25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4514 Материалы по теме
Сергей Владимирович НОВИКОВ, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов, кандидат экономических наук
Контрактная система: опыт Республики Башкортостан

Федеральный закон № 44-ФЗ перекроил правила игры закупочного процесса. За время работы в новых условиях Республике Башкортостан удалось настроить общие механизмы централизованного осуществления закупок, а также сформировать ряд перспективных элементов контрактной системы.

Итоги работы Республики Башкортостан в новых условиях показывают положительную динамику практически по всем ключевым индикаторам эффективности функционирования регионального сегмента контрактной системы (рисунок 1). Увеличилось количество конкурентных процедур, повысилась представленность республиканского бизнеса на торгах, наметились тенденции роста уровня конкуренции и сокращения объемов несостоявшихся закупок.

Благодаря внедрению антидемпинговых механизмов и регламентации процессов ценообразования стало меньше зло­употреблений в части экономически необоснованного снижения стартовых цен торгов. По оценке независимых экспертов проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок — 2014», Республика Башкортостан вот уже третий год входит в число регионов-лидеров с наивысшим баллом в категории «гарантированная прозрачность».

Сложности

Несмотря на общие положительные результаты, при формировании контрактной системы в республике мы столкнулись с определенными сложностями. Во-первых, в связи с отсутствием в первые месяцы работы единообразной правоприменительной практики из-за многочисленных жалоб, судебных разбирательств и затягиваний процессов контрактации затруднялось внедрение ключевых элементов Закона № 44-ФЗ. Это отразилось на работе всех субъектов закупочной деятельности.

На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека материалов, посвященная централизации закупок. С полным списком материалов можно ознакомиться по ссылке.

К середине года ситуация более или менее стабилизировалась, были даны разъяснения по многим вопросам. В частности, федеральные разработчики уточнили порядки определения наименования страны происхождения приобретаемой продукции, проведения конкурсов с ограниченным участием, согласования с контрольным органом закупок у единственного поставщика, учета банковских гарантий, установления в закупочной документации остаточного срока годности лекарственных препаратов и многое другое. Разъяснения выходили практически каждую неделю. Такая работа помогает заказчикам и уполномоченным органам ориентироваться в процессе осуществления закупочной деятельности. В то же время подготовка таких документов и их возрастающее количество свидетельствуют о несовершенстве законодательства о контрактной системе.

Во-вторых, не урегулирован процесс обу­чения заказчиков. Это усложняет комплектацию контрактных служб кадрами, обладающими профессиональными знаниями, что прямо сказывается на качестве организации закупочного процесса. На фоне реформирования системы государственных закупок наблюдается особый дефицит в высококвалифицированных мобильных специалистах. В связи с этим вопрос подготовки молодых кадров на базе высших учебных заведений республики является как никогда актуальным.

Также необходимо реанимировать научные профессиональные сообщества в данной области. В сфере закупок существует ряд перспективных проектов, которые могут стать предметами исследовательских работ. В настоящее время Госкомзаказ республики ведет активную деятельность по разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие республиканской контрактной системы. И здесь важен разносторонний взгляд представителей научных кругов.

Еще одной проблемой стала недостаточная работа заказчиков по эффективному планированию закупок и равномерному освоению бюджетных средств. С одной стороны, это приводило к росту мелких и экономически нецелесообразных торгов, которые в большинстве случаев проходили вхолостую. С другой стороны, возникали помпажные ситуации, когда объемы оперативного размещения заказов лежали за пределами физических возможностей уполномоченного органа. Кроме того, излишняя регламентация Федеральным законом № 44-ФЗ процедуры планирования закупок вызвала у заказчиков временные издержки и неоправданное затягивание контрактного процесса.

Оптимизация закупочной деятельности

Для нивелирования проблем, выявленных в ходе мониторинга функционирования контрактной системы, Госкомзаказ Республики Башкортостан ведет непрерывную работу по формированию и внедрению механизмов оптимизации закупочной деятельности. В частности, в минувшем году в рес­публике проводились мероприятия по согласованию с уполномоченным органом планов-графиков закупок. Были разработаны соответствующие методические рекомендации. Это была своего рода репетиция по внедрению с 2015 года двухуровневой системы планирования, когда заказчикам нужно формировать трехлетние планы закупок и на их основе годовые планы-графики. А также по включению с 1 января 2016 года санкции по блокировке контрактации в случае ненадлежащего планирования.

В части развития процессов ведомственной централизации закупок принято постановление правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года № 207 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы централизованных закупок Республики Башкортостан». Документом предусмотрены меры, направленные на консолидацию объемов закупаемой продукции как на уровне отдельных заказчиков, так и на уровне главных распорядителей бюджетных средств.

Данным постановлением также оптимизирован порядок проведения централизованных торгов — выделены закупки первого и второго уровней. К первому уровню относятся конкурентные процедуры с начальной ценой контракта при поставке товаров свыше 500 тысяч рублей, при выполнении работ и оказании услуг — от 1 миллиона рублей. Такие закупки проводятся государственными заказчиками через Госкомзаказ республики путем подачи электронных заявок в автоматизированной информационной системе АИС «Госзаказ». Иные закупки (до 500 тысяч рублей) относятся ко второму уровню и организуются республиканскими заказчиками самостоятельно.

Отмечу, что в регионе уже начались процессы ведомственной централизации закупок путем создания или определения уполномоченных учреждений. Отдельно прорабатывается вопрос организации совместных торгов при закупках лекарственных препаратов на базе подведомственного министерству здравоохранения Республики Башкортостан государственного казенного учреждения.

Ключевым направлением деятельности правительства Республики Башкортостан в минувшем году стала централизация муниципальных закупок на региональном уровне. Согласно новым правилам в случае если при выделении муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов из бюджета республики на приобретение продукции установлено условие централизации, то закупки будут осуществляться в соответствии с порядком, который действует для заказчиков республиканского уровня (рисунок 2).

Для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств в рамках Закона № 44-ФЗ отлажена процедура согласования капиталоемких закупок (от 50 до 300 миллионов рублей) с Координационной комиссией по закупкам при правительстве Республики Башкортостан. Данный проект реализуется в регионе с 2013 года и включает в себя мониторинг закупок на предмет их соответствия целям социально-экономического развития республики, мероприятиям, предусмотренным государственными программами и иными документами стратегического и программно-целевого планирования. Следует отметить, что не по всем закупкам заказчики получают положительное заключение комиссии. С 2015 года муниципальные закупки стоимостью свыше 50 миллионов рублей, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов, также будут проходить процедуру согласования с Координационной комиссией. В Положение о координационном органе уже внесены соответствующие изменения.

В рамках работ по формированию контрактной системы в регионе запущены элементы общественного обсуждения закупок. Республиканские заказчики проводят данную процедуру, когда речь идет о строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) стоимостью 300 миллионов рублей и выше в случае, если выбрана процедура электронного аукциона, и от 150 миллионов рублей — когда используется конкурс. При проведении закупок иной продукции обсуждение проводится со стартовой цены в 100 миллионов рублей и выше. Порядок общественного обсуждения закупок представлен на рисунке 3.

Следующим ключевым мероприятием на этапе становления контрактной системы стало утверждение дополнительного перечня товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Башкортостан, закупка которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме. Общепризнанный факт, что электронный аукцион сегодня является наиболее прозрачной формой торгов. Федеральным аукционным перечнем установлен запрет на проведение конкурсов на строительство с ценой контракта до 150 миллионов рублей. В Республике Башкортостан данная планка увеличена. Распоряжением правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2014 года № 756-р установлено, что региональные заказчики обязаны проводить электронные аукционы на строительство с ценой контракта до 1 миллиарда рублей.

В республике определены случаи банковского сопровождения контрактов. Согласно постановлению правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2014 года № 345 данная процедура на региональном уровне осуществляется при цене контрактов от 150 миллионов рублей. Для муниципальных образований правительство республики рекомендовало банковское сопровождение при цене контракта от 50 миллионов рублей. Большая часть муниципальных районов и городских округов республики уже приняла соответствующие нормативные правовые акты.

Пилотную апробацию данного нововведения Закона № 44-ФЗ проводили по муниципальным закупкам, осуществляемым за счет межбюджетных трансфертов. В рамках организованной Госкомзаказом республики процедуры в проекте муниципального контракта прописали условие о необходимости стандартного варианта банковского сопровождения, предполагающего осуществление мониторинга расчетов без взимания платы. Сейчас на правительственном уровне принято решение об апробировании в 2015 году процедуры расширенного банковского сопровождения с возможностью применения функции строительного контроля по 2–3 объектам капитального строительства.

Своя информационная система

Для развития процессов информатизации 17 ноября 2014 года постановлением правительства Республики Башкортостан № 507 утверждена Концепция формирования региональной информационной системы в сфере закупок (РИС), разработанная Госкомзаказом Республики Башкортостан (рисунок 4). В концепции определяются цели, принципы, архитектура, основные этапы формирования системы, а также механизмы управления и ресурсного обеспечения ее создания и сопровождения. РИС даст возможность обеспечить эффективное информационное сопровождение республиканского сегмента контрактной системы, реализовать поддержку принятия управленческих решений, снизить трудозатраты на ряд операций по планированию и проведению закупок. И, как следствие, повысить общую эффективность работы.

Региональная система будет интегрирована с единой федеральной информационной системой закупок, а также с рядом других ресурсов, включая региональный сегмент государственной автоматизированной системы «Управление», республиканские системы планирования и исполнения бюджета, управления государственными заказами. Кроме того, в Концепции предусмотрена возможность подключения к системе муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Для оперативного решения задач, возникающих в ходе данной работы, правительством Республики Башкортостан создана специальная межведомственная рабочая группа. На текущий момент группа прорабатывает вопросы в части подготовки технического задания для разработки системы и определения порядка финансирования указанных работ.

Наряду с уже принятыми нормативными правовыми актами Госкомзаказ республики ведет работу по внедрению еще ряда перспективных решений. В первую очередь это механизм мониторинга закупок. Данный межведомственный проект проводится для оценки эффективности закупок, анализа их обоснованности, обеспечения контроля качества и результативности принимаемых управленческих решений в указанной сфере деятельности. Сбор и систематизацию информации будет осуществлять Госкомзаказ. Субъектами мониторинга также выступят министерство финансов республики в качестве органа, осуществляющего контрольные и финансовые полномочия в сфере закупок, главные распорядители средств бюджета и администрации муниципальных образований в части закупок за счет межбюджетных трансфертов.

В рамках построения республиканской системы планирования будут определены порядки формирования, утверждения, ведения планов и планов-графиков закупок. Данная работа сопряжена с разработкой региональной информационной системы — внедрением ее соответствующих модулей планирования.

Работа по совершенствованию продолжается

2015 год ставит перед нами задачи более сложного уровня. Речь идет о внедрении системы нормирования закупок, а также автоматизации процессов планирования и осуществления закупок. Одним из стратегических направлений по совершенствованию республиканской контрактной системы является оптимизация архитектуры управления закупочным процессом. Перспективным проектом здесь видится создание государственного казенного учреждения Республики Башкортостан, уполномоченного определять поставщиков, — ГКУ РБ «Центр закупок». Центру закупок планируется делегировать отдельные полномочия Госкомзаказа республики по осуществлению технической работы, связанной с размещением заказов на официальном сайте закупок и определением поставщиков. Такое решение позволит сместить акцент в деятельности Госкомзаказа в сторону нормативного и методологического сопровождения контрактной системы, развития процессов планирования и общей координации закупочных процессов в регионе.

Важно отметить, что становление контрактной системы в республике не происходит изолированно. Госкомзаказ Башкортостана вошел в состав Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы, комитета Торгово-промышленной палаты России по развитию системы закупок. В этом формате мы тесно взаимодействуем с федеральными органами: Минэкономразвития России и Минфином России.

В августе прошлого года от имени президента Республики Башкортостан Р. З. Хамитова направлены предложения в адрес Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева по совершенствованию законодательства о контрактной системе. По нашим предложениям в настоящее время Минэкономразвития России совместно с ФАС выпустило разъяснение по вопросу оперативности осуществления закупок при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В целях привлечения квалифицированных подрядчиков к выполнению капиталоемких заказов подготовлен и внесен на рассмотрение в Правительство РФ проект постановления, устанавливающий дополнительные требования к участникам закупок при проведении электронных аукционов. В Минздраве России обсуждается вопрос увеличения предельного значения закупочной цены, при превышении которого лекарства с различными международными непатентованными наименованиями не могут быть предметом одного контракта и др.

Впереди серьезный фронт работы как на федеральном, так на региональном уровне. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы все звенья контрактной системы работали результативно и она стала действенным инструментом в проведении эффективной социально-экономической политики развития страны и ее территорий.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно