25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1683 Материалы по теме
В царском дворце на полном обес­печении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.
С любовью к ближним

От Владимира Красное Солнышко

Началом благотворительной деятельности принято считать 988 год — дату крещения Руси. С принятием христианства с его заповедью о любви к ближнему впервые заговорили о призрении бедных, которое нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Князь Владимир официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Великий князь Ярослав Владимирович, вступив на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы разделы о благотворительности. На личные средства он основал училище для сирот, в котором проживало и обучалось 300 воспитанников. При нем же получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Сын Владимира Мономаха князь Ростислав отдал бедным все имущество, полученное в наследство. Иногда говорят, что нигде в средневековой Европе не было такой системы «социальной помощи», как в Киевской Руси.

Впрочем, ученые находили корни сострадательного отношения к ближним еще в обычаях восточных славян. С. М. Соловьев писал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии определенного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славян в качестве людей вольных или друзей».

По обычаю и по закону

В годы монголо-татарского ига и междоусобиц благотворительности на Руси был нанесен тяжелый удар. Насилие, несправедливость и жестокость стали скорее правилом, нежели исключением. Когда появилась масса людей, нуждавшихся в материальной и моральной помощи, сохранять в народе духовность и веру в добро помогала церковь. Она не давала озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

При Иване Грозном начался процесс принятия законов о благотворительности, направленных на оказание помощи различным группам нуждающихся. Были созданы богадельни, финансируемые как за счет государственной казны, так и пожертвований частных лиц. Основатель динас­тии Романовых Михаил Федорович поручил Патриаршему приказу открытие сиротских домов. Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Его примеру следовали приближенные, духовенство, знатные горожане.

В царском дворце на полном обес­печении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича — Ф. М. Ртищев. Он первым предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной, во время войн с Речью Посполитой и Швецией организовав ряд больниц для раненых солдат (и не только русских). По его инициативе на улицах столицы подбирали калек, немощных, стариков и даже пьяниц. Их свозили в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

Эпоха Петра I отличалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных детей, заботиться о воинских чинах. Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I, императрица Мария Федоровна. В 1796 году она встала во главе одной из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, известной под названием «Учреждения императрицы Марии». Основным направлением ее деятельности была помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. В начале XIX века в учреждениях императрицы ежегодно бесплатно обучались около 10 тысяч девушек, в больницах бесплатно лечились более 20 тысяч бедных, а более чем 400 тысячам человек помощь оказывалась амбулаторно.

Золотой век и его финал

Реформы 60-х годов XIX века, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно, — например, воскресные школы. Правом утверждения уставов создаваемых благотворительных обществ обладало Министерство внутренних дел. Быстро набирала силу частная благотворительность, причем средства жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов, туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов.

Большую социальную работу вели крупные предприниматели: Коноваловы, Красильщиковы, Морозовы, Рябушинские и другие. Это была и выгода, и нравственный долг. На вопрос о том, почему жилые казармы для рабочих бесплатны, владельцы отвечали, что в состоянии покрыть расходы из прибыли от продажи товара, не трогая и без того маленькую зарплату заводчан. Так появлялись целые промышленные городки, где были даже театры и библиотеки, не говоря о начальных школах и ремесленных учебных заведениях для рабочих и их детей (например, Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск). Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей, истраченные на благие цели, были свидетельством процветания дела. При этом происхождением капитала интересовались — в Москве, к примеру, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом.

Кроме того, в среде состоятельных промышленников и богатых купцов стало модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки — итог деятельности русских меценатов Третьяковых, Мамонтовых, Бахрушиных, Прохоровых, Щукиных, Найденовых, Боткиных. Среди представителей царствующего дома тоже были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна, Александра Петровна, близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский.

В начале ХХ века благотворительность в Российской империи переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей европейской части страны приходилось шесть благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% из них были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на благотворительные цели формировалось из частных доб­ровольных пожертвований и лишь 25% поступало от государства. По самым приблизительным подсчетам, ежегодно в виде милостыни раздавалось не менее 27 миллионов рублей.

Традицию российской благотворительности прервала революция 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Характерной чертой советского периода было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем. Попытки возродить в СССР частную благотворительность свелись к «добровольно-принудительному» изъятию членских взносов для различных обществ. Такие взносы не требовали ни серьезного осмысления, ни понимания, для чего собираются деньги и на что они расходуются.

А. В. Борисов

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно