25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1568 Материалы по теме

В День российского предпринимательства в Москве прошла Всероссийская конференция «Малый и средний бизнес: стратегия прорыва». Проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса, обсудили предприниматели, представители законодательной и исполнитель­ной власти федерального, регионального и муниципального уровней, территориальных ТПП, бизнес-объединений и ассоциаций, банков, институтов развития.

Впоследние годы общество в полной мере осознало роль бизнеса в экономике. Вместе с тем малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Его вклад в ВВП страны не превышает 21%. О том, что в ближайшие годы эту долю надо увеличить до 45–50%, было заявлено на апрельском Госсовете, посвященном проблемам малого и среднего бизнеса. 


Для осуществления задачи радикального развития предпринимательства и повышения его роли в экономике и обществе Правительство РФ приняло решение о создании единого органа, координирующего предпринимательскую деятельность, которому будет поручена разработка стратегии развития малого бизнеса в России и координация мероприятий по ее реализации. Это, по словам С. Н. Катырина, президента Торгово-промышленной палаты РФ, и определило тему конференции: малый и средний бизнес, стратегия прорыва. Тема определила и формат мероприятия. Возможность выступить и изложить свою точку зрения была в первую очередь предоставлена предпринимателям из разных регионов страны. 

Малый и крупный 

бизнес: возможно ли 

выгодное сотрудничество?

Как подчеркнул коммерческий директор новомосковского предприятия «Стальной» А. В. Черницов, во всем мире крупный бизнес использует потенциал малого. Производственная цепочка крупного предприятия предусматривает участие малых компаний, изготавливающих отдельные узлы в кооперации друг с другом. В России тоже есть крупные производства, холдинги, госкорпорации, но подобного взаимодействия с малым бизнесом, к сожалению, практически нет. По мнению предпринимателя, ситуацию не изменят и новые квоты (18% от годового объема заключенных договоров) на госзакупки у малого и среднего бизнеса, которые начнут действовать с 1 июля 2015 года для госкомпаний с годовой выручкой более 10 миллиардов рублей. У малого бизнеса закупают разве что канцелярские принадлежности, услуги, а вот промышленного развития в этой цепочки нет. 

Настоящей проблемой, по словам предпринимателя, является и участие малых компаний в госзакупках, и заключение разовых контрактов. Для предприятия освоить современную технологию — процесс сложный, дорогой, и для разового контракта делать это нецелесообразно. Чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки, по мнению Черницова, крупным компаниям, работающим с промышленным малым бизнесом, необходимо предоставить преференции, нужно реорганизовать тендерные процедуры таким образом, чтобы производственные контракты заключались на длительные сроки, а не на разовые партии, чтобы в документации указывалась годовая (и более длинная) программа выпуска. Необходимо также избавить предпринимателей от обязанности каждый раз собирать кипу документов для доказательства того, что предприятие существует, работает и является надежным партнером. В этом может помочь реестр надежных партнеров, который ведет ТПП. «Если мы хотим расти и развиваться, нужно на законодательном уровне закрепить условия, при которых крупный бизнес должен работать с малым на условиях, выгодных им обоим», — подвел итого сказанному Черницов. 

Поддержала коллегу и предприниматель из Москвы, председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Е. Н. Дыбова. Она продемонстрировала собравшимся два совершенно одинаковых изделия, которые были проданы заказчикам с разницей в цене порядка 400%. «Из системы госзакупок нужно вычищать коррупцию, — считает Дыбова. — Нужен единый классификатор товаров и услуг, тогда недобросовестные заказчики не смогут задирать цену в разы, чтобы положить разницу в карман, а торги станут заметно прозрачнее».

Комментируя выступления предпринимателей, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития РФ О. В. Фомичёв согласился с тем, что крупные компании должны быть более восприимчивыми к малому бизнесу. И его ведомство сейчас над этим работает. «Мы инициируем изменения в законодательство, корректируем правоприменительную практику, реализуем ряд мер государственной поддержки, стараясь при этом учитывать все пожелания представителей бизнеса», — подчеркнул статс-секретарь.

Однако и крупный бизнес предъявляет к малому определенные требования. Замминистра уточнил, что у каждого крупного предприятия существует система сертификации и все технологические процессы компании настроены на эту систему. «Если у малого предприятия производство не сертифицировано, то крупная компания не сможет купить его издели­е, потому что впоследствии не сможет встроить его в свою технологическую цепочку», — пояснил Фомичёв. Для решения этой проблемы в рамках программы поддержки малого бизнеса и программы поддержки инновационных кластеров совместно с регионами и крупными компаниями создаются центры сертификации, чтобы у малого бизнеса была возможность сертифицировать в них свое производство и нормально участвовать в закупках. 

При проведении закупок между малыми и крупными предприятиями нужны посредники, поскольку крупный бизнес заинтересован в том, чтобы ему услугу по закупке предоставляли «под ключ». Крупному бизнесу нужны товары разной номенклатуры в больших объемах, и мельчить каждый лот под возможности малого предпринимательства он не готов. Чтобы вписать малый бизнес в закупочный процесс, по мнению чиновника, необходимы рыночные посредники либо в рамках инновационных территориальных кластеров, либо на региональном уровне в рамках взаимодействия крупных компаний и малого бизнес­а. «Мы рассматриваем вопросы закупок крупных компаний у малых как один из ключевых драйверов развития малого и среднего бизнеса», — сказал в заключение представитель Минэкономразвития России.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Г. В. Каламанов заявил, что Минпромторг также всячески поддерживает развитие малого и среднего бизнеса. Среди важных направлений поддержки он выделил развитие выставочной деятельности. По словам чиновника, разрабатываемые в настоящее время меры по развитию выставочно-ярмарочной деятельности и в целом по поддержке экспорта учитывают интересы малого и среднего бизнеса. 

Дискуссию о наличии компетенци­й, которыми сегодня обладает малый и средний бизнес, продолжил генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства А. А. Браверман. По его словам, открытость крупных закупщиков, таких как РЖД, «Россети», «Ростех», «Росатом», сегодня бесспорно увеличилась. Вместе с тем усилились и опасения: получат ли они продукцию надлежащего качества по надлежащей цене в надлежащей срок? Хватит ли у малого и среднего бизнеса компетенций, чтобы выполнить тот объем заказов, который есть у крупного бизнеса? Есть опасения, что субъекты малого и среднего предпринимательства не смогут дать адекватный ответ на вызовы рынка. 

Уже сегодня компании сами начали выращивать себе поставщиков. В частности, «Росатом» организовал корпоративный университет, где поставщиков обучают быстрому и грамотному заполнению документов для конкретных электронных площадок. Однако заполнить документы и прий­ти на площадку не означает иметь компетенцию. То, что компетенцию предпринимателей необходимо повышать, заявила и директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Н. И. Ларионова. По ее мнению, надо буквально выращивать малый и средний бизнес — производственный, инновационный, который сможет ориентироваться на крупные предприятия, сможет работать с ними в одной связке. Тогда участие в госзакупках в целом и в закупках компаний с госучастием будет выгодно для всех. Только тот, кто может конкурировать на отечественном рынке, способен выдержать конкуренцию на внешнем рынке. 

Предприниматель из Обнинска Р. А. Розиев, занимающийся инновационной деятельностью, считает, что для того, чтобы встроиться в производственную цепочку крупных предприятий, малому бизнесу необходима модернизация оборудования, которую можно было бы провести за счет связанных льготных кредитов. Также нужны центры компетенций. Идеальным примером такого центра могут служить еще советские научно-исследовательские институты, где под одной крышей собирались ученые и производственники и воплощали «в металле» идею.

Земля — глобальная задача

Предприниматель из Калининградской области П. И. Цымбалий полагает, что для прорыва в сельском бизнесе необходимо в первую очередь решить вопрос с необрабатываемыми землями сельскохозяйственного назначения. Сегодня нет механизмов их изъятия и передачи более эффективным предприятиям. Следует обеспечить максимально публичное предоставление информации о таких земельных участках (собственники, предложения по продаже и аренде и т. д.). Эти меры помогут легализовать данную сферу для предпринимателей, заинтересованных в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Выступающий рассказал, как этот вопрос решен в граничащих с областью Литве и Польше. С беспилотника делают снимки, заносят в электронную базу, и информация о том, кто и как обработал тот или иной участок, сразу же становится доступной для всех. 

Взимание земельного налога по кадастровой стоимости привело к увеличению налоговой нагрузки на фермеров. «У соседей тоже налоги высокие, — вновь обратился выступающий к опыту Литвы и Польши. — Однако государство материально поддерживает тех, кто обрабатывает землю. Там даже дошло до того, что если фермер скосит участок уже после того, как у птиц выведутся и вылетят из гнезда птенцы, то государство выплатит ему премию. Такому подходу к сельскому бизнесу и к охране природы остается только позавидовать. Также Розиев обратил внимание на контрольно-надзорную нагрузку на бизнес, от которой многие предприниматели очень страдают. 

Репрессивную атмосферу надо менять 

Ряд предложений по реформированию системы контрольно-надзорной деятельности в сторону ее смягчения для бизнеса озвучил губернатор Ульяновской области С. И. Морозов. «Ульяновская область является одним из субъектов, решившим принять участие в пилотном проекте Минэкономразвития по внедрению риск-ориентированной модели проведения контрольных мероприятий. Уже сегодня в регионе, прежде чем провести проверку, на специально созданной согласительной комиссии обсуждается, как сделать так, чтобы бизнес не пострадал и деятельность предприятия не была парализована. Также на региональном уровне мы запретили наказывать бизнес штрафом, это не самый эффективный источник наполнения бюджета», — рассказал губернатор. Кроме того, если в ходе плановой проверки субъекта малого и среднего бизнеса не выявлено нарушений, то в течение следующих трех лет данный предприниматель не попадает в поле зрения контролеров. 

Начальник управления по надзор­у за соблюдением прав предпринима­телей Генеральной прокуратуры РФ А. В. Пухов сообщил собравшимся, что работа по упорядочению системы контроля продолжается. Подготовлен проект закона «О государственном и муниципальном контроле», главная идея которого — риск-ориентированный подход. Также представитель прокуратуры рассказал о том, что в текущем году из плана проверочных мероприятий исключили 460 тысяч плановых проверок и 15 тысяч внеплановых.

О сокращении количества проверок сообщила и начальник управления организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л. В. Симкалова. По ее словам, если в 2009 году служба проводила свыше миллиона плановых проверок в год, то на 2015-й запланировано 242 тысячи проверок. Тоже немало, но все же в четыре раза меньше. По словам выступающей, в текущем году в десяти регионах страны внедрили модель риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителя. «По нашим прогнозам, внедрение этой модели избавит большую часть субъектов предпринимательства от плановых проверок, — пообещала Симкалова. — А если на предприятии не будет нарушений — то не будет и внеплановых визитов проверяющих». 

Молодежь выбирает 

госслужбу. Почему? 

Более 40% молодежи России не видят себя предпринимателями, а мечтают о госслужбе. Такую статистику привел глава Федерального агентства по делам молодежи С. В. Поспелов. Он отметил, что молодое поколение от желания заняться бизнесом отталкивают проверки, дорогие кредиты, недостаток профильных знаний. 

Ситуация изменится, если мы поменяем свое отношение к предпринимательству. «Бизнесмен — это не тот, кто хочет за счет других заработать деньги, это точка развития региона, ученый-искатель, двигатель экономики, — считает Поспелов. — Мы более шести лет реализуем программу «Ты — предприниматель», обучаем молодых людей, показываем, что вести бизнес несложно и не страшно». Выпускники программы уже перечислили более 700 миллионов рублей налоговых отчислений. Предпринимательство должно быть нормой, образом жизни — такова позиция главы Росмолодежи. Он также отметил, что у молодого поколения россиян со школьной скамьи нужно воспитывать финансовую грамотность, по его словам, большое количество молодежи не умеет распоряжаться даже своим собственным бюджетом.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно