25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1452 Материалы по теме
За годы своего существования Сообщество финансистов России стало одной из наиболее эффективных площадок профессионального взаимодействия и обмена опытом региональных и муниципальных финансистов России
СФР для активных

В условиях экономической неопределенности участие в профессиональных объединениях, одним из которых является Сообщество финансистов России, становится для муниципальных финансистов еще более значи­мым. Мы задали несколько вопросов о работе сообщества в целом и секции «Финансисты муниципальных образований» председателю муниципальной секции, заместителю городского головы — начальнику управления финансов города Калуги Ирине Анатольевне ЕВДОКИМОВОЙ.

— Ирина Анатольевна, вы не первый год возглавляете муниципальную секцию Сообщества финансистов России. Расскажите, пожалуйста, в чем, на ваш взгляд, ценность СФР?

— За годы своего существования Сообщество финансистов России стало одной из наиболее эффективных площадок профессионального взаимодействия и обмена опытом региональных и муниципальных финансистов России. СФР предоставило возможность членам обеих секций — субъектовой и муниципальной — вести конструктивный диалог с органами власти вышестоящего уровня, банками, финансовыми институтами и научным сообществом. Очевидно, что все это не просто важно, а необходимо для организации рабочего процесса и дальнейшего развития любого муниципального образования, любого субъекта Федерации.

Очень ценно, что муниципалитеты, входящие в секцию «Финансисты муниципальных образований», тесно взаимодействуют между собой по актуальным вопросам, причем зачастую не только финансовой направленности. С каждым годом муниципальных образований, вступивших в СФР, становится все больше. Так, на 1 января 2015 года в нашу секцию входило уже 135 муниципалитетов. Ежегодное вливание в наши ряды новых участников означает увеличение практики — и положительной, и отрицательной, необходимой для анализа. У новичков появляется больше возможностей получать опыт для решения финансовых вопросов, а у всех без исключения членов секции — обсуждать актуальные вопросы и пути их решения, законодательные новации с широким кругом коллег. Поэтому важность сообщества для финансистов России трудно переоценить, особенно в сложившейся непростой экономической ситуации.

— СФР уже двенадцатый год является площадкой, на которой в том числе формируются предложения по внесению поправок в федеральное законодательство. Расскажите, пожалуйста, каких значимых успехов удалось добиться секции за прошедшие годы?

— На основании выработанных на заседаниях секций «Финансисты субъектов РФ» и «Финансисты муниципальных образований» предложений внесено 218 поправок к законам, касающихся бюджетного и налогового законодательства. 171 поправка принята, в том числе в такие проекты законов, как «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ» и многие другие. Благодаря тому, что председатель Совета СФР Н. С. Максимова является депутатом Государственной думы, у нас есть возможность доносить до законодателей свои предложения.

— Как вы сказали выше, участие в работе секции — это еще и постоянный обмен опытом работы между коллегами. Кто из муниципальных финансистов наиболее активно работает в рамках секции?

— С каждым годом в адрес Сообщества поступает все больше запросов от муниципальных образований с наиболее важными и насущными вопросами. Полученный от одного муниципального образования вопрос рассылается членам секции, те отвечают на него, исходя из своего опыта и ситуации. Далее вся масса полученных ответов предоставляется муниципалитетам для ознакомления и использования в практической работе.

Благодаря такому обмену опытом многие финансисты муниципалитетов находят решения, причем решения, уже проверенные практикой, страхуя специалистов от ошибок и потери времени на «изобретение велосипеда». Наиболее активны в постановке вопросов коллеги из Сыктывкара, Барнаула, Томска, Хабаровска, Березников (Пермский край), Омска. В очной работе секции, на заседаниях самыми активными являются представители Ростова-на-Дону, Сыктывкара, Рязани, Навашино Нижегородской области.

По просьбе Совета НП «Сообщество финансистов России» субъектами Федерации и муниципальными образованиями подготовлены предложения по внесению уточнений и дополнений в Бюджетный кодекс. Предложения поступили от 15 муниципальных образований. Наиболее активную позицию в этом вопросе проявили финансовые органы таких городов, как Хабаровск, Томск, Тверь, Барнаул, Омск, Березники.

— Как и прошедший, текущий год сложный в финансовом отношении, рост экономики в России замедлился. Какие болевые вопросы появились в связи с этим у муниципалитетов?

— Учитывая, что бюджеты муниципальных образований на предстоящий среднесрочный период 2015, 2016 и 2017 годов формируются в условиях снижения темпов экономического роста, муниципалитетам предстоит решить задачу обеспечения сбалансированности местных бюджетов путем осуществления мероприятий по мобилизации доходов, повышению эффективности бюджетных расходов. В каждом муниципалитете есть свои беспокоящие финансистов проблемы. Если их обобщить, то наиболее актуальными являются:

улучшение качества администрирования доходов местных бюджетов;

взаимодействие с территориальными структурами федеральных органов — администраторами доходов;

разработка форм и методов осуществления муниципального финансового контроля.

В части эффективности бюджетных расходов надо пересмотреть муниципальные программы (там, где это еще не сделали), перенести организацию отдельных мероприятий, расходов на более отдаленные сроки. Расходы на аппарат управления тоже должны стать предметом пристального контроля. Экономить стоит не на покупке бумаги и канцтоваров, а пересмотрев функциональную структуру управления, ликвидировав дублирующие структуры и функции. К чести моих коллег — финансистов муниципальных образований, хочу сказать, что они предлагают хорошие планы повышения эффективности бюджетных расходов.

Несомненно, действительность диктует и будет диктовать еще довольно долго новые вопросы, требовать от нас оптимальных решений. Мы надеемся, что имеющийся опыт взаимодействия и сотрудничества в рамках сообщества поможет нам, финансистам муниципальных образований, своевременно их решать.

— В условиях дефицитов бюджетов приходится говорить о мобилизации имеющихся резервов. Какие резервы были задействованы муниципальными образованиями в 2014 году?

Кроме тех мероприятий, о которых было сказано выше, необходимо:

предпринимать меры по сокращению количества незарегистрированных объектов недвижимости;

проводить разъяснительную работу с налогоплательщиками и работодателями, выплачивающими заработную плату меньше прожиточного минимума;

публиковать в муниципальных СМИ разъяснения налоговых органов о необходимости ежеквартальной уплаты налогов налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, и иную актуальную информацию;

повышать результативность работы межведомственных комиссий по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины.

Все эти мероприятия надо проводить во взаимодействии с уполномоченными федеральными и областными структурами.

— Как вы относитесь к высказываниям политиков разного уровня, министров, депутатов о снижении налоговой нагрузки на бизнес, введении различных льгот для предпринимателей?

— В целом положительно, так как понимаю, что в непростой экономической ситуации отечественному бизнесу надо помогать, реализовывать программы импортозамещения, поднимать свое сельское хозяйство. Но рассматривать эти вопросы необходимо с учетом того, что налоги от малого бизнеса поступают в бюджеты муниципалитетов. Льготы уменьшают доходную базу местных бюджетов. И, если такие решения будут приниматься, то необходимо пересмотреть межбюджетные отношения в части формирования доходной базы муниципальных образований либо пересмотреть расходные полномочия муниципалитетов. Это будет справедливо.

В решении данных вопросов особенно важен комплексный подход, ведь бюджетные процессы в муниципалитетах закончились в ноябре — декабре 2014 года, бюджеты уже приняты на трехлетний период и доходная база определена. И регулятивные меры должны учитывать это.

— Работа в СФР — общественная, дополнительная нагрузка очень большая и при этом неоплачиваемая. При такой плотной занятости на основной работе зачем вам это нужно?

— По профессиональным вопросам я всегда занимаю активную позицию. СФР предоставляет финансистам с разным профессиональным опытом, стажем работы, разного возраста возможность для эффективного общения и взаимодействия. Мы, финансисты с большим стажем, считаем необходимым делиться своими знаниями и навыками в работе с молодыми коллегами, которые только начинают свою работу в сфере финансов. Возглавляя секцию «Финансисты муниципальных образований», я с профессиональным удовлетворением передаю накопленный практический опыт финансистам муниципальных образований, заинтересованным в этом.

Ну, и не будем забывать о том, что органы власти МСУ имеют не очень много возможностей донести до федерального уровня информацию с мест, озвучить свои проблемы и надежды. СФР в этом смысле отлаженный и работающий ресурс, и я считаю правильным его эффективное использование в своей деятельности.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно