25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2019 Материалы по теме
С. И. ГОРБАНЬ, глава администрации Ростова-на-Дону
Точки роста Большого Ростова

Недавно Ростов-на-Дону стал одним из первых городов-миллионников, в котором введена должность сити-менеджера. Теперь у областного центра два руководителя — глава администрации города (сити-менеджер) и председатель городской думы, именуемый главой города.

Сегодня перед новым руководством Ростова-на-Дону — главой администрации Сергеем Ивановичем Горбанем, и его командой — стоит задача обеспечить существенный рывок в развитии городской территории, создании благоприятных условий для жизни нынешних и будущих поколений ростовчан. В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, который будет принимать Ростов-на-Дону, город должен стать по-современному обустроенным, социально комфортным и экологически безопасным. Иметь благоприятный правовой и инвестиционный климат, качественное образование, высокую производительность и достойную оплату труда горожан. При этом приоритет отдается социальной сфере.

Приоритеты

«Одной из главных задач, стоящих перед городскими властями, остается создание новых мест в детских садах», — заявляет С. И. Горбань. В 2013 году сеть дошкольных учреждений города расширилась на почти 2,1 тысячи мест. В 2014 году городские власти реализовали масштабную программу по созданию еще более 3,2 тысячи мест. На эти цели было направлено около 1,2 миллиарда рублей, в том числе 123,8 миллиона рублей из федерального бюджета, 308,1 миллиона — из областного и 760,8 миллиона — из бюджета города.

В 2015 году в детских садах планируется ввести порядка 4,4 тысячи мест. Это будет сделано за счет строительства 11 новых зданий, реконструкции бывших и действующих дошкольных учреждений, создания модульных детсадов и дополнительных групп для малышей. В бюджете города на эти цели предусмотрено около 931 миллиона рублей.

Еще одна задача, поставленная новым главой администрации, — вернуть все перепрофилированные детские сады муниципалитету (в Ростове в общей сложности были закрыты и перепрофилированы детсады, рассчитанные на 12 тысяч мест). Благодаря этим и другим мерам, предпринимаемым городскими властями, к 2016 году Ростов должен выполнить задачу, поставленную Президентом РФ, и решить проблему нехватки мест в детских садах.

Другим приоритетным направлением работы администрации города является повышение качества медицинских услуг. Так, в июле 2014 года в консультационно-диагностическом центре «Здоровье» была установлена первая на юге России роботизированная хирургическая система «Да Винчи». «Благодаря этому у ростовчан появился доступ к высокотехнологичному оборудованию — обследование и лечение они могут получать в муниципальной клинике по полису обязательного медицинского страхования», — подчеркивает С. И. Горбань. К настоящему времени с помощью «Да Винчи» проведено 60 операций.

В 2015 году в городском бюджете предусмотрены средства на приобретение высокотехнологичного оборудования для детских медучреждений. Это позволит достичь практически 100% обеспеченности детских учреждений города медицинским оборудованием.

Сто услуг в одном окне

В последнее время городским властям удалось обеспечить принципиально иной подход к развитию отношений гражданин — государство, внедрив принцип «одного окна». Это дает возможность в кратчайшие сроки, минуя бюрократические проволочки, получить качественные и цивилизованные услуги. В 2008 году Ростов-на-Дону стал одним из первых российских городов-миллионников, где начали создавать многофункциональные центры. На сегодняшний день в городе работает разветвленная сеть МФЦ, состоящая из 24 подразделений, в которых открыто 184 окна обслуживания. В самом конце 2014 года завершился капитальный ремонт двух помещений новых МФЦ, а в первом полугодии 2015 года будут отремонтированы еще четыре. При этом количество окон обслуживания возрастет до 214.

В настоящее время МФЦ оказывают ростовчанам более 150 государственных и муниципальных услуг. Причем с каждым годом этот список расширяется. Так, с недавних пор жители города могут получить в многофункцио­нальных центрах паспорт гражданина РФ и оформить другие услуги, оказываемые УФМС.

Ростовчане уже оценили преимущества МФЦ, где за одно посещение можно сдать документы для предоставления нескольких государственных или муниципальных услуг. Достаточно сказать, что за 11 месяцев 2014 года сюда обратилось более 660 тысяч человек, а проведенный опрос показал, что порядка 95% заявителей удовлетворены качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

Отметим, что во всех ростовских центрах созданы комфортные условия и выстроена максимально прозрачная схема взаимоотношений, которая противодействует проявлениям коррупции и исключает услуги посредников. Ведь само по себе сокращение количества контактов гражданина с чиновниками является дополнительным буфером и важным антикоррупционным механизмом.

На пути к мундиалю

Важнейшим моментом в работе администрации города является подготовка Ростова-на-Дону к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Для городских властей эта работа воспринимается как возможность кардинально улучшить качество городской инфраструктуры.

Реконструкция и строительство мостов через Дон, капитальный ремонт фасадов зданий, развитие дорожной сети, возведение гостиниц и новых спортивных объектов — все это наследие чемпионата мира будет долгие годы служить ростовчанам. Учитывая это, администрация города и правительство Ростовской области находят совместные финансовые решения в достаточно непростых экономических условиях.

В ноябре 2014 года стартовало строительство крупнейших объектов, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу 2018 года — стадион в левобережье Ростова-на-Дону и аэропортовый комплекс «Южный», расположенный в 30 километрах от областного центра. Ростовская футбольная арена, рассчитанная на 45 тысяч зрительских мест, станет одним из 12 отечественных стадионов, которые примут матчи мундиаля. Арена представляет собой эксклюзивное сооружение с элементами донского колорита и она должна стать визитной карточкой города и центром развития левобережной зоны Ростова.

К настоящему времени в пойменной части Дона уже завершился первый этап работ по намыву искусственного песчаного острова пло­щадью 30 гектаров и высотой шесть метров, который станет своеобразным фундаментом для стадиона. После проведения чемпионата мира часть трибунных секций будет демонтирована, а сам стадион станет центральным местом проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий. Здесь также планируется создать спортивно-рекреационный кластер, в состав которого войдут гребной канал, ипподром, водноспортивный комплекс и еще более полутора десятков спортивных сооружений.

Немалые средства заложены на модернизацию транспортной инфраструктуры, которая должна обес­печить свободный доступ участников и гостей чемпионата к стадиону, объектам культурного и туристического назначения. Для обеспечения устойчивого и бесперебойного транспортного сообщения потребуется дополнительно 320 автобусов большой вместимости, 70 троллейбусов и 70 трамваев. Весь пассажирский транспорт будет оборудован наглядными схемами маршрутов на русском и английском языках, а также голосовым информированием пассажиров об остановках.

Для того чтобы Ростов выглядел достойно в глазах гостей и участников чемпионата мира, запланировано масштабное благоустройство исторической части города. В список попали сразу более 3,7 тысячи строений Кировского и Ленинского районов, включая около 2 тысяч многоквартирных жилых домов. Все крыши много­этажек к чемпионату приобретут единый цвет — темно-шоколадный. Фасады также перекрасят в цвета одной гаммы — от бежевого до желтого.

Общий объем финансирования программы подготовки Ростовской области к мундиалю оценивается в 85,4 миллиарда рублей. При этом 26,9 миллиарда планируется направить из федеральной казны, 10,9 миллиарда — из областного бюджета и 35,8 миллиарда — из внебюджетных источников.

Программный бюджет

В целях обеспечения сбалансированности бюджета администрацией города сформирован реалистичный бюджет, основанный на консервативном сценарии экономического развития. Исполнение бюджета по доходам в 2014 году составило 32,5 миллиарда рублей (в том числе 15,8 миллиарда — собственные средства). В бюджете города на 2015 год доходы запланированы в объеме 26,7 миллиарда рублей (в том числе 14,4 миллиарда — собственные средства). Плановый объем дефицита бюджета на 2015 год составляет 10% от собственных доходов, или 1,4 миллиарда рублей. Реализация администрацией города мер, направленных на увеличение поступлений доходов в бюджет, позволит компенсировать 509 миллионов рублей доходов, выпадающих в результате изменений федерального и областного законодательства.

В ходе составления бюджета на 2015–2017 годы администрацией города проведен анализ эффективности текущих расходов всех 440 подведомственных учреждений. Благодаря этому, например, на 203,4 миллиона рублей была обеспечена оптимизация текущих расходов по отрасли образования (около 5,3% от общего объема) при сохранении качества оказываемых муниципальных услуг. Однако, как полагает глава администрации города, для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета города мер, направленных исключительно на количественные ограничения, будет явно недостаточно.

Немаловажно, что все решения, связанные с планированием бюджета, сегодня принимаются по программному принципу. На 2015 год в программном виде предусмотрено 94% общего объема расходов.

Еще одной важной особенностью бюджетного процесса в Ростове-на-Дону является его автоматизация, начатая в 1999 году. Внедрение автоматизированного центра контроля позволило перевести в электронный вид процессы планирования и исполнения бюджета, а также конкурсные процедуры в рамках Закона № 44‑ФЗ. В электронный механизм его исполнения включены все 440 муниципальных учреждений. Автоматизация планирования и исполнения бюджета позволяет предоставлять руководству города и главам районов мгновенный доступ к достоверной бюджетной информации, а также хранить всю историю произведенных операций. Это поможет опираться на бюджетные данные в ходе принятия оперативных управленческих решений.

Примером эффективной работы администрации города в автоматизированной системе является обеспечение ликвидности единого счета бюджета, а также отсутствие временных кассовых разрывов в течение финансового года. Проведенная работа также позволяет оценить и спрогнозировать стоимость программного мероприятия на стадии планирования бюджета.

Таким образом, совокупность работающих в городе электронных систем бюджетного процесса является действенным инструментом финансового контроля, которым сегодня охвачено 100% договорных обязательств, принимаемых муниципальными учреждениями. В 2014 году в рамках данной работы муниципальным казначейством было обработано более 22 тысяч документов. По итогам внутреннего муниципального финансового контроля за 11 месяцев прошедшего года в бюджет города было возвращено 1,2 миллиона рублей, выполнены дополнительные работы на сумму 115,7 миллиона рублей, прекращены нарушения по оплате труда на 5,5 миллиона рублей, ведется претензионная работа по взысканию в бюджет еще 8,8 миллиона рублей.

Территориальный подход

В целях обеспечения полноценного участия глав администраций районов в социально-экономических и бюджетных процессах в городе принят ряд нормативных актов. Основной предпосылкой для этого стала лучшая информированность районного звена и возможность оперативного реагирования для решения территориальных проблем.

В частности, решением городской думы закреплено, что исполнение бюджета по расходам осуществляется на основании территориальной сметы, которую ведут районные администрации. Данный документ включает сведения об объеме финансового обеспечения организаций, расположенных на территории района (районные администрации, управления благоустройства, управления ЖКХ, отделы образования и подведомственные им учреждения, учреждения культуры, учреждения, подведомственные управлениям физкультуры и спорта, учреждения соцзащиты населения).

С учетом присутствия территориального подразделения муниципального казначейства в каждом районе города у глав администраций районов имеется мгновенный расширенный доступ к информации на всех этапах исполнения бюджета. Тем самым в городе созданы условия для управления расходами бюджета и обеспечения их результативности.

В настоящее время сформулирован ряд задач, решение которых должно обеспечить рост эффективности работы администрации Ростова-на-Дону, расширение ее бюджетных возможностей по проведению социально-экономической политики. Прежде всего необходимо обеспечить сбалансированность бюджета города на основе развития налогового и неналогового потенциалов, а также роста эффективности бюджетных расходов и использования муниципального имущества.

В контексте идеологии программного бюджета и управления муниципальными услугами на основе муниципальных заданий перед органами администрации города поставлена задача адаптации к новым экономическим условиям реализуемых сегодня управленческих процессов. Цель этих преобразований — повышение эффективности оказания муниципальных услуг.

Проводимая администрацией города работа по автоматизации бюджетного процесса, управлению ликвид­ностью единого счета бюджета и организации финансового контроля призвана в конечном итоге обеспечить успешную реализацию стоящих перед городом задач, главная из которых заключается в улучшении качества жизни ростовчан.

О. В. Изутова

$$
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно