25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3150 Материалы по теме
Марина Александровна КРАШЕНИННИКОВА, архитектор центра экспертизы решений для сектора государственного управления, САП СНГ
Инструменты стратегического планирования для эффективности прогнозирования бюджета

Современные решения для стратегического планирования и прогнозирования основных параметров бюджета представляют собой сложные инструменты, реализующие функции управления процессом разработки, исполнения и развития стратегических планов и инициатив.

Инструменты такого класса предоставляют качественное информационно-аналитическое сопровождение процесса принятия решения и обеспечивают управление процессом разработки стратегии и ее реализации с помощью определения количественных и качественных показателей, характеризующих все составляющие стратегических планов. Кроме того, такие показатели позволяют не только оценить эффективность предлагаемых и проводимых стратегических инициатив, но и спрогнозировать их влияние на основные параметры бюджета.

Дерево целей и задач

Разработка стратегического плана начинается с построения дерева целей, которое обеспечивает интуитивно-понятное визуальное представление стратегических целей и задач.

Информационная среда, в которой осуществляется разработка стратегического плана, обеспечивает создание статичной документации и позволяет осуществлять совместное обсуждение отдельных его этапов, внесение предложений по дополнению или изменениям в текущую версию плана, обновление информации о текущем статусе реализации и достигнутых показателях эффективности. Интерактивные инструменты визуализации позволяют наглядно отобразить диаграмму целей, включающую полное описание, и связать стратегические цели с программами в стратегическом плане, которые, в свою очередь, детализируются перечнем мероприятий, проводимых на каждом этапе, с указанием их приоритетности.

Программы и мероприятия

Программы представляют собой основные компоненты формулируемой стратегии и затрагивают ключевые финансовые показатели. Программы могут быть представлены в виде иерархической структуры, а также могут быть ассоциированы со стратегическими инициативами. Для каждой программы могут быть определены ответственные исполнители из функциональных департаментов или территориальных управлений.

Каждая программа содержит документируемое описание и перечень разработанных мероприятий. Мероприятия детализируют программы, тем самым обеспечивая понимание каждого этапа стратегического плана, и отображают процесс достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе. Как правило, для мероприятия указывается дата его внедрения (начала), текущая дата и дата планируемой и фактической реализации. Также для каждого мероприятия могут быть определены целевые и фактические показатели, позволяющие отслеживать процесс реализации мероприятия во времени и эффективность его выполнения.

В целях последующего анализа для каждого мероприятия указываются ключевые даты, позволяющие на временной диаграмме графически отображать продолжительность выполнения с указанием планируемых и фактических дат начала и окончания реализации мероприятия относительно текущей даты. При пересечении границы плановой даты окончания реализации мероприятия автоматически устанавливается цветовая индикация, сигнализирующая о невыполнении ранее установленных сроков.

Индикаторы и показатели эффективности

Иерархическое представление показателей позволяет наглядно представить, как стратегия оказывает влияние на текущие и среднесрочные показатели бюджета и какие ресурсы используются для достижения стратегических целей. Анализ показателей позволяет также определить программы, на которых в настоящее время сфокусировано основное внимание, и выявить те из них, которые получают недостаточный объем бюджетных средств для реализации.

Для каждого показателя устанавливается индикатор статуса, который позволяет определить динамику изменения или уровень выполнения. Для определения статуса показателя могут использоваться различные методы вычисления. На основе результатов вычисления показателю присваивается индикатор в соответствии с цветовой схемой. Наряду с цветовым индикатором для показателя могут использоваться индикаторы тренда, позволяющие оценить динамику изменения показателя, и скоринг-индикаторы, позволяющие оценить, насколько текущее значение показателя соответствует целевому. Кроме того, для показателя можно произвести сравнение текущего значения со значением в прошлом отчетном периоде, определить относительное изменение целевого значения на базе исторических данных.

Стратегические инициативы

Стратегические инициативы представляют собой ключевые программы или проекты и могут быть ассоциированы с конкретными стратегическими задачами или программами. Такие ассоциации наиболее часто используются в процессе предварительной оценки влияния предлагаемой стратегической инициативы на показатели эффективности на стратегическом уровне.

В процессе создания и разработки инициативы также предусмотрена возможность последующей ее публикации для обсуждения.

Для просмотра стратегических инициатив в соответствии с их важностью, графиком реализации и статусом используется матрица приоритезации. Стандартное представление матрицы предусматривает отражение по вертикали важности (низкая, средняя, высокая) стратегической инициативы, а по горизонтали — времени, объема необходимых (используемых) бюджетных средств или статуса. При этом верхний правый квадрант рассматривается как сигнальная зона, и все стратегические инициативы из этого квадранта требуют немедленного внимания. Для оценки потенциального влияния предлагаемых стратегических инициатив на ключевые показатели эффективности ранее разработанных программ используется диаграмма влияния.

Прогнозирование показателей бюджета

Финансовые показатели, используемые для оценки эффективности реализации программ и мероприятий, могут быть связаны с конкретными стать­ями текущего бюджета и (или) бюджета следующего года. Таким образом, в процессе выполнения программ и мероприятий будет производиться одновременный пересчет прогнозируемых значений статей бюджета.

В рамках сценарного моделирования на базе исторических данных за прошлые периоды может быть произведен анализ возможного влияния результатов выполнения программы при достижении целевых значений. При этом тренды изменения показателей выполнения мероприятий могут служить своего рода системой раннего предупреждения, позволяющей оценить вероятность возникновения структурных рисков в процессе формирования бюджетов следующих отчетных периодов. В свою очередь, данные об исполнении бюджета соответствующего отчетного периода в таком случае будут автоматически изменять текущие значения показателей эффективности исполнения программ и мероприятий и позволять уже на уровне исполнения бюджета получать информацию о том, как происходит реализация стратегии.

В заключение хотелось бы отметить, что решения, используемые для стратегического планирования, предоставляют широкий спектр функциональных возможностей по описанию целей, программ и мероприятий, определяющих процесс достижения поставленных целей. Также они позволяют оценить потенциальный эффект, их факторное влияние на смежные программы и показатели исполнения бюджета.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно