25 апреля 2024 года
Регистрация
10 Октябрь 2014 — 01 октября 2014

Оренбургская область: госпрограммы как инструмент совершенствования бюджетного процесса

Версия для печати 2828 Материалы по теме
Власти правительство Оренбургской области проводит работу по внедрению программного модуля «Мониторинг и анализ государственных программ Оренбургской области».
Оренбургская область: госпрограммы как инструмент совершенствования бюджетного процесса

Павел Васильевич КРОШЕЧКИН, начальник управления бюджетной политики и межбюджетных отношений министерства финансов Оренбургской области Евгений Валерьевич СЕНЬЧЕВ, заместитель начальника управления бюджетной политики и межбюджетных отношений министерства финансов Оренбургской области Программно-целевой метод планирования бюджета Оренбургская область начала применять с 2013 года. На какие этапы был разбит этот процесс в регионе, какие вопросы возникали и каким образом решались, читайте в статье.

Врамках реализации Федерального закона от 7 мая 2013 года № 104‑ФЗ, создавшего правовую базу для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа, государственными органами Оренбургской области была принята нормативная правовая база, позволяющая разработать и утвердить государственные программы Оренбургской области, а также сформировать областной бюджет на 2014 год и плановый период в «программном формате».

Главные распорядители бюджетных средств — исполнители госпрограмм разработали систему оценочных показателей, характеризующих эффективность реализации программ. Министерство финансов области провело корректировку бюджетной классификации: были введены новые коды целевых статей, отражающие бюджетные ассигнования в рамках реализации государственных программ и непрограммных мероприятий.

Применение программно-целевого метода при планировании бюджета позволило уточнить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из социальной и экономической целесообразности планируемых бюджетных расходов и конечных целей государственных программ.

Опыт реализации государственных программ Оренбургская область начала нарабатывать с 2013 года, когда были разработаны и запущены в работу программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013–2020 годы и «Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области». В настоящий момент в рамках исполнения бюджета области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов реализуются мероприятия 17 государственных программ субъекта РФ.

Бюджетные ассигнования

Мероприятия всех госпрограмм области направлены на решение задач, включенных в Стратегию развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. Распределение бюджетных ассигнований в 2014 году на реализацию основных направлений развития региона в рамках государственных программ представлено на рисунке 1.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ Оренбургской области на 2014 год составил 67,95 миллиарда рублей, или 86% от общего объема расходов областного бюджета (78,90 миллиарда рублей).

Расходы в рамках госпрограмм

Областной бюджет сформирован на основе государственных программ практически по всем направлениям расходов, за исключением расходов на национальную оборону, национальную безопасность, правоохранительную деятельность и СМИ, расходов на содержание органов государственной власти субъекта РФ.

Более 90% расходов областного бюджета сформировано в рамках государственных программ по следующим направлениям (рисунок 2):

  • расходы социальной направленности;
  • сельское хозяйство;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • управление государственными финансами и государственным долгом. 

У 12 главных распорядителей средств областного бюджета (это 44% от их числа) доля бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм составляет более 80% от общей суммы бюджетных ассигнований на 2014 год. В то же время у трех главных распорядителей средств областного бюджета доля расходов на реализацию государственных программ составляет менее 50%.

Исполнителями (соисполнителями) одной или двух государственных программ являются десять главных распорядителей средств областного бюджета, четыре ГРБС участвуют в реализации мероприятий четырех госпрограмм каждый, а министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области — 11 госпрограмм. Таким образом, государственные программы сформированы по межотраслевому признаку.

Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета и от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», также являются источниками финансирования мероприятий госпрограмм. Более 95% расходов, осуществляемых за счет целевых средств, включены в государственные программы субъекта, а это 14,25 миллиарда рублей.

В целях повышения оперативности и эффективности деятельности органов власти правительство Оренбургской области проводит работу по внедрению программного модуля «Мониторинг и анализ государственных программ Оренбургской области». Данный программный продукт позволит оперативно формировать полную и достоверную информацию о результатах мониторинга и анализа исполнения госпрограмм региона за счет автоматизации процессов сбора данных и создания единого информационного пространства.

Основная задача, поставленная губернатором Оренбургской области, — максимально возможный охват расходов бюджета государственными программами. Данный показатель оценивается как один из показателей качества управления государственными финансами. По предварительным оценкам, уровень программных расходов бюджета Оренбургской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов превысит 90%.

raspredeline.jpg

СПРАВКА БЮДЖЕТА
Оренбургская область расположена на стыке двух частей света — Европы и Азии.
В этом регионе находятся десять моногородов.
В области разведано 192 месторождения нефти и газа. 

Казнить нельзя помиловать

Нельзя сказать, что все идет гладко. При решении поставленной задачи органы исполнительной власти области сталкиваются с определенными сложностями. В начале текущего года утверждены дополнительные изменения в бюджетное законодательство Российской Федерации, касающиеся сроков приведения в 2014 году государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете (Федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 1‑ФЗ «О приостановлении действия абзаца 4 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации». — Прим. ред.). На 2014 год действие нормы о приведении государственных программ к бюджету в двухмесячный срок приостановлено. Одновременно закреплено, что в 2014 году государственные (муниципальные) программы приводятся в соответствие с законом (решением) о бюджете до 1 мая 2014 года.

Данное положение бюджетного законодательства при желании можно трактовать по-разному. С одной стороны, программы должны соответствовать первоначальной редакции бюджета, с другой — областной бюджет в течение года может неоднократно корректироваться.

В числе основных проблем, возникающих при осуществлении бюджетного процесса в случае внесения изменений в областной бюджет, фигурирует и необходимость внесения изменений в программы. Существует неясность, что первично — программа или закон о бюджете. Оренбургская область придерживается позиции, что приоритетным является закон. При этом ответственным исполнителям региональное министерство финансов рекомендует вносить изменения в государственные программы одновременно с предложениями о внесении изменений в закон. К сожалению, это не всегда работает.

Возможно, к поправкам в бюджет должен прилагаться не проект нормативного правового акта, изменяющего государственную программу, а только ресурсное обеспечение и показатели (при необходимости). Одним из вариантов является подготовка изменений в государственные программы три раза в год:

первый раз — под первоначальный бюджет;

второй — к проекту бюджета на очередной год и плановый период;

третий — в декабре текущего финансового года (по показателям и ресурсному обеспечению текущего года).

Кроме того, стоит отметить, что отдельные исполнители программ, предвидя необходимость представления отчетности о достижении целевых показателей, стремятся сократить их число. Либо формулируют задачу таким образом, что при ее выполнении затрачивается минимум усилий, а уровень ответственности исполнителя стремится к нулю.

Основное внимание также придется уделить повышению уровня межведомственной координации и взаимодействия при реализации программ, поиску и установлению таких целевых индикаторов, которые были бы понятны не только ответственным исполнителям, но и обществу в целом.

Программный бюджет на муниципальном уровне

В бюджетах четырех муниципальных образований Оренбургской области (или 9% от их общего количества) доля расходов бюджета на реализацию муниципальных программ составляет более 80% от общей суммы расходов бюджета. В бюджетах восьми муниципальных образований доля расходов бюджета на реализацию муниципальных программ составляет 50% и более. 27 муниципальных образований (или 61% от их общего количества) осуществляют расходы с долей расходов в рамках муниципальных программ менее 50%.

В процессе усовершенствования порядка

Работа по совершенствованию порядка реализации государственных программ области продолжается. В результате подготовлено и принято постановление правительства Оренбургской области, предусматривающее:

  • возможность включения мероприятий по выполнению функций государственными органами в состав государственных программ;
  • утверждение единой методики оценки эффективности программ (подпрограмм);
  • возможность отличия утвержденных показателей финансового обеспечения реализации государственной программы от показателей сводной бюджетной росписи;
  • утверждение ресурсного обеспечения реализации государственной программы по разделам, подразделам, целевым статьям расходов бюджета (без отражения видов расходов).

Дополнительно в законе о бюджетном процессе в Оренбургской области предложено утверждать распределение ассигнований по государственным программам (подпрограммам), разделам, подразделам и видам расходов.

Формирование бюджета на очередной год и плановый период на основе государственных программ сопряжено с определенными трудностями, связанными со сжатыми сроками разработки программ, изменениями бюджетной классификации. Однако не вызывает сомнений, что программный бюджет позволит повысить эффективность бюджетных расходов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно