25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1456 Материалы по теме
В поисках точки опоры

В условиях кризиса необходимы решения, способные переломить негативные тенденции в экономике, и, похоже, в числе прочих федеральные власти делают ставку на создание так называемых точек роста. Речь идет об индустриальных парках, технопарках и других подобных территориальных образованиях. Мы подготовили обзор того, что происходит в этой сфере, какие решения были приняты и какие проблемы возникают.

Бум промпарков

В последние два года в России наблюдался настоящий бум индустриальных парков. С 2013 года числ­о индустриальных парков в России выросло в два раза — с 36 до 72. Еще 48 промышленных парков в настоящее время находятся на стадии создания. При этом если в 2013 году промпарки были только в 33 регионах, то теперь их число составляет 42. Согласно отраслевому обзору, подготовленному Ассоциацией индустриальных парков (далее — АИП), в 2015 году выросли и качественные показатели площадок. Общее число участников парков увеличилось за два года более чем на 60% — с 958 до 1674 компаний.

Площадь действующих индустриальных парков выросла примерно с 16 тысяч гектаров до 21 тысячи. При этом площадь создаваемых парков в сумме остается на уровне 12 тысяч гектаров. В настоящее время на предприятиях, размещенных в индустриальных парках, работает порядка 83,3 тысячи человек, что на 16,5 тысячи больше показателя 2013 года. При этом снизилась средняя заполненность промпарков — показатель упал с 59% до 50%. Это косвенно свидетельствует о буме в этой сфере — создаются новые площадки, которые еще незаполненные.

Несмотря на интерес к площадка­м по всей территории России, треть всех созданных и создаваемых индустриальных парков расположена в четырех субъектах: Москве и Московской области — (8 парков), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (10), Калужской области (10), Республике Татарстан (21 парк).

По данным АИП, сейчас существует две проблемы, которые сдерживают развитие индустриальных парков. Первая — недофинансированность площадок. Для создания полноценной инфраструктуры парка необходимо инвестировать от 5 до 25 миллионов рублей на один гектар. В настоящее время инвестиции составляют 5,7 миллиона рублей на гектар. Вторая проблема, как отмечают в ассоциации, низкое качество подготовки проектной документации. Что, в свою очередь, является одной из причин низкого уровня финансирования. Плохая проработка проектов не позволяет эффективно привлекать средства у инвесторов. В 2014 году в АИП утвердили методические рекомендации и типовую структуру концепции индустриального парка. Как отмечали в ассоциации, следование рекомендациям позволит инициаторам проектов и консультационным компаниям повысить качество проектной документации при обращении к инвесторам или за государственной поддержкой.

Фабрики инноваций или простые бизнес-центры?

Одновременно с индустриальными парками вырос интерес и к еще одному типу площадок — технопаркам. В настоящее время согласно геоинформационной системе индустриальных парков, технопарков и кластеров, в России насчитывается 33 подобных площадки. Из них 15 технопарков только создаются, а 18 уже создано.

Индустриальный парк — это...

Согласно определению федерального стандарта индустриальных парков промышленный парк — это управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями. Промпарк обязательно обеспечен энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производства. Как правило, в рамках одного индустриального парка размещается несколько независимых (правда, иногда связанных друг с другом экономическими отношениями) производственных компаний.

По мировым стандартам технопарк предусматривает развитую и разнородную инфраструктуру, которая позволяет молодой наукоемкой компании получить необходимые услуги и условия для запуска бизнеса. Кроме прочего, членство предприятия в технопарке предусматривает налоговые послабления, профессиональную экспертизу и другие необходимые меры поддержки. Развитая инфраструктура включает бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, лаборатории, инжиниринговые центры, венчурные фонды и микрофинансовые организации, сервисные компании. Другими словами, это все, что необходимо для коммерциализации инновационных разработок. Однако, как отмечают эксперты, в России технопарки часто развиваются по другому пути. В первую очередь создаются обычные бизнес-центры, а оказание необходимых для инновационных компаний услуг заменяют застройкой территорий офисными зданиями.

По словам директора Ассоциации кластеров и технопарков А. В. Шпиленко, в каждом регионе, где предпринимались попытки создавать технопарки, делали это по-своему. В результате отечественные организации, именующие себя технопарками, только в 10% случаев оказывают все необходимые услуги: бизнес-акселерацию, менторскую поддержку, привлечение инвестиций, а нужную инфраструктуру своим арендаторам предоставляют и вовсе лишь 5%. В первую очередь это следствие того, что понятие «технопарк» и требования к технопаркам не были закреплены на законодательном уровне. Однако в последнее время ситуация меняется.

Площадки по правилам

Очевидно, что массовое развитие промышленных площадок невозможно без государственной поддержки. Меры содействия со стороны государства включают как минимум два основных направления — регулирование, в том числе принятие соответствующих стандартов, и прямое финансирование технопарков и промпарков. Так, с сентября 2015 года в России действует национальный стандарт индустриальных парков. Он закрепляет требования как к самим площадкам, так и к управляющим компаниям. Согласно стандарту площадь промпарка должна быть не менее восьми гектаров. Не менее 50% площади должно использоваться промышленными предприятиями-резидентами. Мощность инженерной инфраструктуры — не менее 2 мегаватт, или 0,15 мегаватт на каждый гектар. Также есть требования по информационной открытости парка. В качестве рекомендуемой нормы в стандарте указана возможность отражения информации о своей деятельности в Географической информационной системе индустриальных парков РФ (ГИСИП).

Аналогичный стандарт был принят и для технопарков. Он также содержит технические требования к площадкам. В том числе наличие на территории технопарка точки присоединения к электрическим сетям мощностью не менее 2 мегаватт, существующего подключения (или такой возможности) к централизованной системе холодного водоснабжения и к централизованной системе водоотведения, подключение к интернет-каналам пропускно­й способностью не менее 1 гигабита в секунду. Однако, по словам Шпиленко, национальный стандарт, безусловно, сам по себе не может решить проблемы развития технопарков в России. В то же время, будучи рекомендательным документом, является ориентиром для технопарков, чье руководство нацелено на создание эффективной инфраструктуры.

На основе стандарта Ассоциация кластеров и технопарков проводит добровольную аккредитацию технопарков по всей стране. На текущий момент такую аккредитацию прошли шесть технопарков («Новосибирск», «Мордовия», «Саров», «Технопарк высоких технологий» в Югре, ИT-парк в Татарстане и «Жигулевская долина» в Самаре). «Прежде всего необходимо сформировать правовую основу деятельности технопарков, что позволит выработать единый подход к развитию площадок и повысить эффективность их государственной поддержки, — считает Шпиленко. — Затем необходимо на уровне профильных министерств включить в государственные программы мероприятия и целевые показатели, направленные на поддержку технопарков». По его словам, это должны быть меры, направленные на формирование реально работающей проводящей инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию инновационных разработок и технологий в действующие малые и средние предприятия.

Возникновение технопарков

Первые технопарки появились в Соединенных Штатах Америки, в Стэнфордском университете. После Второй мировой войны число студентов в этом учебном заведении значительно увеличилось. В то же время возникли трудности с финансированием.

Университету принадлежала неиспользованная земля достаточно большой площади, а именно около 32 квадратных километров. Тогда декан инженерного факультета профессор Фредерик Терман предложил руководству учебного заведения сдавать землю в долговременную аренду для застройки офисами. Идея была в том, чтобы допустить к аренде только высокотехнологичные компании. Это позволяло и обеспечить работой выпускников вуза. Таким образом, учебное заведение стало получать доход, а компании — доступ к технологиям, высококвалифицированных специалистов и, конечно, площадку для размещения своих мощностей и инфраструктуру. Так было положено начало созданию знаменитой Кремниевой (в России ее также называют Силиконовой) долины.

Что касается первых европейских научных парков, то они начали появляться в 70-х годах прошлого века и создавались по аналогии с технопарками США. Однако с самого начала темпы роста отрасли были недостаточными. Тогда в Европе пошли по пути создания специальных инкубаторов, которые предоставляли производственные помещения, обеспечивали набором необходимых услуг, а также способствовали поиску инвесторов и позволяли наладить контакт с местным университетом или научным центром.

Финансы для площадок

Вторым направлением поддержк­и, как уже говорилось, является субсидирование технопарков и индустриальных парков в России. 11 августа 2015 года было принято постановление Правительства РФ № 831, утверждающее правила предоставления субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям индустриальных парков и технопарков. Средства выделяются на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным управляющими компаниями в отечественных кредитных организациях и государственной корпорации «Внешэкономбанк». Документ принят в рамках подпрограммы «Индустриальные парки» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Как отмечается в документе, цель субсидий — стимулирование инвестиционной а­ктивности управляющих компаний.

Ранее данная мера уже применялась. Однако, как сообщается на сайте Минпромторга России, новый документ существенно упростил процедуру получения субсидий. Был введен заявительный порядок на доступ к субсидиям вместо конкурсного отбора. Также был расширен перечень инвестиционных затрат, подлежащих оплате за счет кредита, по которому предоставляется субсидия. В частности, к этому перечню федеральные власти добавили расходы на разработку проектно-сметной документации, на инженерные изыскания, на реконструкцию и модернизацию производства, на строительство собственных объектов энергетики, на выкуп объектов недвижимости, находящихся в региональной или федеральной собственности. В конц­е августа текущего года Минпромторг России начал прием заявок на заключение договоров о предоставлении субсидий в рамках упомянутого постановления. Управляющие компании имеют право на софинансирование процентных ставок по кредитам, полученным в 2014–2016 годах. По данным ведомства, в общей сложности на эти цели в текущем году будет выделено 252 миллиона рублей.

Инструмент не для всех

Очевидно, что технопарки и индустриальные парки могут быть эффективно использованы для поддержки экономики региона. Однако, как отмечают эксперты, их нужно использовать далеко не всегда. Так, глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике М. А Фурщик говорит, что создание современного технопарка — это сложная задача даже для наиболее благополучных регионов. К числу проблем он относит значительные затраты на строительство или реконструкцию помещений, существенные вложения в инфраструктуру, закупку оборудования, что особенно актуально для малых предприятий. По его словам, эти факторы обуславливают необходимость обеспечения инновационным предприятиям комфортных условий по аренде и массовое наполнение технопарка профильными резидентами. В противном случае, по его словам, может получиться бизнес-центр под яркой инновационной вывеской.

Шпиленко отмечает, что технопарк однозначно стоит создавать, если региону необходимо развитие инновационной экосистемы, с целью формирования стабильного потока качественных инновационных проектов и наукоемких компаний на основе результатов научно-исследовательской деятельности. Конечно, поток инноваций даст экономический эффект. В частности, это приведет к росту производительности труда в малом и среднем бизнесе, увеличению налоговых отчислений в федеральный и региональный бюджеты и созданию новых рабочих мест.

Второй вариант, когда необходимо создавать технопарк, — это формирование площадки в интересах крупных компаний, ведущих свою деятельность в регионе, с целью подпитки действующего крупного бизнеса потоком новых идей, технологических решений, продуктов. По словам директора Ассоциации кластеров и технопарков, этими задачами в рамках крупной компании, как правило, заниматься сложно в силу корпоративной специфики, а именно: регламентов, механизмов принятия решений.

В свою очередь, технопарк — это площадка, которая может стать «питательной средой» для перспективных малых компаний, позволяющей «дорастить» их до уровня готовности к встраиванию в технологические цепочки крупного бизнеса. «В ряде регионов действительно имеет смысл создавать технопарк, если это приведет не к созданию очередного бизнес-центра, а к появлению работающей инфраструктуры. Однако на текущий момент более целесообразно говорить не о создании новых технопарков, а о повышении эффективности уже созданных, в том числе на государственные средства, площадок», — констатирует эксперт.

К. В. ОВЧАРУК

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно