные о состоявшихся торгах, правительство субъекта РФ сможет выявлять сферы с наибольшим потенциалом для развития. Это поможет увеличить количество компаний, участвующих в конкурсных закупках для нужд региона

Производители и поставщики смогут самостоятельно публиковать перечни производимой продукции, получать информацию о планируемых закупках для нужд области и совершать сделки в режиме реального времени. Статистические данные, получаемые с помощью системы, позволят выявить наиболее востребованные заказчиками товары, не производимые нижегородскими предприятиями. Определенные таким образом инвестиционные ниши будут учтены при планировании дальнейшего развития региональной экономики. Анализируя данные о состоявшихся торгах (причем это можно сделать за разные периоды времени, по отраслям, типам продукции — все это позволяет аналитический инструментарий системы SAP), правительство региона сможет выявлять сферы с наибольшим потенциалом для развития. Это поможет увеличить количество нижегородских компаний, участвующих в конкурсных закупках для нужд региона. Кроме того, снизится риск коррупции и недобросовестной конкуренции, ведь одним из результатов внедрения такой системы является обеспечение гласности и прозрачности закупок.

Решения SAP для управления закупками объединяют в себе лучший мировой и российский опыт благодаря широкой практике их успешного внедрения. Эти решения позволяют не только работать с большими объемами данных, обеспечивая бесперебойную работу электронных торговых площадок, но и создать единое информационное пространство для управления закупками, охватив все аспекты этого многоуровневого процесса: внутренние процедуры (регистрацию участников, проверку достоверности и соответствия предоставленной информации в заявках, уведомление о допуске к торгами и т. п.), интеграцию с внешними системами (электронными торговыми площадками, интернет-порталами), аналитическую работу.

Система может внедряться поэтапно — сценарий ее развертывания выстраивается в соответствии с приоритетами конкретного заказчика. Так, в Нижнем Новгороде курировать разработку и ввод системы в промышленную эксплуатацию поручено ГКУ НО «Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции». Создаваемая система охватит более 4,1 тысячи государственных и муниципальных учреждений, находящихся в девяти городских округах, 43 муниципальных районах и, конечно, в административном центре региона — Нижнем Новгороде. Такой масштаб проекта вполне оправдан: ведь уже сейчас годовой объем закупок области составляет 50 миллиардов рублей.

Опыт Нижегородской области интересен и другим регионам, так как перед каждым субъектом РФ сегодня стоит задача стимулирования местных производителей, организации системы закупок, ориентированной не только на крупные контракты, но и на развитие среднего и мелкого предпринимательства. Создатели новой системы готовы делиться своим опытом и знакомить коллег из других регионов с практикой развития системы госзакупок на новой технологической основе. «Прозрачность госзакупок — один из важнейших факторов стимулирования местных производителей, что особенно актуально для наших регионов. С помощью современных технологий обеспечивается равный доступ к участию в гос­контрактах, а значит — возможность предложить инновационные решения, развивать новые рабочие места и производства. Проект в Нижнем Новгороде подтверждает, что опыт компании SAP и ее партнеров в разработке и внедрении решений по оптимизации системы закупок, в том числе и для госсектора, важен и востребован в России», — отмечает исполнительный директор SAP СНГ Н. Д. Парменова.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно