25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1944 Материалы по теме
История создания информационной системы управления закупками Архангельской области началась в 2011 году
Обследование системы закупок: опыт Архангельской области

Архангельская область, как и Тульская, идет по пути активной автоматизации контрактной системы. О том, как осуществляется данный процесс, журналу «Бюджету» рассказала Екатерина Михайловна Котова, инженер экспертно-аналитического отдела ГАУ АО «Управление информационно-коммуникационных технологий Архангельской области». Мы приводим часть материала, посвященную подготовительному этапу разработки системы - целеполаганию и обследованию системы закупочной деятельности.

История создания информационной системы управления закупками Архангельской области началась в 2011 году. Группа активных аналитиков Управления информационно-коммуникационных технологий области предложила создать систему, предназначенную для автоматизации процессов планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг, мониторинга и аудита в сфере закупок, контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Уже было разработано техническое задание, однако правительство региона эту инициативу не поддержало и проект положили на полку.

Принятие Закона № 44-ФЗ, который наделил дополнительными полномочиями и функциями уполномоченного органа контрольные и финансовые органы, вернуло интерес к проекту. Прежде всего внимание к данной системе проявило контрактное агентство Архангельской области, поскольку основная часть системы реализует непосредственно его функции, начиная от этапа планирования закупок и заканчивая формированием контракта. В связи с этим первичная деятельность по разработке технического задания начиналась именно с контрактного агентства области. 

Позже к этому процессу подключились контрольно-счетная палата, контрольно-ревизионная инспекция и Министерство финансов области. Поскольку создавалась модульная система, то в принципе каждое ведомство внесло свою лепту в техническое задание в рамках тех полномочий, которыми их наделил Закон № 44-ФЗ. Разработка технического задания длилась достаточно долго, а процесс согласования занял более полугода, поскольку некоторые ведомства не могли определиться с функциями, которые бы они хотели видеть в этой системе. После согласования посредством открытого конкурса был определен исполнитель — разработчик программного продукта.

Целеполагание

При создании информационной системы помимо реализации функций, предусмотренных законодательством о контрактной системе, преследовались и иные цели. Так, в первую очередь нам хотелось избавить наших заказчиков от проблем, которые зачастую возникают при работе с официальным сайтом закупок zakupki.gov.ru. Ни для кого не секрет, что в пиковые нагрузки сайт сбоит, чем сильно осложняет работу пользователей, а до технической поддержки дозвониться очень сложно. Учитывая это, мы основную часть функций реализовали именно в региональной системе, которая интегрирована с официальным сайтом. Это позволяет нашим пользователям минимизировать контакты с федеральным сайтом.

Кроме того, мы задались целью автоматизировать формирование закупок — начиная с процесса планирования и заканчивая исполнением контракта, — то есть реализовать принцип «однократного ввода данных». Важной целью для нас стала и автоматизация отельных участков деятельности в закупочном процессе, которые отнимают много времени, такие как формирование технического задания, закупочной документации и т. д. Мы предусмотрели в системе возможность формирования технического задания и закупочной документации посредством использования шаблонов. Создание системы юридически значимого электронного документооборота с помощью использования электронных подписей, детализация ОКПД с привязкой к типовой документации также вошли в перечень важных целей при создании системы.

Начало начал

Процессу непосредственной разработки системы предшествовало предпроектное обследование закупочной деятельности Архангельской области. Были проанализированы региональные нормативно-правовые акты, проработаны и оформлены схемы бизнес-процессов, движения документов и т. д. На основании сформированного техпроекта систему подрядчика подстраивали под требования заказчика. Непосредственная же разработка системы началась с адаптации основополагающей базы системы (платформы), поскольку коробочное решение не совсем соответствовало требованиям нашей региона.

Когда мы перешли к тестовой эксплуатации системы, то поняли, что на этапе технического проектирования было довольно сложно учесть различные тонкости и возможные сценарии. Поэтому мы решили не форсировать процесс обучения заказчиков работе в сырой системе. Было принято решение о поэтапной детализации и внедрении блоков программного продукта, благо его структура это позволяла.

В сентябре текущего года мы до конца внедрим систему и начнем работу по ее развитию. В наши планы входит масштабирование системы до уровня муниципальных образований, а также охват закупок, осуществляемых по нормам Закона № 223-ФЗ. У нас уже есть муниципальные образования, которые готовы поучаствовать в пилотном проекте.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно