25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1700 Материалы по теме
Отсутствие специального образования — еще одна современная проблема.
Глобальные вызовы  для предпринимателей

Вопросы социальной ответственности бизнеса не должны монополизироваться крупными компаниями. Это актуальная тема и для среднего, и для малого предпринимательства в России. В этом уверен председатель комитета общественной организации «Деловая Россия» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности Сергей Владимирович ОРЛОВ.

— Сергей Владимирович, какие проблемы сейчас существуют в сфере социальной ответственности бизнеса в России? Какие из них наиболее актуальны и каковы пути их решения?

— Несмотря на все последние внешнеполитические катаклизмы, Россия, на мой взгляд, по-прежнему обречена следовать в фарватере глобальных тенденций укрепления социальной ответственности бизнеса. Крупнейшие российские компании вышли на зарубежные рынки товаров, услуг и капитала. Международные стандарты в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (КСО) побуждают их серьезно и системно работать в этом направлении. Эти стандарты, конечно, не открывают Америки в самой сути понятия социальной ответственности бизнеса, но позволяют всем участникам предпринимательской активности на международном рынке и бизнес-сообществу в целом достигать четкого и одинакового понимания применяемой в публичных отчетах терминологии, а также взаимных требований к культуре и этике ведения бизнеса.

Разумеется, само понятие ответственности организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду родилось не в академических кабинетах. Не является досужей выдумкой профессуры и прозрачное, этичное ведение дел с учетом ожиданий заинтересованных сторон. Напротив, объективные обстоятельства ведения мало-мальски существенного бизнеса всегда и везде подталкивали именно к такой культуре предпринимательской деятельности. Выработка общих понятий и стандартов позволяет сократить самое ценное для бизнеса — время, чтобы моментально проверить следующую стандартам КСО компанию на соответствие предпринимательской культуре, ценностям и ожиданиям потребителя, работника или инвестора. Оказавшись на зарубежном, прежде всего развитом западном, рынке, крупные российские компании обязаны играть по международным правилам КСО. Впрочем, благодаря этому и для отечественных участников рынка стали доступны нефинансовые отчеты этих российских корпораций, освещающие их практику социально ответственного предпринимательства. Но таких передовиков у нас немного. Может быть, наберется четыре десятка компаний. Этого очень мало для того, чтобы национальные рейтинги в сфере КСО стали востребованы и показательны для российских заинтересованных сторон.

Таким образом, одна из существенных наших проблем в области социальной ответственности — недостаточное продвижение стандартов социально ответственного предпринимательства в более широкий круг российских компаний и предприятий. К решению задачи следовало бы подключить упомянутые четыре десятка «локомотивов КСО», которые могли бы транслировать стандарты своим поставщикам и подрядчикам. Например, включая подобные требования в условия тендеров и конкурсов. Крупнейшим заказчиком продукции и услуг российских предпринимателей является наше государство во всех его ипостасях. Следование подрядчиками или поставщиками стандартам КСО могло бы стать и его обязательным требованием. Тогда объективно возникнет стимул и к широкому образованию в этой сфере.

Отсутствие специального образования — еще одна современная проблема. Недостаток у широкого круга участников рынка понимания стандартов в сфере КСО, путаница в терминологии приводят и к обманутым ожиданиям общества от бизнеса, и к нескрываемому раздражению предпринимателей. Как только речь заходит о социальной ответственности, большинство из них думает: «Опять будут просить денег». А ведь в запросе современного российского общества на социально ответственное предпринимательство прямая благотворительность — это лишь малая и не главная часть!

Чтобы ответственно сформулировать общую позицию предпринимательского сообщества о будущем социально ответственного бизнеса в стране, чтобы предложить на пути к этому будущему хорошие проекты и решения, в «Деловой России» сформировали отдельный комитет — по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности. «Деловая Россия» объединяет предпринимателей несырьевого сектора в основном среднего масштаба. Тот факт, что сейчас и мы занялись вопросом корпоративной социальной ответственности и системной благотворительности со стороны бизнеса, в моем понимании, отражает очевидный тренд. Вопросы социальной ответственности бизнеса не должны монополизироваться крупными компаниями. Это актуальная тема и для среднего, и для малого бизнеса.

В конце марта 2014 года совместно с Агентством стратегических инициатив и CAF Россия мы провели форсайт на тему «Социальная ответственность бизнеса в России в XXI веке». В нем приняли участие более 40 представителей бизнеса, экспертного сообщества, наших коллег из объединений предпринимателей. Основываясь на очевидных тенденциях, трендах, возможностях и угрозах, мы попытались нарисовать картину идеального состояния российского социально ответственного бизнеса через несколько десятков лет. Затем, обратным отсчетом, мы сформулировали наиболее продуктивные направления и программы для достижения этого целевого состояния. Очень любопытная получилась картина. Мы назвали объединенную визуализацию двухдневной работы нескольких самостоятельных групп коллективной картой будущего социальной ответственности бизнеса.

Не могу не упомянуть и о подмеченном участниками форсайта радикальном влиянии интернета и компьютерных технологий на сферу социальной ответственности. Не случайно были отмечены сразу несколько связанных с этим трендов. Например, интернет-бизнес создает новый образ жизни и новый социум со своими специ­фическими нормами и культурой. Появляется понятие «электронного гражданина» как субъекта «электронного государства». Все глубже уходит в виртуальное пространство взаимодействие бизнеса с большинством традиционных участников системы, начиная с собственных работников, предпочитающих работать дистанционно, и заканчивая поставщиками и покупателями. Растет влияние на бизнес и общество со стороны социальных сетей, а репутационные сети все больше используются вместо институциональных.

Эти вызовы актуальны и для российского предпринимательства, все более интегрируемого в глобальный рынок и глобальные сообщества. Именно в несырьевом секторе предприниматели сталкиваются с ними в первую очередь. Поэтому одним из очевидных направлений работы комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности стали проекты, связанные с информатизацией бизнес-среды.

— Что изменилось в сфере социальной ответственности и благотворительности с первых лет становления рыночной экономики в России?

— Социальная ответственность бизнеса, благотворительность и меценатство — одни из важнейших мировых констант, отношение к ним формировалось у всех народов на протяжении всей истории человеческой цивилизации. В истории предпринимательства в России государство и власть всегда играли существенную роль. В том числе в вопросах социальной ответственности предпринимателей и даже в вопросах благотворительности. Задача освоения огромных пространств и территорий с одновременным укреплением государственности требовала воли и усилий власти, вовлекавшей, а иногда и понуждавшей предпринимателей к социально ответственному ведению дел. Наряду с личными морально-этическими, часто религиозными, мотивами у русского купца и фабриканта существовали и нормативно установленные требования и санкции государства, понуждавшие их к соответствующей социальной активности. В XVIII веке, например, государство ввело крупные штрафы за бродяжничество и нищенство приписанных к заводам рабочих. Поэтому фабриканты строили для них дома, артельные столовые, родильные дома, а также ясли для детей, богадельни для престарелых и увечных рабочих.

Мы видим, что роль государства в экономике современной России за последние 20 лет сильно возросла. Мы наблюдаем укрепление регулирующей роли государства в предпринимательской сфере. Формирование крупных промышленных и финансовых групп, усиление их воздействия на развитие конкретных территорий, да и непосредственное участие государства в их капитале требуют от экономического руководства страны активнее вмешиваться не только в формирование макроэкономической среды, но и в микроэкономику. Элемент принуждения к социально ответственному предпринимательству в этих условиях, разумеется, должен присутствовать. Это может, в частности, касаться внедрения обязательных стандартов отчетности компаний, в которых неотъемлемой частью должны быть вопросы социальной ответственности и благотворительности на территориях присутствия.

Однако, как мне представляется, важно предпринять совместные для государства и бизнес-сообщества усилия для достижения значимых позитивных изменений по укреплению взаимного доверия как основы социально ответственного предпринимательства. Необходимо формировать позитивный общественный образ предпринимателя, подорванный и в лихие девяностые, и современными неуклюжими публичными акциями, и заявлениями со стороны властей и журналистов. Здесь важным представляется образовательный аспект. «Деловая Россия» и Российское историческое общество, которое возглавляет спикер Госдумы С. Е. Нарышкин, недавно запустили масштабный совместный проект «История российского предпринимательства». Его основой станет акция «100 великих предпринимателей и меценатов России». Она предполагает составление рейтинга самых выдающихся предпринимателей, установку мемориальных досок в регионах, проведение медиафорума, всероссийских школьных и студенческих олимпиад, конкурсов школьных сочинений по истории отечественного предпринимательства, создание интернет-фотовыставки. Кроме того, в рамках проекта будет издано несколько книг, а в школьные учебники по отечественной истории войдут разделы о предпринимателях.

Очень важно сделать акцент на социально ответственное ведение бизнеса. Нужно проиллюстрировать на конкретных примерах, что социально ответственное предпринимательство и благотворительность — это не просто важно и нужно для общества, но и выгодно для самого предпринимателя. Не менее важно продолжить совершенствовать инфраструктуру для благотворительности и меценатства. Отчасти эта задача уже решается в нашей стране, если учесть двадцатилетнюю историю развития необходимых институтов. Во-первых, речь о некоммерческих организациях, системно реализующих множество социально значимых проектов за счет финансовой поддержки спонсоров и меценатов. Во-вторых, это формирование индустрии целевых капиталов и управления финансируемыми на долгосрочной основе программами. И в-третьих, программы государственных и частных грантов для финансирования проектов в области экологии, науки, культуры и образования.

Однако масштабы активности в этих областях в современном российском обществе несоизмеримы с тем, что происходит за рубежом. И следует выявить проблемные точки для их совместного преодоления со стороны государства, бизнеса и общества. Безусловно, для этого придется совершенствовать законодательство. Возможно, что-то нужно менять и в налоговом регулировании. Вместе с тем мне представляется более существенной задача пропагандистско-просветительская и опять же образовательная — по формированию современной культуры благотворительности. Культуры, основанной на национальных традициях и впитавшей лучшие мировые практики.

Подготовил А. В. БОРИСОВ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно