Версия для печати 1042 Материалы по теме
Многие российские города испытывают определенные трудности в своем развитии, связанные с недостатком свободных территорий для комплексной жилищной застройки.
тюмень


Идеальное решение для застройки - возводить на пустом месте целый район, изначально предусмотрев всю необходимую социальную инфраструктуру, транспортную сеть и многое другое, что делает жизнь людей удобной и комфортной.

Альтернатива – строить дома на месте существующих кварталов, где ветхий и аварийный жилой фонд соседствует с современными и вполне добротными зданиями. Это гораздо неудобнее для всех – проектировщиков, городских служб инженерного обеспечения, строителей и, конечно, для жителей соседних домов, вынужденных жить практически на стройке. Кроме того, приходится практически индивидуально договариваться с каждым владельцем сносимых строений, решая сложнейшие юридические казусы. Такая «подготовительная» работа намного увеличивает стоимость каждого квадратного метра построенных квартир.

В Тюмени, которая в последние годы активно растет, пригодных для застройки  территорий внутри города почти не осталось. Можно расти вширь, но вокруг – федеральные земли сельскохозяйственного назначения, не предназначенные для строительства жилья и объектов соцкультбыта. Чтобы это сделать, нужно перевести участки из одной категории - «земли сельскохозяйственного назначения», в другую – «земли поселений».

Чтобы решить эту коллизию, в декабре 2006 года был принят федеральный закон, который разрешил региональным властям  включать в границы поселений федеральные земли сельхозназначения,  расположенные на их территории. Тем самым эти участки автоматически переходят в категорию поселенческих земель, с обязательным условием - использовать их только в трех целях: на жилищное строительство, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, либо под строительство объектов социального назначения.

Закон дал регионам на принятие решения о включении земельных участков в границы города всего полтора года – с 1 мая 2007 по 1 ноября 2008 года. Однако, подобные действия запрещены в отношении особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, перечень которых правительство РФ должно было разработать и утвердить отдельным постановлением до 1 мая 2007 года.

Загвоздка в том, что такой перечень не появился и по сей день, а времени для решения вопроса остается все меньше.

В личной беседе с первым вице-премьером российского правительства и в своем выступлении на совещании губернатор Владимир Якушев остановился на этой проблеме. Он рассказал, что  в Тюменской области решили воспользоваться возможностью, предоставленной законом. После прошедшей в городе процедуры публичных слушаний (где могли присутствовать все желающие), на первом заседании 2008 года региональное правительство включило в границы Тюмени несколько десятков участков. Логика в данном случае вполне понятна – если время действия закона идет, а постановления с перечнем особо ценных земель нет,  значит законодатель не нашел на сегодняшний день таких земель.

Дмитрий Медведев, кстати, юрист по образованию, одобрительно отозвался о действиях тюменских властей и считает, что такие шаги не выходят за рамки правового поля. Он поддержал точку зрения, приведенную тюменским губернатором: нет перечня – значит, нет особо ценных земель и регионы вправе принимать решение о включении федеральных сельскохозяйственных земель в границы населенных пунктов.  Возможно, активная позиция правительства Тюменской области и ее поддержка Дмитрием Медведевым  помогут решить наболевшую проблему и в целом по России.

Администрация Тюменской области
Поделиться