25 апреля 2024 года
Версия для печати 2166 Материалы по теме
Азрет Алиевич БИШЕНОВ, советник главы Кабардино-Балкарской Республики, доктор экономических наук. С 2005 по 2012 год — министр финансов Кабардино-Балкарской Республики
О дополнительных финансовых ресурсах регионов

В мае 2012 года Президентом РФ подписано 11 документов (далее — указы), определяющих стратегические задачи социально-экономического развития страны. Они охватывают практически все направления развития нашего общества: экономику, демографию, социальное обеспечение, жилье, кадровое обеспечение, военную службу, межнациональные отношения и др. По определению В. В. Путина главной задачей этих указов является достижение высокого уровня жизни россиян за счет улучшения государственного управления, повышения качества работы госсектора, производительности труда и инвестиционной активности в экономике. В указах намечены также стратегические цели, которые необходимо достичь к 2018 году. Президент предложил план действий, в субъектах РФ разработаны дорожные карты по достижению этих целей.

Представляется полезным напомнить, что указы являются типичной формой административных методов управления. Безусловно, в отличие от экономических и социально-психологических методов административные обладают рядом преимуществ, являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда необходимо подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях, принуждают к выполнению поставленных задач. В отличие от них экономические и социально-психологические методы влияют на определенные интересы, создают стимулы и побуждают к выполнению задач. Для достижения наиболее эффективного результата при реализации указов организован строгий контроль за их исполнением, что является обязательным элементом распорядительных документов, используемых при административных методах управления.

В связи с особой актуальностью вопросов, обозначенных в указах, острой необходимостью их решения и охватом всех сторон экономической и социальной жизни общества выбор именно административных методов представляется обоснованным и наиболее действенным в современных условиях. Вместе с тем, как и свойственно всем распорядительным документам, дополнительно к указам необходимо разработать и принять нормативные акты, методические рекомендации федеральных органов исполнительной власти по отдельным вопросам. В частности, в указах есть ряд показателей, по которым обозначены сводные значения в целом по Российской Федерации, но не определены их составляющие по отраслям, по субъектам РФ: создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, повышение производительности труда и др.

Например, какие рабочие места можно отнести к высокопроизводительным? Ответы на этот и подобные вопросы должны быть определены в документах (методические рекомендации, инструкции, правила и т. д.), дополнительно разработанных и утвержденных Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время их отсутствие приводит к неопределенностям в целях, конкретных результатах и их количественном измерении. В конечном итоге невозможно оценить, как исполнены отдельные мероприятия указов.

Налоговые резервы

Самым сложным в достижении поставленных целей, на наш взгляд, является поиск собственных финансовых ресурсов субъектов РФ. Особенно это актуально для дотационных регионов, каковым является Кабардино-Балкарская Республика.

Высокая ответственность за невыполнение задач, определенных в указах, принуждает изыскивать дополнительные доходы и сокращать расходы бюджета. Этот фактор, на наш взгляд, является одной из положительных характеристик указов, так как действующие механизмы стимулирования регионов, призванные обеспечивать рост собственных доходов, инвестиций, объемов промышленной продукции, не создают достаточных побудительных мотивов. Проведенный нами анализ и его результаты могут представлять определенный практический интерес и для других субъектов РФ.

Дополнительные поступления в бюджет можно обеспечить, на наш взгляд, по следующим налоговым доходам. Резервы по налогу на прибыль связаны с хозяйствующими субъектами, показывающими в отчетности отсутствие хозяйственной деятельности или убытки в течение продолжительного периода времени. Выявление этих резервов, установление доказательств, что налогоплательщик (предприятие или индивидуальный предприниматель) ведет хозяйственно-финансовую деятельность или результаты его работы являются прибыльными, весьма кропотливая работа, да и объемы доначислений могут быть незначительными по сравнению с платежами крупных налогоплательщиков. Поэтому налоговые органы такой работой практически не занимаются, а число убыточных предприятий и организаций растет из года в год.

Самые значительные по объемам резервы связаны с акцизами на алкогольную продукцию. Исходя из объемов производства и реализации этой продукции, дополнительные поступления в доход бюджета оцениваются не менее чем в 600 миллионов рублей. Безусловно, для достижения такого результата необходимо жесткое администрирование этих поступлений, участие правоохранительных органов в выводе из тени оборота алкогольной продукции. Сегодня Кабардино-Балкария входит в число лидеров по производству нелегальной водки, и от этого в основном страдает только респуб­ликанский бюджет, недополучающий доходы в виде акцизов. Соответственно, это выливается в невыполненные обязательства по расходам перед поставщиками, подрядчиками, работниками бюджетной сферы.

Одним из основных бюджетообразующих налогов является налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в налоговых доходах бюджета республики в 2013 году составил 43%. В данной статье мы не будем затрагивать дискуссионные вопросы о ставках налога и месте уплаты. Только за счет улучшения налогового администрирования, легализации заработной платы, получаемой в конвертах, закрепления в трехстороннем соглашении (правительство КБР, Союз промышленников и предпринимателей, профсоюзы) обязательств по оплате труда не менее установленной минимальной заработной платы и других организационных мероприятий можно увеличить поступления по налогу на доходы физических лиц на 260 миллионов рублей.

Из имущественных налогов наибольшие резервы связаны с транспортным налогом. При этом возможности увеличения поступления данного налога, по нашим расчетам — примерно на 170 миллионов рублей, связаны с организационными мероприятиями. В частности, использование опыта Санкт-Петербурга и других регионов (система «Поток»), привлечение к этой работе ГИБДД, Службы судебных приставов. Кроме того, можно на основе анализа пересмотреть налоговые ставки и категории налогоплательщиков, взыскать хотя бы часть задолженности по налогу (230 миллионов рублей).

Резервы по налогу на имущество организаций связаны в основном с отменой неэффективных льгот и преференций. По нашим оценкам, они составляют около 20 миллионов рублей.

С целью выявления резервов по налогу на совокупный доход необходимо провести инвентаризацию налогоплательщиков, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход, упрощенной, патентной систем и осуществляющих деятельность в строительстве, торговле, общественном питании, перевозке пассажиров и др. По нашим оценкам, резервы составляют более 60 миллионов рублей.

Увеличить поступления в доход бюджета можно за счет погашения задолженности по налогам и сборам. Общая сумма дополнительных поступлений оценивается в 450 миллионов рублей, что составляет только 23% от общей суммы недоимки. Безусловно, для этого налоговой службе необходимо использовать все методы взыскания задолженности с активным участием в этой работе банков, судебных органов, службы судебных приставов, администраторов доходов. Суммарный результат резервов по налоговым доходам составляет 1,6 миллиарда рублей.

По неналоговым доходам прогнозы поступлений завышены на 250 миллионов рублей. В соответствии с программой приватизации государственного имущества на 2014 год и уточненными расчетами поступлений доходов от приватизации необходимо уменьшить неналоговые доходы на указанную сумму. В целом возможности увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета республики оцениваются в 1,39 миллиарда рублей.

Сокращение расходов республиканского бюджета

Задачи поиска собственных источников средств для исполнения указов и обеспечения сбалансированности бюджетов невозможно решить без сокращения нерациональных расходов, оптимизации бюджетных обязательств. Анализ показал, что и в расходах бюджета КБР есть внутренние резервы.

В первую очередь они связаны с оптимизацией структуры и расходов на содержание органов исполнительной власти, сокращением государственных закупок на обеспечение их деятельности (на 5%). По нашим оценкам, за счет этих мероприятий можно высвободить 63 миллиона рублей. Оптимизация структуры органов местного самоуправления, доведение расходов на их содержание до утвержденных нормативов позволит сэкономить 52 миллиона рублей бюджетных средств.

Еще одно важное направление в поиске собственных средств — оптимизация сети и расходов бюджетных учреждений. Предлагается ликвидировать или преобразовать на основе централизации их функций группу учреждений лесного хозяйства, сферы занятости. Их структурные подразделения в районах, наделенные правами юридического лица, можно объединить в одно юридическое лицо. Эти мероприятия позволят сэкономить 38 миллионов рублей.

В целях экономии бюджетных расходов необходимо провести инвентаризацию сети учреждений по разделам «Культура» (творческие союзы, общественные организации), «СМИ» (редакции газет и журналов). По нашим оценкам, экономия расходов составит более 10 миллионов рублей.

Сокращение расходов местных бюджетов

Расходы местных бюджетов можно сократить за счет объединения нескольких муниципальных учреждений, выполняющих одни и те же функции, в одно (спортивные школы, детские школы искусств), экономия составит 5–7 миллионов рублей. А также за счет передачи в республиканскую собственность муниципальных систем уличного освещения и других объектов, расположенных на республиканских дорогах, пролегающих через населенные пункты (поселения), — экономия 20 миллионов рублей.

С целью приведения расходов в соответствие с наделенными полномочиями необходимо финансирование отдельных учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта передать из республиканского бюджета в местные. При этом расходы республиканского бюджета сократятся на 155 миллионов рублей, расходы местных бюджетов увеличатся на такую же сумму.

Резервы сокращения расходов местных бюджетов имеются в организационных структурах и статусах муниципальных образований. В частности, в соответствии с часть­ю 2 стать­и 34 Федерального закона № 131-ФЗ, уставами муниципальных районов и поселений, являющихся административным центром районов, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется. Иными словами, можно объединить местные администрации районов и их административных центров.

Кроме того, можно объединить близлежащие поселения, идентичные по характеристикам (показателям). В некоторых районах республики есть поселения, где расстояния между административными центрами двух поселений незначительны.

Проведение указанных организационных мероприятий весьма затруднительно, так как они могут вызвать социальную напряженность среди населения. Расходы местных бюджетов, которые можно сэкономить за счет этих мероприятий, связаны в основном с расходами на содержание работников аппаратов администраций поселений и не составляют значительных сумм в условиях Кабардино-Балкарской Республики. Вместе с тем законодательство Российской Федерации допус­кает проведение таких мероприятий, и они могут быть актуальны для больших по территории регионов Российской Федерации, имеющих значительное количество муниципальных образований.

Что имеем в итоге

В целом расходы бюджета КБР, по нашим оценкам, возможно сократить на 203 миллиона рублей. Общая сумма собственных резервов увеличения доходов (1,39 миллиарда) и сокращения расходов (203 миллиона) бюджета КБР составляет почти 1,6 миллиарда рублей.

Потребность в средствах для финансирования мероприятий, определенных майскими указами Президента РФ, на 2014 год составляет около 15,9 миллиарда рублей. Фактически в бюджете КБР предусмотрено 6,6 миллиарда рублей, в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования — около 3 миллиардов рублей, в федеральном бюджете — 844 миллиона, то есть недостаток средств составляет 5,4 миллиарда рублей. Источниками финансирования указанного дефицита могут быть средства федерального бюджета (дотация на сбалансированность бюджета КБР, целевые субсидии на реализацию мероприятий майских указов) или привлеченные средства (банковские или бюджетные кредиты).

Дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета, с учетом возникших новых бюджетных обязательств, бюджету КБР маловероятна. Поэтому необходимо привлекать заемные средства, выбирая наиболее дешевые по их обслуживанию. При условии, что будет привлечен весь объем необходимых средств (5,4 миллиарда), государственный долг КБР составит почти 9,3 миллиарда рублей, или 85% предельно допустимого Бюджетным кодексом объема. Для бюджета КБР, уровень дотационности которого превышает 50%, подобное увеличение государственного долга создает высокие риски неисполнения бюджетных обязательств.

Несмотря на имеющиеся проблемы в увеличении собственных доходов, оптимизации расходов и привлечении заемных средств, повышение заработной платы определенным категориям работников бюджетной сферы, предусмотренное в указах, будет реализовано. Для безусловного выполнения других мероприятий республика вынуждена будет привлечь значительные объемы заемных средств с соответствующим ростом государственного долга.

Криста.jpg
Уважаемые работники финансовой сферы!  С Днем Финансиста!

Примите самые искренние и сердечные поздравления с профессиональным праздником — Днем финансиста!

Сложно переоценить влияние вашей профессии на жизнь страны и каждого из нас, ведь от финансов зависит благополучие территорий и качество жизни граждан. При вашем непосредственном участии формируется экономическое развитие отраслей и регионов, вырабатывается и реализуется бюджетная политика, строятся объекты социальной сферы. Каждый из вас — Профессионал с большой буквы. Ваше стремление к совершенству позволяет нам вместе создавать уникальные инновационные решения и чувствовать себя частью единой финансовой системы.

Желаю вам плодотворной работы и высоких достижений в повседневной профессиональной деятельности!

С уважением, О. А. ИВАНОВ, заместитель генерального директора НПО КРИСТА 


 
Серазиденов Ришат Галямович.jpg
 Уважаемые финансисты! С Днем Финансиста!

От имени коллектива компании «САПФИР» и от себя лично поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем финансиста!

Финансовая система играет важнейшую роль в жизни общества, а также в экономическом развитии любой страны. И, конечно, функционирование финансовой системы зависит в первую очередь от эффективности специалистов, которые в ней задействованы. Патриотизм, добросовестность, компетентность, способность решать самые сложные задачи и легко ориентироваться в тонкостях бюджетного и налогового законодательства — вот качества, которые характеризуют финансистов.

Надеемся, что сотрудничество с нашей компанией будет и впредь помогать вам в решении задач по автоматизации бюджетного процесса.

Хочется поблагодарить вас за нелегкий труд, пожелать профессионального роста, стабильности и благосостояния. Крепкого здоровья, счастья и благополучия вам и вашим близким! С праздником!

С уважением, Р. Г. СЕРАЗИДЕНОВ, генеральный директор НПО «САПФИР»



Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно