25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6782 Материалы по теме
Условия работы субъектов с долей более 70% на рынках, находящихся в свободном плавании, также начнут регулироваться государством - мнение
Инициативы ФАС уменьшат выручку компаний и налоговые поступления -  бизнес

Крупный бизнес сплотился впервые с 2003 года, чтобы выразить несогласие с государством, считает журнал «КоммерсантЪ-Деньги». Недовольство бизнесменов, направивших письмо в правительство, вызвал 4-й антимонопольный пакет и другие инициативы ФАС.

ФАС предлагает слегка поправить закон о защите конкуренции и распространить правила, регулирующие работу естественных монополий, на все доминирующие на рынке компании.

«Глобальное изменение состоит в том, что условия работы субъектов с долей более 70% на рынках, находящихся в свободном плавании, также начнут регулироваться государством», — отмечает старший юрист бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Большаков. Хотя в силу особенностей рынков у таких компаний в любой момент могут появиться конкуренты. Что и делает распространение этой нормы крайне спорным.

Крупные бизнесмены считают, что предложение противоречит Конституции и экономической логике и ведет от рыночной экономики к государственному регулированию, а также к уменьшению выручки компаний и налоговых поступлений в бюджет.

По оценке Высшей школы экономики, у 113 компаний и восьми холдингов доля рынка выше 65%. А где 65%, там и 70%, тем более что методика оценки ФАС всегда вызывала у компаний вопросы.

В ФАС, в свою очередь, утверждают, что речь пойдет о единичных случаях. «Поправка не будет автоматически применяться ко всем. Она предусматривает наделение правительства правом утверждать правила недискриминационного доступа только в том случае, если компания совершила нарушение законодательства, используя свое монопольное положение», — говорит начальник правового управления службы Сергей Пузыревский.

Чтобы подпасть под действие новых правил, компании будет достаточно одного нарушения, говорит бизнес. В ФАС же утверждают, что для таких решений будет выработана особая процедура: каждый случай будет рассматриваться отдельно, решение будет приниматься в правительстве и только после анализа последствий для рынка и потребителей.

Понятно, что уверения власти вряд ли может успокоить бизнес. В российских реалиях неизвестно, что хуже, автоматическое применение жестких правил для всех или выборочное для отдельных компаний.

К этому стоит добавить, что цена вопроса ни для компаний, ни для потребителей, ни для бюджета пока неизвестна. В письме бизнесмены оценивают убытки от введения новых правил только на рынке минеральных удобрений в 15 млрд. рублей. В ФАС финансовый вопрос рассматривают в другой плоскости. «Если убытки компаний будут связаны с устранением сверхдоходов, получаемых за счет монополии, то тут ничего страшного нет», — считает Пузыревский.

По мнению Вадима Новикова из РАНХиГС, «регулирование может принести намного больше проблем. В России в регулируемых секторах потребители чувствуют себя хуже всего». Ему неизвестны зарубежные примеры распространения правил для естественных монополий на доминирующие на рынке компании. На самом деле даже включение в список естественных монополий не является показанием для введения регулирования. Статус естественной монополии означает только то, что ситуация не оптимальна для потребителя, считает он.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно