Версия для печати 1965 Материалы по теме

В рамках национального проекта «Здоровье» подготовлена программа первоочередных мероприятий по развитию медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, рассчитанная на период с 2008 по 2010 год.

фото ИТАР-ТАССОб этом Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил в пятницу на совещании в Доме Правительства, посвященном совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим в авариях на дорогах.

«Ситуацию на российских дорогах уже давно принято сравнивать с боевыми действиями, – указал Дмитрий Медведев. – Нам необходима современная, более эффективная система оказания помощи при ДТП».

Первый вице-премьер напомнил участникам совещания печальную статистику: за десять месяцев текущего года в России было зарегистрировано около 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ранения получили 234 тыс. человек, а 27 тыс. погибли.

«За этими статистическими цифрами изломанные жизни, людские трагедии», – добавил он.

Дмитрий Медведев сослался на опыт ведущих стран мира, где сумели значительно снизить количество пострадавших в авариях, грамотно организовав медицинскую помощь. Ключевыми здесь являются три фактора: скорость получения информации о происшествии, время начала оказания медпомощи и постоянная готовность больниц, расположенных вдоль автотрасс.

Как показывает практика, наиболее эффективная медицинская помощь оказывается в течение первых 30 минут с момента получения травмы. Отсутствие помощи в течение первого часа увеличивает количество смертельных исходов на 30%, до трех часов – на 60%, а до шести часов – на 90%.

«У нас же из-за позднего прибытия бригад «скорой помощи» почти 60% из общего числа погибших в ДТП умирают еще до поступления в клинику, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Только 6% пострадавших на федеральных трассах доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте».

Программа совершенствования медицинской помощи

Первый вице-премьер рассказал участникам совещания – представителям заинтересованных министерств и ведомств, руководителям медицинских учреждений – об основных целях и направлениях программы совершенствования помощи при ДТП.

В течение двух лет необходимо добиться снижения уровня инвалидности пострадавших в ДТП и снизить смертность от аварий с 27 случаев на 100 тыс. человек до 16 случаев.

Для этого, прежде всего, предполагается оснастить санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием больницы, расположенные вдоль ряда федеральных дорог южного направления, где происходит наибольшее количество аварий со смертельным исходом.

Уже в 2008 году регионам, через которые проходят эти транспортные артерии, из федерального бюджета будут предоставлены необходимые субсидии. Общий объем выделяемых средств превысит 2 млрд руб.

При этом устанавливается ряд требований, которые регионы должны выполнить к 1 июня 2008 года. Речь идет о приобретении в счет субсидий необходимого медицинского оборудования и подготовке помещений под него, о подборе и подготовке необходимых врачей-специалистов. За медицинскими учреждениями должны быть закреплены четкие зоны ответственности вдоль федеральных трасс. И, наконец, в бюджетах регионов должны быть предусмотрены собственные ассигнования на эти цели – программа будет реализовываться в режиме софинансирования.

«Дон» и «Украина» будут первыми

Глава Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова в свою очередь уточнила, что на реализацию данного направления нацпроекта «Здоровье» планируется выделить из федерального бюджета 7,4 млрд руб., в том числе 2,6 млрд руб. – в 2008 году. Они будут направлены на субсидии регионам на приобретение необходимого медицинского оборудования, на централизованную закупку медицинского автотранспорта, которую будет осуществлять Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, а также на приобретение специализированного оборудования для федеральных медицинских учреждений.

По словам министра, основным критерием отбора регионов и федеральных медицинских учреждений, которым будут направляться бюджетные средства, стало наличие федеральных автотрасс, на которых происходит наибольшее количество ДТП с самым большим числом пострадавших. Таких трасс семь: «Дон» (Москва – Новороссийск), «Украина» (Москва – Киев), «Урал» (Москва – Челябинск), «Каспий» (Москва – Астрахань), «Волга» (Москва – Уфа), «Холмогоры» (Москва – Архангельск) и «Байкал».

В 2008 году начнется реализация программы в восьми регионах, которые расположены вдоль двух федеральных трасс – «Дон» и «Украина», рассказала Татьяна Голикова. Сюда планируется направить 1,6 млрд руб.

Областные медицинские учреждения, районные больницы, имеющие травматологические отделения, а также обычные районные больницы в этих регионах будут оснащаться необходимым оборудованием. При этом стоимость одного комплекта медтехники для первых составит 99,9 млн руб., для вторых – 47,3 млн руб. и для третьих – 6,3 млн руб. Дополнительное оборудование будет также приобретено для федеральных медучреждений, находящихся в непосредственной близости от автотрасс «Дон» и «Украина».

Кроме того, планируется закупить около 170 реанимобилей, которые будут поставлены в эти восемь регионов и в федеральный центр «Защита».

Министр сообщила, что уже выбрано несколько федеральных учреждений здравоохранения, которым предстоит осуществить переподготовку специалистов для работы на сложном оборудовании и с тяжелыми больными. Это московский НИИ скорой медицинской помощи им. Н.В. Склифосовского, Санкт-Петербургский НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе и НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко.

За безопасность дорожного движения

Министерство внутренних дел России также вынесло ряд предложений по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, подготовив поправки в закон о безопасности дорожного движения. О них рассказал присутствовавший на совещании первый заместитель министра Александр Чекалин.

«Необходимо формировать комплексные бригады для выезда на ДТП или обеспечить одновременный выезд специалистов», – сказал замминистра. Он также предложил выдвигать совместные мобильные группы в самые напряженные дни – субботу и воскресенье – на наиболее загруженные трассы, которые в народе называются «дорогами смерти».

В министерстве считают, что вопрос о прохождении сигнала о ДТП нуждается в нормативном регулировании. «Зачастую никто не отвечает за реагирование на этот сигнал, нужно нормативное урегулирование, чтобы в прокурорском плане разбираться», – подчеркнул Александр Чекалин. – Если за спиной будет стоять нормативная ответственность, то человеческий фактор будет сведен к минимуму».

Стандартные аптечки первой медицинской помощи, находящиеся в транспортных средствах, также нуждаются в совершенствовании, чтобы в случае аварии медикаментов хватало на всех пассажиров, считают в МВД. Сегодня же одинаковые комплекты используются и в городских малолитражках, и в пассажирских автобусах. Это же относится и к огнетушителям – их объем должен зависеть от категории автотранспортного средства.

Санитарная авиация

Говоря о проблеме эвакуации пострадавших с места ДТП, Александр Чекалин подчеркнул, что растущее количество заторов на дорогах делает актуальным использование вертолетов. «Мы уже имеем результат, спасенных людей, можно предусмотреть площадки для вертолетов и охрану», – сказал он.

С его мнением согласился и Дмитрий Медведев. «Санитарная авиация крайне актуальна, но здесь у Министерства здравоохранения и социального развития свои ресурсы, у МВД – свои, нужно скоординировать усилия», – сказал он.

Кроме того, подчеркнул первый вице-премьер, «мы рассчитываем, что и на местах будут реализовываться и собственные территориальные целевые программы по повышению безопасности дорожного движения».

С выдержками из стенограммы выступления Дмитрия Медведева на совещании по вопросам оказания помощи пострадавшим в ДТП Вы можете ознакомиться здесь.

Приоритетные национальные проекты

Поделиться