Версия для печати 4370 Материалы по теме

Депутаты Государственной Думы активно работают над проектом федерального бюджета на 2007 г. Сегодня этот объемный многостраничный документ передан на экспертизу в Комитет по бюджету и налогам для подготовки к первому чтению. Проект документа роздан всем депутатам Государственной Думы, разослан в ведущие финансовые учреждения страны. В начале сентября прошла коллегия Счетной палаты с участием представителей правительства и обеих палат Федерального Собрания, посвященная рассмотрению проекта бюджета-2007.
О том, как идет работа над главным финансовым документом страны, рассказывает член генерального совета партии «Единая Россия», председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.

– Какие проекты, входящие в бюджет на 2007 г., являются приоритетными – кроме нацпроектов?
– Особый акцент, в частности, наша фракция делает на развитии дорожного строительства. Ведь бюджет на 2007 г., по определению председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, должен стать бюджетом стратегических проектов. Нужно развивать инвестиционные и инновационные составляющие бюджета: в таком случае заложенные в документ механизмы позволят более эффективно решать задачи, связанные, в первую очередь, с развитием инфраструктуры в стране. Именно это направление в бюджете будет доминирующим.
Одновременно данный документ можно назвать бюджетом создания материальной базы для повышения качества жизни человека. Если раньше при формировании бюджета мы думали о дне сегодняшнем, то теперь можем закладывать основы будущего. Бюджет-2007 дает людям уверенность в завтрашнем дне. Не случайно к четырем основным национальным проектам в следующем году добавится пятый, направленный на улучшение демографической ситуации в стране.
– Изменился ли график рассмотрения проекта и когда планируется окончательно принять документ?
– Принимать документ будем в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ. На пленарном заседании палаты 22 сентября депутаты рассмотрят его в первом чтении. До этого документ рассматривался в рабочих группах, на заседаниях нашего комитета. Как всегда, было решено множество вопросов и по расходной части, и по доходам, вносились поправки, замечания, дополнения.
Надеюсь, сейчас в работе над бюджетом будет меньше рутины и популизма, чем бывало раньше, ведь основную обработку документ уже прошел в предварительном – нулевом – чтении, и консенсус между правительством и законодателями был достигнут.
Второе чтение состоится 11 октября, третье и четвертое – 8 ноября, заключительное – в пятницу 24 ноября.
– Получается, что в этом году законопроект будет рассмотрен не в первой декаде декабря, как обычно, а почти на полмесяца раньше?
– Да, это одна из особенностей процесса принятия бюджета в 2006 г. Идя навстречу пожеланиям Президента РФ, председателя Государственной Думы, экономистов-промышленников, мы постараемся принять бюджет на полмесяца раньше. Затягивание сроков имеет ряд негативных последствий, серьезно влияющих на распределение финансовых потоков в государстве, нередко мешает реализации планов и программ. Правительство не успевает подготовить необходимые распоряжения, в результате деньги поступают с большим опозданием, а значит, страдает экономика, снижается социальное благополучие людей. Вот почему мы рассмотрим документ в заключительном чтении не 7 декабря, как в прошлом году, а 24 ноября. В перспективе мы постараемся принимать бюджет еще раньше. Я вообще сторонник завершения этого процесса уже в сентябре. Большинство депутатов Государственной Думы готовы активно работать над документом летом, и, кстати, рабочая группа нашего комитета вместе с руководством Думы совместно с правительством все три летних месяца трудилась над проектом нынешнего бюджета.
С полной уверенностью можно сказать, что в проект дает необходимые финансовые возможности для развития и модернизации российской промышленности, диверсификации экономики и придания ей инновационного характера.
– Направлен ли бюджет 2007 г. на эффективную поддержку регионов?
– Особое внимание в новом документе отводится проблеме межбюджетных отношений. Здесь будет опробована новая методика, призванная стимулировать регионы к самостоятельному развитию экономики. Финансовые возможности, заложенные в бюджете, способны заинтересовать субъекты РФ активно развивать свою инфраструктуру и производство, а не ждать дотаций из центра. Бюджетные средства должны не только стать серьезным стимулом для развития отрасли, но и создать реальные предпосылки для ускорения темпов экономического роста регионов и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Руководитель региона лучше федеральных чиновников знает, что надо строить и ремонтировать. Если выделить ему необходимый финансовый ресурс, он распорядится им по назначению. Но и ответственность за эти решения также целиком лежит на региональных властях.
Предусмотрено дополнительное увеличение Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 9,1 млрд руб., распределение средств осуществлено с учетом поощрения регионов, в которых за последние три года наблюдался рост налоговых и неналоговых доходов при сокращении кредиторской задолженности темпами, превышающими среднероссийский уровень.
В федеральном бюджете выделены 15,1 млрд руб. на повышение денежного довольствия и заработной платы работникам территориальных подразделений милиции. Дополнительные средства на оказание финансовой поддержки регионам составят 24,2 млрд руб., причем эта цифра может возрасти в ходе работы над документом к первому чтению.
Говоря о вкладе фракции «Единая Россия» в социальную программу развития регионов, я бы отметил, что основное наше требование – вложение средств в развитие дорожной сети – совпадало с желанием избирателей. Правительство внесло 36,8 млрд руб., в бюджетном послании Президент РФ назвал сумму в 35 млрд, и мы просили как минимум столько же – 35 млрд. В ходе переговоров правительство увеличило сумму до 39,8 млрд руб. Сюда надо добавить часть из 35 млрд, заявленных в бюджетном послании и предназначенных для реализации проекта «Доступное жилье», и в том числе выделенных на внутриквартальные дороги, дороги к домам малой этажности и т.д.
Кроме того, правительство по нашей просьбе выделило 14 млрд руб. на федеральные дороги: автодорогу «Дон»; строящуюся дорогу «Хабаровск – Ванино» (по Дальнему Востоку имеется отдельная программа); объездную дорогу вокруг Санкт-Петербурга; федеральную дорогу в Магадане. Так что общая сумма получается большая – около 90 млрд руб.
Недавно состоялась встреча единороссов с мэрами и представителями властей 13 российских городов-миллионников. Темой встречи был вопрос финансирования строительства дорог в крупных городах за счет средств федерального бюджета на 2007 г. «Единая Россия» планирует выделить каждому городу миллионнику по 1 млрд руб. на реконструкцию и строительство дорог. Причем эти деньги направляются не только на ремонт дорог, но и на реконструкцию дворов, ремонт тротуаров, пришкольных участков – то есть на все, что касается реальной жизни людей, их удобств и комфорта. Это намерение будет оформлено в виде поправок в ходе рассмотрения документа в первом чтении. Без инвестирования федеральных средств города не в состоянии создать полноценную дорожную сеть и дорожную инфраструктуру. Как отмечали мэры ряда городов, стоимость строительства и реконструкции дорог настолько превышает возможности местного бюджета, что решить этот вопрос своими силами нереально.
Одновременно мы согласовывали с представителями регионов и механизм распределения средств. Деньги выделены достаточно серьезные, а потому необходим контроль за тратами, должна быть проектная документация, экспертиза. Названы некоторые виды механизмов распределения денег: либо через адресную целевую программу, либо через дотации, которые выделяются субъектам Федерации. Каждый из указанных механизмов имеет свои преимущества и недостатки, так что и эту проблему мы будем обсуждать в ходе работы над проектом закона.
Кроме этого, благодаря единороссам были добавлены деньги на метростроение (6 млрд) и аэропорты (8 млрд).
В целом мы удовлетворены предложенными макроэкономическими параметрами, поскольку на сегодняшний день это суммы, достаточные для решения стоящих перед страной задач. Вопрос лишь в том, чтобы, во-первых, правильно и максимально эффективно сгруппировать средства по стратегическим направлениям, а во-вторых, обеспечить четкое последующее исполнение принятого закона о бюджете.

Поделиться