25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1462 Материалы по теме
Галина Александровна АНТОНОВА, директор Территориального фонда ОМС Московской области
Идеология лидерства на службе застрахованных лиц Подмосковья

Сегодня Московская область живет и работает в соответствии с требованиями времени: привлекает инвестиции, развивает социальную инфраструктуру, формирует новый вектор идеологии управления. И в этом главная заслуга губернатора Подмосковья А. Ю. Воробьева, который не ограничивается постепенным динамическим движением вперед. Он требует от своей команды значительного рывка, разумеется, экономически взвешенного и обоснованного. Его цель — сделать регион лидером во всем, в первую очередь по благополучию и комфорту жителей.

Связь прямая и обратная

Индикатором благополучия субъекта РФ является социальная сфера, и очень отрадно, что сегодня в Московской области установлена такая форма обратной связи, при которой каждый житель имеет возможность в режиме online обратиться в соответствующую структуру и выразить свое отношение к работе социальных институтов. Так, за 2013 год на территории Подмосковья Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской облас­ти (ТФОМС МО) зарегистрировано 2,6 миллиона обращений и заявлений. Дано свыше 200 тысяч консультаций по различным вопросам. Интересуются жители и гости Подмосковья возможностью выбора медицинской и страховой медицинской организации, регламентированной законом об обязательном медицинском страховании, вопросами диспансеризации, обследования беременных женщин. Бывают случаи, когда за консультативным вопросом скрывается потенциальное нарушение права застрахованного лица.

Рассмотрение претензий и жалоб застрахованных лиц и их близких родственников — сложный и многоплановый раздел деятельности ТФОМС МО, требующий от специалистов глубоких знаний как в области законодательства и организации здравоохранения, так и в области клинической медицины. В 2013 году фондом рассмотрено почти 700 обоснованных жалоб, что свидетельствует о достаточно высоком уровне правовой грамотности застрахованных лиц. Содержание и характер жалоб отражают не только нарушения медицинскими организациями законодательства, но и нерешенные проблемы здравоохранения.

Следует отметить, что деятельность по защите прав застрахованных лиц включает в себя:

  • организационно-методическую работу;
  • контроль объемов, качества и условий оказания медицинской помощи застрахованным лицам;
  • работу с устными и письменными обращениями граждан;
  • информационно-разъяснительную деятельность о правах застрахованных лиц в системе ОМС;
  • проведение социологических опросов населения по поводу удовлетворенности доступностью и качеством оказания медицинской помощи;
  • аналитическую деятельность.

Кроме того, Территориальный фонд ОМС Московской области в соответствии с нормативно-распорядительной документацией контролирует деятельность страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных лиц на территории Подмосковья.

Специфика региона

Сложившаяся система защиты прав застрахованных на территории Московской области имеет свою специфику. Это, во-первых, связано с тем, что численность субъектов и участников системы обязательного медицинского страхования в регионе одна из самых высоких: 7,5 миллиона застрахованных лиц, 369 медицинских организаций (юридических лиц) муниципальной, региональной, федеральной и ведомственной принадлежности, девять страховых медицинских организаций. Во-вторых, бюджетная обеспеченность территориальных образований заметно разнится, а поскольку в 2014 году полномочия по организации оказания населению медицинской помощи делегированы органам местного самоуправления, это приводит к дифференциации по уровню доступности и качества медицинской помощи между отдельными муниципалитетами. Сегодня в области реализуется план мероприятий по передаче полномочий с 2015 года на региональный уровень, проводятся консультации органов законодательной и исполнительной власти, мониторинг ситуации на местах. Главная цель — обеспечение равного права граждан Подмосковья на получение гарантированной государством качественной и доступной медицинской помощи.

Базовая составляющая права граждан на получение качественной медицинской помощи — ее бесплатность (статья 41 Конституции РФ), которая обеспечивается финансовым наполнением Программы обязательного медицинского страхования (ОМС) как составной части Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. ТФОМС МО в соответствии с законодательством об ОМС определяет финансовую политику на территории субъекта. Финансовая наполненность Московской областной программы ОМС выгодно отличается от базовой программы. Так, за последние пять лет ее стоимость увеличена с 29,8 миллиарда рублей в 2010 году до 74,9 миллиарда рублей в 2014 году (доля в структуре Программы госгарантий — с 53% до 74%) — см. таблицу.

схемы в журнал.jpg

Основным источником доходной части является субвенция Федерального фонда ОМС, размер которой напрямую зависит от платежа на ОМС работающего населения. Доля работающего населения в общей структуре (на основании регистра застрахованных лиц) также имеет тенденцию к увеличению. Субвенция на 2013 год рассчитывалась исходя из численности 7,2 миллиона человек, на 2014 год численность составила 7,4 миллиона человек. Благоприятный инвестиционный климат в Подмосковье и создание новых рабочих мест, масштабное строительство, правительственная поддержка значимых социальных проектов — все это способствует увеличению численности населения региона как за счет рождаемости, так и за счет миграционных процессов. Платеж на ОМС неработающего населения также ежегодно увеличивается. Для сравнения: в 2013 году он составил 21,5 миллиарда рублей, в 2014 году — 22,9 миллиарда рублей.

Подушевой норматив финансового обеспечения по Московской областной программе ОМС на протяжении последних пяти лет превышает показатель базовой программы. Превышение за 2013 год составило более 50% —см. рисунок.

Новации и перспективы

Одним из основных принципов формирования Московской областной программы ОМС является повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет комплексного территориального планирования сети учреждений здравоохранения, внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий, повышения эффективности деятельности медицинских организаций, в том числе за счет совершенствования способов оплаты предоставляемых медицинских услуг. И сегодня защита прав граждан на получение качественной медицинской помощи во многом обусловлена разработкой таких способов и механизмов оплаты, которые бы стимулировали медицинские организации к повышению не только количественных, но и качественных показателей своей работы.

При тесном взаимодействии с министерством здравоохранения Московской области ТФОМС МО активно реализует федеральные пилотные проекты, направленные на разработку и внедрение прогрессивных систем оплаты медицинской помощи. Так, в 2013 году на территории 23 муниципальных образований по решению Комиссии по разработке Московской областной программы ОМС был реализован пилотный проект по подушевому финансированию амбулаторной медицинской помощи, в который вошли медицинские организации, выполняющие муниципальное задание и имеющие прикрепленное население. В этом году способ оплаты амбулаторной медицинской помощи на основе механизма подушевого финансирования стал основным способом оплаты в поликлиническом звене

В 2014 году в рамках Соглашения между Федеральным фондом ОМС и Всемирным банком Московская область стала экспериментальной площадкой в разработке, внедрении механизмов оплаты стационарной медицинской помощи на основе клинико-статистических групп и создании системы мониторинга деятельности медицинских организаций с учетом новых методов оплаты медицинской помощи

В 2014 году в рамках Соглашения между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Всемирным банком Московская область стала экспериментальной площадкой в разработке, внедрении механизмов оплаты стационарной медицинской помощи на основе клинико-статистических групп (КСГ) и создании системы мониторинга деятельности медицинских организаций с учетом новых методов оплаты медицинской помощи. Новация позволит стимулировать развитие малоинвазивной хирургии, внедрение новых технологий, будет способствовать сокращению числа необоснованных госпитализаций больных в круглосуточные стационары, снижению продолжительности пребывания пациента в стационаре, изменению структуры расходов в системе ОМС. В частности, речь идет о перераспределении части финансовых потоков от стационара на поликлиническое звено, которое должно более эффективно выполнять функцию сохранения здоровья жителей региона, на развитие дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, стационаров одного дня пребывания.

На фоне увеличения объема финансирования из средств ОМС в общей доле финансирования здравоохранения в регионе появляется возможность совершенствовать и унифицировать систему оплаты медицинской помощи, в том числе при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий объемы оказываемой медицинской помощи формируются в расчете на одного жителя в год, что позволяет в динамике видеть, как меняется величина помощи по видам и условиям оказания. А динамика такова, что постепенно растут объемы, связанные с профилактикой (количество посещений на жителя в год), постепенно сокращается уровень госпитализации, взамен которой развиваются стационарозамещающие технологии. Новацией 2014 года является включение в программу ОМС объемов медицинской реабилитации.

Таким образом, если мы будем реализовывать нормативы, установленные правительством, мы перейдем к той цивилизованной структуре расходов, которая сегодня имеет место быть во всех развитых странах мира: 53,2% расходов должно приходиться на стационарную медпомощь, 33,2% — на амбулаторную помощь, 7,9% — на дневные стационары и 5,7% — на скорую медицинскую помощь. Для того чтобы достичь таких пропорций, предстоит еще провести колоссальную работу, в том числе внедряя эффективные способы оплаты медицинской помощи по условиям и видам ее оказания.

Одной из первоочередных задач областного здравоохранения сегодня является централизация скорой медицинской помощи, так как от того, как быстро и качественно она будет оказана и как быстро пациент будет доставлен именно в ту медицинскую организацию, где ему будет оказана квалифицированная помощь, напрямую зависит жизнь человека. Первым шагом на пути к реализации такого решения стал перевод с 2014 года всей службы скорой медицинской помощи Московской области на финансирование из средств ОМС. В структуре службы сегодня функционируют 27 самостоятельных станций скорой медицинской помощи и 52 станции, входящие в состав больниц в качестве структурных подразделений. В год ими обслуживается более двух миллионов вызовов. Финансирование осуществляется по подушевому нормативу, но с применением коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности станций и бригад скорой помощи.

Способность экономики к росту зависит от многих факторов, в том числе и от умственных и физических возможностей людей, занятых в производстве. А это значит, что с некоторой поправкой мы можем называть здравоохранение экономической отраслью, отвечающей за работоспособность главного стратегического ресурса — человека. Потенциал для реализации амбициозных экономических задач у области есть. И анализ ситуации в территориальных образованиях говорит о положительных тенденциях. Главное, над чем предстоит работать, состоит в перевороте сознания должностных лиц, поскольку новые времена требуют более грамотного управленческого подхода, более ответственного отношения к делу.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно