25 апреля 2024 года
Версия для печати 5160 Материалы по теме

желтая рубашка
 Когда руководитель Управления здравоохранения мэрии Новосибирска говорит о путях реализации важных проектов, знаменитым врачебным консерватизмом даже не пахнет. Опытный хирург и управленец Александр ЛЬВОВ придерживается передовых взглядов, подкрепляет их действием и подтверждает результатом.

– Александр Абрамович, что бы вы выделили в качестве приоритетных направлений в сфере здравоохранения Новосибирска?
– Прежде всего – национальный проект «Здоровье», который в Новосибирске начал работать в полной мере. Затем – реорганизацию структуры муниципального здравоохранения. И, наконец, упорядочение платных услуг и всего, что с этим связано. Пожалуй, это и есть три концептуальных направления, которыми занимается наше управление.
– Как обстоят дела с национальным проектом?
– Все составляющие нацпроекта в Новосибирске задействованы. С зимы выплачиваются надбавки участковым специалистам, врачам и медицинским сестрам. Ликвидирована задолженность по заработной плате сотрудников станции скорой помощи. Создан единый реестр медицинских работников города. Все виды муниципальных надбавок, которые были у медицинских работников разных категорий, в бюджете 2007 года будут сохранены.
Большая плановая работа идет в сфере вакцинопрофилактики. В частности, на бюджетные средства (около 2,5 млн руб.) было куплено достаточное количество современного холодильного оборудования для хранения и транспортировки вакцин. Этот проект постепенно расширяется: федеральный центр вводит новые виды иммунизации населения, поэтому, я считаю, мы поступили правильно.
Начались поставки современного медицинского оборудования отечественного и зарубежного производства, закупленного за счет средств федерального бюджета страны: эндоскопическое, рентгенологическое, аппараты УЗИ, флюорографы, маммографы – в этом году на сумму 146,5 млн руб. Запущена система родовых сертификатов – по-моему, очень интересный, революционный механизм. В частности, он помог выявить лидеров рынка. Так, сейчас четыре родильных дома в Новосибирске обеспечивают полный цикл родовспоможения.
– Какие проблемы возникают в процессе реализации нацпроекта?
– Проблемы скорее рабочего порядка, они ежедневно решаются людьми, которые отвечают за реализацию этих планов. Периодически появляются новые задачи, и это заставляет муниципалитет искать дополнительные источники финансирования. Речь идет, например, о зарплатах узких специалистов, прежде всего врачей оперирующих специальностей. Кроме того, появилась возможность инвестировать средства в первичное обучение врачей отдельных – наиболее проблемных – направлений: детская гинекология, детская неврология и др.
Мы изыскиваем средства, чтобы привлечь молодых специалистов и удержать их в системе здравоохранения. В этом году около 150 интернов – врачей, окончивших институт и желающих получить специализацию по определенному виду медицинской помощи, – пришли трудоустраиваться в муниципальные лечебные учреждения. В 2006 году город выделил дополнительные средства (около 2,5 млн руб.) на муниципальные надбавки для молодых специалистов – это большая удача. Обеспечение молодого сотрудника жильем, надбавки, возможность получить дополнительное образование по медицинской специальности за счет бюджета – серьезные стимулы для того, чтобы в отрасль стали приходить люди.
– Изменилась ли ситуация с участковыми врачами?
– Да, изменилась. Федеральный центр стал выделять средства на первичное обучение врачей, работающих на участках. Последний тендер выиграла Новосибирская государственная медицинская академия. Сейчас переобучение участковых врачей проводится планомерно и находится под контролем: лечебные учреждения знают, когда и сколько путевок для терапевтов и педиатров будет выделено. В этом году мы впервые не испытываем больших проблем, связанных с учебой медперсонала. Раньше за первичную подготовку докторов нужно было вносить по 10–40 тыс. руб., поэтому учеба часто оплачивалась лечебным учреждением и врачом в равных долях. Теперь ситуация значительно упростилась.
– Сегодня в рамках национального проекта возрождается диспансеризация работающих на вредных производствах. Встречаете ли вы поддержку в данном вопросе?
– Меня удивляет позиция работодателей: полное отсутствие интереса. Странно, что руководители предприятий, даже самых крупных, плохо представляют, о чем идет речь. Предприятие за такого рода услуги не платит, проекты реализуются силами лечебных учреждений, хотя, мне кажется, это неправильно. Совокупная сумма, которую медучреждение может привлечь дополнительно на заработную плату, равна 60–80 млн руб. (я говорю также об обслуживании неработающих пенсионеров и работников бюджетной сферы). Чтобы получить эти деньги, надо заключить договор с ФОМС или фондом социального страхования, предоставить реестры принятых больных и доказать, что пациенты получили все положенные процедуры.

хрень


– Известно, что в некоторых городах и даже регионах нацпроект «Здоровье» практически не реализуется. А как он воплощается в Новосибирске?
– Мы стараемся направлять собственные средства на проекты, которые финансируются за счет федерального бюджета. К примеру, городской бюджет выделил 25 млн руб. на проведение ремонта рентгенокабинетов под установку нового оборудования. Мы и далее будем закладывать в бюджет города средства на эти цели, а также на дополнительные надбавки молодым и участковым специалистам, строительство станций скорой помощи. Кстати, сданные в 2005 и 2006 годах станции неотложной медицинской помощи – лучшие проекты за Уралом. Это действительно учреждения высшего класса как по оснащению, так и по условиям пребывания персонала: город выделил 80 млн руб. на строительство и еще 4 млн руб. на приобретение оборудования.
Названные проекты призваны стимулировать муниципалитет на модернизацию отрасли с помощью финансирования из бюджета страны и своих средств. Так, все больницы Новосибирска, занимающиеся оказанием скорой медпомощи, в этом году начали оснащать наркозно-дыхательным оборудованием, поступающим из Москвы. Мы направляем средства на модернизацию эндоскопических видов диагностики оперативного лечения, на оперативную нейрохирургию. Кроме того, предусмотрены средства на автономные источники электроснабжения, то есть на жизнеобеспечение лечебных учреждений. Я считаю, что городской бюджет, каким бы напряженным он ни был, выполняет все свои обязательства. Это пример удачного сочетания возможностей федерального центра и желания муниципалитета продвинуть отрасль вперед.
– Что вы можете сказать о динамике вложений средств городского бюджета?
– В прошлом году мы приняли целевую программу по оптимизации системы здравоохранения в городе, результатом которой стал резкий качественный скачок в объемах финансирования отрасли по основным направлениям, в частности на приобретение медицинского оборудования, ремонт и строительство новых объектов, дорогостоящие лечение и медикаменты, виды и способы обследования. По этим направлениям проведена серьезная работа, и, надеюсь, такая тенденция сохранится. К примеру, на строительные работы в 2004 году было выделено порядка 30–40 млн руб. В 2006 году объем ассигнований вырос в четыре раза – до 112 млн руб. Если на покупку оборудования в 2004 году тратили примерно 20 млн руб., то в 2006 уже около 66 млн руб. исключительно бюджетных средств. Кроме того, в прошлом году Фондом обязательного медицинского страхования было выделено порядка 25 млн руб., а в текущем, думаю, ФОМС выделит сумму, необходимую для покупки первого муниципального компьютерного томографа для городской клинической больницы № 1, – ориентировочно она составит 40–50 млн руб. в зависимости от результатов конкурсных торгов. Это позволит клинике стать учреждением республиканского уровня.
В феврале 2006 года вышло постановление Правительства РФ о страховании профессионального риска отдельных категорий медицинских работников. В городском бюджете на 2007 год на данный проект предусмотрено около 5 млн руб. – это позволит реализовать программу добровольного страхования медработников.
– Насколько большое значение управление придает финансированию дорогостоящих видов лечения?
– Это одно из важнейших направлений нашей работы. 90% очереди составляют люди, которым необходима операция на сердце. Муниципалитет уже много лет выполняет программу, при которой через органы соцзащиты или управление здравоохранения пациент вправе получить средства на дорогостоящую операцию, если его материальное состояние неудовлетворительное. Речь идет о лечении в федеральных институтах, находящихся на территории города, или других, немуниципальных учреждениях, которые оказывают высокотехнологичные виды медицинской помощи. Например, в этом году удалось удачно соотнести квоты в НИИ патологии кровообращения, которые выделяются федеральным центром для проведений операций на сердце, с дополнительными возможностями муниципального бюджета. Думаю, к концу 2007 года очередь на оперативное лечение пациентов с заболеваниями сердца сократится в несколько раз.
Серьезных успехов нам удалось добиться и в таких значимых проектах, как детская онкогематология, онкология и гематология взрослых, заболевания сердца у детей, и еще по ряду дорогостоящих направлений – там, где денег Фонда обязательного медицинского страхования недостаточно. Если раньше на эти цели выделялось 5–6 млн руб. в год, то в 2005 году – уже 20 млн руб., а в этом году порядка 22–25 млн.
Приведу пример: недавно в Москве прооперировали девочку со злокачественной опухолью кости. На ее лечение потребовалось около 1 млн руб., и решить эту проблему нам удалось вместе с Фондом социального страхования. Другой ребенок с аналогичным диагнозом был прооперирован в Германии, необходимые средства были выделены из бюджета Новосибирской области и города Новосибирска. Еще одного ребенка прооперировали в Москве, причем благодаря помощи Министерства здравоохранения РФ практически бесплатно. Трое детей, которые в прежних условиях были бы подвергнуты калечащим операциям и стали бы инвалидами, остались полноценными членами общества. Это важно. Такого опыта в Новосибирске до сих пор не было и еще нет во многих регионах России.

операция желудок


– В Новосибирске сейчас идет реорганизация амбулаторно-поликлинической службы. С чем это связано?
– Анализ, проведенный в прошлом году, показал, что нет смысла держать поликлинику, которая обслуживает 4–10 тыс. человек, когда рядом есть поликлиника, обслуживающая 80 тыс. В небольших поликлиниках в силу штатного расписания мало узких специалистов, а значит, недостаточно качественно проводятся лабораторные исследования, диагностика. Получается порочный круг: в городе работает множество учреждений, не способных оказать квалифицированную медицинскую помощь.
Мы долго изучали эту проблему и пришли к выводу, что необходимо слияние лечебных учреждений. В результате сокращения аппарата удалось поднять заработную плату оставшимся управленцам и врачам. За счет укрупнения возрастает количество приписанного к учреждению населения, а значит, можно увеличить число ставок, приглашать хороших специалистов на более высокую заработную плату.
– Но ведь изменения касаются не только заработной платы?
– Конечно. У поликлиник появляются дополнительные возможности – создание крупных структурных подразделений: лабораторий, кабинетов функциональной диагностики, рентгеноотделений. Вновь назначенные главврачи теперь должны быть управленцами совсем иного класса. Когда завершится реорганизация, в районе останутся одно-два крупных учреждения, которые кроме выполнения своих непосредственных функций обязаны предоставлять все виды консультативной и диагностической помощи, организовать дневной стационар. В итоге у них, конечно, появляется много дополнительной работы, но и много возможностей. Таким образом, все денежные средства (от ФОМС, из бюджета, предназначенные на дополнительную диспансеризацию и профилактический осмотр бюджетников) аккумулируются в одном месте. И амбулаторная поликлиническая сеть будет выглядеть совершенно иначе, станет более простой и понятной для пациентов и специалистов.
– Почему одним из приоритетных направлений вы назвали упорядочение платных услуг?
– Платные услуги – самая большая проблема Управления здравоохранения и главных врачей поликлиник и больниц. Мэрия Новосибирска намерена резко сократить объемы платных медицинских услуг, оказываемых муниципальными лечебными учреждениями. Их доля в бюджете города на 2007 год составит около 250 млн руб. (для сравнения: в этом году она равняется 540 млн). Полагаю, в итоге государственное финансирование из разных источников будет сочетаться с минимальным присутствием платных услуг, поскольку государство вкладывает в отрасль все больше средств из бюджетов разных уровней.

стомприборы


– Пытается ли управление влиять на Законодательное собрание?
– У нас сложились хорошие рабочие отношения с депутатским корпусом – как областным, так и городским. Горсовет помогает в реализации наших планов, поскольку в его состав входит много медиков. Аналогичная ситуация сложилась и с областным Советом. Обычно, анализируя новую идею или направление, мы сначала обсуждаем ее с депутатами, затем представляем на слушаниях в депутатских комиссиях и фактически передаем горсовету уже хорошо продуманные проекты. С областным Советом мы консультируемся по ряду вопросов, в числе которых работа в отрасли и направления, связанные с целевыми программами. Если наша позиция убедительна, решения принимаются всегда, а если у депутатов возникают сомнения, мы свои предложения корректируем. Работа управления координируется и с деятельностью Фонда обязательного медицинского страхования, Департамента здравоохранения администрации области. У нас разные взгляды на многие вещи, но результат мы получаем, как правило, именно тот, какой хотим получить.
– Создается впечатление, что вы не врач, а шахматист. Где же ваш профессиональный консерватизм?
– Как сказал один знаменитый киногерой, врач обязан быть консерватором. Но в данном случае работа – один большой интересный проект, потому что местные инициативы наслаиваются на федеральные. Сейчас здравоохранение Новосибирска медленно, но верно, при поддержке мэрии, субъекта РФ, федерального центра развивается по многим направлениям. Здравоохранение нужно адаптировать к запросам населения, дать людям возможность для полноценного труда. Отрасль должна быть ориентирована на конечный результат – повышение качества здоровья и жизни каждого человека. Иногда наши решения казались чрезмерными, но я считаю, что это оправданно. Следует создать сеть крупных, оснащенных современным оборудованием и укомплектованных специалистами лечебных учреждений, которые оказывают населению максимально полный спектр медицинских услуг, оптимизировать и приблизить к населению работу скорой помощи. Муниципалитету нужно максимально расширить свои возможности за счет федеральных центров, находящихся на территории города, в ряде случаев провоцируя создание новых федеральных центров (нейрохирургии, онкологии, перинатологии) всюду, где можно дополнительно привлечь инвестиции в отрасль. На сегодняшний день мы успешно работаем в этом направлении.

Материал подготовила Анжелина ДЕРЯБИНА

Справка «Бюджета»
Александр Абрамович ЛЬВОВ, начальник Управления здравоохранения мэрии Новосибирска
Родился 4 марта 1955 г. в Новосибирске.
В 1978 г. окончил Новосибирский государственный медицинский институт, специальность «Педиатрия», в 1979 г. прошел интернатуру по детской хирургии в детской городской клинической больнице № 1.
1979–1984 гг. – врач-онколог городской клинической больницы № 1.
1984–1986 гг. – врач-онколог детской городской клинической больницы № 1.
1986–1988 гг. – заведующий клиническим отделением Новосибирской муниципальной детской клинической больницы скорой помощи № 3.
1988–1989 гг. – ассистент кафедры детской хирургии НГМИ.
1989–1993 гг. – заведующий хирургическим отделением Новосибирской муниципальной детской клинической больницы скорой помощи № 3.
1995–2005 гг. – главный врач Новосибирской муниципальной детской клинической больницы скорой помощи № 3.
С апреля 2005 г. – начальник Управления здравоохранения мэрии Новосибирска.
Кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения России, заслуженный врач РФ.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно