25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1680 Материалы по теме
Сохранить баланс

Бюджет Удмуртской Республики 2015 года исполняется в тяжелых экономических условиях. Правительство республики принимает все необходимые меры по оптимизации расходов бюджета и обеспечению его сбалансированности. Работа по реализации главного финансового документа региона осуществляется в соответствии с пятью определенными руководством субъекта РФ стратегическими задачами.

Станислав Петрович ЕВДОКИМОВ, министр финансов Удмуртской Республики

Первая и главная зада­ча по исполнению бюджета 2015 года — бюджет должен выступать гарантом социальных обязательств республики. Вторая — обеспечение оптимизации бюджетных расходов, реализация мер, направленных на качественные и структурные преобразования бюджетной сферы. Третья стратегическая задача — поддержка реального сектора экономики. Четвертая — реализация мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости бюджетов муниципальных образований. И наконец, пятая — обеспечение ограничений по предельному объему государственного долга, проведение взвешенной долговой политики.

Лучшая практика по оптимизации

Еще в 2014 году были уточнены приоритеты расходов в республике, скорректированы планы, требующие дополнительных вложений, и пересмотрены параметры бюджета на 2015 год, котор­ые были утверждены ранее — в бюджете Удмуртской Республики на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов. Основные характеристики главного финансового документа региона сформированы и утверждены с учетом мер по оптимизации бюджетных расходов. Установлены определенные ограничения роста затрат социальной направленности в целях увеличения бюджетных инвестиций. Реализовано решение по изменению структуры Правительства Удмуртской Республики, в результате которого уменьшено общее количество органов исполнительной власти и сокращена численность государственных служащих.

Оптимизация

За 2014 год экономия от проведения мероприятий по оптимизации в социальных отрасля­х республики составила 301,8 миллиона рублей. На 2015 год прогноз бюджетной эффективности — 1,176 миллиарда рублей.

***

В органах государственной власти Удмуртской Республики проведена оптимизация бюджетных расходов, по итогам которой сокращено три ведомства, а численность государственных гражданских служащих уменьшилась на 232 штатные единицы, или на 9,7%. Экономия бюджетных средств от оптимизации расходов на госуправление в 2015 году составит 25,2 миллиона рублей.

***

По результатам проведенной работы Удмуртская Республика вошла в число регионов, отнесенных Минфином России к группе с лучшей практикой по оптимизации расходных обязательств субъектов РФ.

В текущем году оптимизированы новые направления бюджетных расходов. К примеру, в целях сокращения почтовых издержек внедрено и осуществляется СМС‑информирование граждан — участников судебных процессов. Некоторые министерства и ведомства приобрели трафик-инспектор, позволяющий централизованно контролировать использование сотрудниками интернета. Для сокращения расходов на охрану зданий, находящихся на содержании республиканского бюджета, установлена охранная сигнализация. Ряд исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Удмурт­ии пользуются услугами сторонних организаций, например, по уборке помещений и прилегающих к зданию территорий, охране объектов. В сфере здравоохранения заключены договоры аутсорсинга на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, обеспечение автопарка, профильные медицинские услуги, поддержку информационных систем, услуги связи и др.

Итоги исполнения бюджета Удмуртской Республики за январь — сентябрь 2015 года

По доходам бюджет республики за январь — сентябрь 2015 года исполнен в сумме 40,7 миллиарда рублей, с темпом роста 102,4% к соответствующему периоду прошлого года.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет республики в объеме 30,9 миллиарда рублей. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 102,6%.

В связи с ухудшением экономической ситуации наблюдается снижение темпов роста по налогу на прибыль организаций. Поступления данного налога составили 11,5 миллиарда рублей, что на 3,9% ниже уровня прошлого года.

Безвозмездные перечисления составили 9,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета — 9 миллиардов рублей.

По расходам бюджет Удмуртской Республики исполне­н в сумме 44,2 миллиарда рублей, что на 2% выше уровня 2014 года.

Основная часть расходов бюджета республики направлена на финансирование социальной сферы (заработная плата, бюджетные ассигнования на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, спорт). Это 32,9 миллиарда рублей, или 74% всех расходов бюджета Удмуртской Республики. Расходы отраслей социальной сферы выросли на 2%.

Расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики на оплату труда работникам бюджетной сферы составили 20,7 миллиарда рублей. Темп роста — 103,5%. Задолженности по выплате заработной платы и социальным выплатам в республике нет.

Расходы на поддержку отдельных отраслей экономики (капитальные вложения, Дорожный фонд, АПК) составили 7,4 миллиарда рублей, или 16,7% расходов республиканского бюджета, в том числе:

  • на капитальное строительство и реконструкцию — 1,927 миллиарда рублей;
  • на дорожное хозяйство — 3,396 миллиарда рублей;
  • на государственную поддержку агропромышленного комплекса — 2,7 миллиарда рублей, из них: 753 миллиона рублей — за счет средств бюджета Удмуртской Республики и 1,317 миллиарда рублей — за счет федеральных средств.

Дефицит бюджета Удмуртской Республики на 1 октября 2015 года составил 3,545 миллиарда рублей.

Но услугами сторонних организаций можно пользоваться не всегда. Агентство информатизации и связи Удмуртской Республики проанализировало эффект от возможного перевода на аутсорсинг работ некоммерческого характера (например, таких как поддержка информационных систем, защита информации, администрирование компьютерных сетей, разработка, внедрение и последующее обслуживание программных продуктов) и сделало заключение о нецелесообразности этого шага. Причина — данный шаг может привести к увеличению материальных затрат, потере конфиденциальности информации и снижению требуемого уровня предоставления услуг. По ряду функций государственных архивных учреждений, например обеспечению сохранности, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Удмуртской Республики, перевод на аутсорсинг не предусмотрен законодательно (Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125‑ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Оптимизации расходов способствует и реализация Федерального закона № 44‑ФЗ. В результате заключения контрактов конкурентными способами по итогам первого полугодия 2015 года условная экономия по закупкам, финансируемым из бюджета Удмуртской Республики, сложилась в сумме 221,5 миллиона рублей. В целях оптимизации расходов на топливно-энергетические ресурсы в государственных учреждениях проводятся энергосберегающие мероприятия. В республике проводится ликвидация и реорганизация государственных учреждений путем их объединения (присоединения, укрупнения), переустройство маломощных организаций с сохранением основных целей их деятельности. Осуществляется вывод административно-хозяйственного персонала подведомственных учреждений в структуру автономного учреждения, обеспечивающего в централизованном порядке хозяйственное и техническое обслуживание. Ведется работа по перепрофилированию или передаче в казну Удмуртской Республики неиспользуемого имущества государственных учреждений, а также высвобождаются излишние или находящиеся в аварийном состоянии производственные площади.

Привлечение дополнительных средств

Правительство республики проводит большую работу по привлечению дополнительных финансовых средств в республику. Одним из эффективных и оправдавших себя видов федеральной поддержки являются субсидии. Перед отраслевыми министерствами и ведомствами руководство региона поставило задачу по привлечению субсидий в бюджет республики из федерального бюджета на условиях долевого финансирования приоритетных расходных обязательств. Прирост объемов привлеченных средств из федерального бюджета в процентах от предыдущего года включен в Перечень ключевых показателей оценки эффективности деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти.

Ежегодно более десяти министерств и ведомств региона распоряжениями Правительства Удмуртской Республики наделяются полномочиями по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, заключенных с отраслевыми федеральными министерствами и ведомствами.

В 2014 году правительство республики заключило 46 согла­шений — объем субсидий составил 3,97 миллиарда рублей. В первом полугодии 2015 года — 14 соглашений с шестью главными распорядителями средств федерального бюджета, согласно которым в регион поступило субсидий в объеме 1,58 миллиарда рублей на софинансирование приоритетных расходных обязательств республиканского бюджета.

В целях реализации поручения Президента РФ В. В. Путина от 4 декабря 2014 года об эффективном и полном использовании субсидий из федерального бюджета в республике ведется мониторинг достижения целевых показателей результативности использования этих средств. Удельный вес результативных показателей в их общем количестве по итогам 2014 года составил 96%. В 2015 году всеми исполнительными органами государственной власти региона приняты обязательства о стопроцентном достижении установленных параметров. Но с получением субсидий возникают проблемы, так как потенциал Удмуртской Республики для софинансирования целевых расходов бюджета в рамках реализации федеральных государственных и целевых программ ограничивается объемами собственных доходов.

Программный бюджет

В условиях ограниченных бюджетных ресурсов в целях обеспечения сбалансированности бюджета руководство региона большое внимание уделяет мероприятиям по п­овышению эффективности управления средствами бюджета. В 2013 году в регионе успешно завершена реализация республиканской целевой программы «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011–2013 годы)».

Следующим этапом стал переход на программно-целевые принципы деятельности исполнительных органов государственной власти. В 2013 году в республике было разработано и утверждено 26 государственных программ, в том числе государственная программа Удмуртской Республики «Управление государственными финансами». Бюджет региона на 2015–2017 годы сформирован на основе 27 государственных программ, и доля программных расходов на 2015 год составляет 97,1% от общего объема расходов. Начиная с 2015 года на программный принцип планирования и исполнения бюджетов перешли все муниципальные образования.

Инициатива одобрена

В октябре текущего года в Совете Федерации и Государственной думе прошли Дни Удмуртии. Министр финансов республики С. П. Евдокимов выступил на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам с докладом на тему: «Обеспечение расходных обязательств бюджетов субъектов РФ на примере Удмуртской Республики». В докладе министра было отмечено, что республика перечисляет в федеральный бюджет больше половины налогов — 65%. Из-за такой диспропорции республика основную часть доходов регионального бюджета направляет на исполнение социальных обязательств, на инвестиционное развитие республики средств практически не остается.

Комитет Совета Федерации принял решение включить в проект постановления СФ по итогам Дней Удмуртии и по инициативе республики рекомендацию правительству предусмотреть для регионов, направляющих в федеральный бюджет более 50% собираемых доходов, оказание дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на сбалансированность бюджета.

Повышение качества государственных и муниципальных услуг

В целях решения задачи по п­овышению эффективности бюджетных расходов продолжается работа по созданию условий для повышения качества государственных и муниципальных услуг и формированию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств. В республике создана правовая и методическая база для оказания государственных услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, необходимыми для оценки качества и доступности услуг, предоставляемых населению. Расчет расходов на финансовое обеспечение оказания услуг, выполнение работ учреждениями на 2015 год сделан исходя из оценки потребности в них, прогноза сводных показателей государственных заданий и нормативов затрат на их выполнение.

Новая система оценки качества финансового менеджмента

В 2014 году в целях совершенствования методики проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Удмуртской Республики, разработана новая система оценки качества финансового менеджмента. Особенностью новой методики является определение для каждого главного распорядителя средств бюджета индивидуального перечня показателей, учитывающего характеристики его деятельности и специ­фику отрасли.

Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса

Одним из ключевых направлений бюджетной политики, способствующих повышению качества управления финансами, эффективности их расходования, является обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса, предоставление доступной и понятной для граждан информации о бюджете. В реализации проекта «Открытый бюджет» приняли участие 15 республиканских министерств и ведомств. В доступной для граждан форме на страницах газет была представлена информация о приоритетных направлениях и результатах расходования бюджетных средств, поддержке малого предпринимательства, действующих льготах, реализуемых проектах в здравоохранении, образовании, культуре, спорте, в социальной сфере.

Долговая политика

Высокая доля социально значимых обязательств в общей структуре бюджетных расходов при дефиците средств на их исполнение вынуждает Правительство Удмуртии выходить на рынок заимствований, что, соответственно, ведет к наращиванию государственного долга.

Решать проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета при помощи постоянного сокращения расходов — значит подрывать устойчивость социально-экономического развития региона. Оптимальный выход из сложившейся ситуации — бюджетные кредиты или дотации из федерального бюджета. Покрыть накопившиеся долги и закрыть вопрос недофинансирования действующих расходных обязательств позволила бы и передача на региональный уровень дополнительных доходов. Но пока эти вопросы не решены, и, несмотря на все принимаемые меры по укреплению доходной базы бюджета, сдерживанию роста госдолга, в текущей экономической и геополитической ситуации обойтись без новых заимствований будет трудно.

Поэтому обеспечение экономически обоснованного объема государственного долга, снижение стоимости его обслуживания и сохранение ранее достигнутого доверия инвесторов к нашей бюджетной системе, к нам как региону-заемщику с высокой кредитоспособностью остаются одними из приоритетных направлений деятельности Правительства Удмуртской Республики.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно