25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4773 Материалы по теме
Надежда Витальевна БАБКО, директор департамента развития комплексных решений ООО «БФТ», кандидат экономических наук
Контроль планов закупок: полномочия финансовых органов

В соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований начиная с 1 января 2017 года осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика. И хотя впереди еще два года, многие финансовые органы уже сейчас начинают задумываться о том, каким образом можно реализовать данный контроль.

Если в отношении казенных учреждений контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, неявным образом уже осуществляется при санкционировании расходов в соответствии со сметой, сформированной в рамках доведенных до казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств, то в отношении бюджетных и автономных учреждений осуществление такого контроля кажется сомнительным. Основная сложность состоит в отсутствии у финансового органа достоверного источника, содержащего всю необходимую информацию об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до автономных и бюджетных учреждений, выступающих в роли заказчика.

Источники информации

Частично таким источником информации могут служить Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (далее — Сведения). В отношении автономных учреждений, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ за счет источников, перечисленных в Сведениях, можно уже сейчас частично осуществлять контроль непревышения объемов, указанных в планах закупок, объемов финансового обеспечения, указанных в Сведениях. Но в отношении бюджетных учреждений данная форма не покрывает всех источников финансового обеспечения закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ, к которым относятся и субсидии на осуществление государственного задания, и субсидии на капитальные вложения, и субсидии на иные цели, и средства фонда обязательного медицинского страхования, и в большинстве случаев средства от приносящей доходы деятельности.

На наш взгляд, более полным источником информации мог бы стать план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — ПФХД). Однако в настоящее время данный документ обладает рядом недостатков, не позволяющих использовать его в указанных целях. К таким недостаткам относятся:

1. Необязательность ведения ПФХД в разрезе источников финансового обеспечения (это зависит от решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя — далее Учредитель).

2. Отсутствие в ПФХД в явном виде внутри аналитических кодов по показателям выплат информации о планируемых расходах именно на осуществление закупок (в том числе в Сведениях).

3. Отсутствие единой формы ПФХД, что затрудняет сбор информации в структурированном виде в автоматизированных системах.

4. И самое главное — неактуальность информации, содержащейся в ПФХД.

ПФДХ по-новому

Действительно, уточнение показателей ПФХД в настоящее время осуществляется крайне редко ввиду того, что, как правило, Учредитель определяет порядок составления и утверждения ПФХД, упуская вопросы его дальнейшего ведения и актуализации. Возможно, потребность финансового органа реализовать свои новые полномочия по контролю придаст новый смысл ведению ПФХД.

Для федерального уровня это потребует внесения изменения в приказ Минфина России от 28 июля

2010 года № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Однако на региональном и муниципальном уровнях уже сейчас возможно формирование методических рекомендаций по подготовке порядков составления, утверждения и ведения ПФХД для Учредителей.

В таких методических рекомендациях мы предлагаем:

определить рекомендуемую форму ПФХД;

сформировать перечень рекомендуемых разрезов плановых показателей по выплатам (с указанием источника, выделением расходов на закупки);

сформировать рекомендации по порядку ведения (актуализации) показателей ПФХД.

Учет предлагаемых рекомендаций и закрепление ПФХД в структурированном виде позволит получить достоверный источник информации о финансовом обеспе­чении закупок автономных и бюджетных учреждений и в последующем автоматизировать

процесс контроля по части 5

статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно