Версия для печати 13262 Материалы по теме

саша белый
 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являясь органом государственного финансового контроля, занимает уникальное место в системе федеральных органов исполнительной власти.

Особый статус Росфиннадзора обусловлен тем, что он является единственным в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти – органом валютного контроля.
Прежде чем система валютного контроля оформилась в том виде, который она имеет сейчас, валютный контроль в своем развитии прошел ряд этапов.
Первый этап, самый непродолжительный по времени, относится еще к периоду существования СССР. В 1991 г. государством была предпринята первая попытка отхода от десятилетиями существовавшей в СССР валютной монополии.
В основу проведения такой трансформации был положен принятый в марте 1991 г. Закон СССР «О валютном регулировании», которым впервые в финансовую практику были введены такие понятия, как «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», а в целях обеспечения соблюдения установленных законом валютных ограничений, в качестве основного инструмента был введен валютный контроль.
Затем последовало принятие Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», разрешившего всем предприятиям и объединениям осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации и фактически открывшего свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок.
С конца 1991 г. начался второй этап в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, характеризующийся преобладанием еще более либеральных подходов к определению как сущности валютного законодательства, так и механизмов осуществления контроля за валютными операциями.
В 1992 г. вступает в силу Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», который устанавливает принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ.
Третий этап развития системы валютного контроля ознаменовался принятием 10 декабря 2003 г. Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», заложившего новые, отвечающие динамичному развитию российской экономики принципы и механизм валютного контроля.
Законом предусмотрены основания введения ограничений на осуществление валютных операций: предотвращение сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ, а также их отмена по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Характерные для последних нескольких лет развития российской экономики стабилизация курса национальной валюты и рост золотовалютных резервов послужили предпосылками к пересмотру сроков снятия ограничений на осуществление валютных операций, а именно их переносу на более ранний период, что соответствует требованиям Международного валютного фонда и отвечает направлениям валютной политики России, в том числе в связи с предстоящим вступлением в ВТО.
В то же время «досрочная» отмена ограничений не повлияла на изменение системы валютного контроля в целом. По-прежнему действуют требования по репатриации иностранной валюты и валюты РФ и по оформлению паспортов сделок.
Оценивая результаты формирования системы валютного контроля, можно с уверенностью сказать, что благодаря постепенному, поэтапному переходу от разрешительного порядка осуществления валютных операций к уведомительному перестройка системы валютного регулирования и валютного контроля является примером наиболее удачного проведения реформ в России.
Следует отметить, что за период становления системы валютного контроля менялись не только принципы его действия, но и система органов, его осуществляющих.
В сентябре 1993 г. Указом Президента РФ № 1444 была образована Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), основной задачей которой было определено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, а основной функцией – осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ, регулирующего осуществление валютных операций.
В мае 2000 г. в рамках работы по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ВЭК России был упразднен, а его функции распределены между Минэкономразвития России и Минфином России.
В Минфине России правопреемником ВЭК России стал Департамент валютного контроля, основной функцией которого являлось осуществление контроля за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций) валютными операциями, а также за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством.
Затем последовала административная реформа, в ходе которой в системе федеральных органов исполнительной власти были выделены федеральные службы – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Так, в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» был образован Росфиннадзор, которому были переданы функции по валютному контролю и подчинены территориальные органы по валютному контролю Минфина России.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 Росфиннадзор определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора занимает особое место в системе валютного контроля.
Являясь единственным уполномоченным Правительством РФ органом валютного контроля, Росфиннадзор обладает достаточно широким кругом полномочий по сравнению с остальными субъектами системы валютного контроля, поскольку помимо полномочий, связанных с проведением проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, Росфиннадзор наделен правом применять меры ответственности за его нарушения.
Обладая широкой сетью территориальных органов, расположенных практически во всех субъектах РФ, Росфиннадзор осуществляет контроль за проведением валютных операций независимо от местонахождения резидента или нерезидента.
Работая в тесной взаимосвязи с Банком России и агентами валютного контроля и аккумулируя информацию обо всех возможных нарушителях валютного законодательства, Росфиннадзор является ключевым звеном в системе органов агентов валютного контроля.
Наличие полной и достоверной информации о проводимых валютных операциях способствует эффективной реализации Росфиннадзором функции органа валютного контроля, исключая при этом неоправданное вмешательство в деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности и нанесение ущерба ее участникам и экономике государства в целом.
За два года своего существования при реализации функции органа валютного контроля Росфиннадзором проведено более 5000 проверок соблюдения валютного законодательства, возбуждено около 9000 дел об административных правонарушениях, взыскано более 100 млн руб. штрафных санкций.
В целом в ближайшие годы деятельность Росфиннадзора как органа валютного контроля будет ориентирована на дальнейшее развитие взаимоотношений с агентами валютного контроля, совершенствование методов контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики подходов к осуществлению контрольных мероприятий.
Владимир Викторович БЕЛЫЙ, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

Справка «Бюджета»
Родился 9 февраля 1961 года в г. Щелково Московской области.
1978 г. – поступил в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР.
С августа 1983 г. – инженер В/О «Востокинторг».
С октября 1983 г. – старший товаровед в Афганистане при торгпредстве СССР, отделение В/О «Востокинторг».
С октября 1985 по декабрь 1987 г. – служба в Советской Армии.
С января 1988 г. – научный сотрудник Центрального научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР.
С декабря 1990 г. – старший инженер в Торгпредстве СССР в Иране.
С ноября 1995 г. – ведущий специалист, главный специалист Центрального научно-исследовательского института «Комета».
С апреля 1999 г. – начальник отдела, заместитель руководителя департамента, руководитель департамента Минфина России.
С мая 2004 г. по настоящее время – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Автор ряда научных работ в области экономики и финансов. Кандидат экономических наук.
Награжден юбилейной медалью «200 лет Минфину России» (2000 г.), благодарностью Министра финансов РФ (2000 г.).

Поделиться