Версия для печати 1982 Материалы по теме

Экономическая политика государства должна быть прогнозируемой и ясной, что позволит более эффективно развиваться и бизнесу, и регионам. Такое мнение высказал сегодня Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев.

фото ИТАР-ТАССВыступая на всероссийском форуме промышленников и предпринимателей «Инвестиционная политика и региональное развитие» в Краснодаре, первый вице-премьер подчеркнул: «Важно, чтобы предприниматели ясно представляли, на каких принципах будет строиться экономическая политика государства, схемы размещения объектов энергетики, программы добычи природных ресурсов, развитие транспортной, информационной инфраструктуры, как будут формироваться тарифы и цены на услуги монополий».

По мнению Дмитрия Медведева, для развития экспорта отечественной продукции российским производителям сегодня необходима не только финансовая, но и продуманная административная поддержка. В том числе упрощение процедур предоставления кредитов государственными институтами развития, оказание информационной поддержки продвижения отечественных брэндов на мировом рынке и другие меры.

Поддержку отечественного бизнеса на мировых рынках первый вице-премьер назвал «обязанностью государства», особенно в тех сферах, где идет глобальная конкуренция, например в энергетике и высокотехнологичном машиностроении.

Важной целью является также снижение технологической зависимости российских предприятий от импорта. И один из путей ее достижения – приобретение зарубежных предприятий.

Повышению качества экономического роста будет способствовать более результативная интеграция между наукой и производством, а также повышение эффективности бюджетных расходов, связанных с поддержкой и развитием критических технологий, с финансированием деятельности исследовательских центров, программ фундаментальных и прикладных исследований.

Важнейшей совместной задачей государства и бизнеса Дмитрий Медведев назвал также развитие институциональной среды, которая должна обеспечить эффективный трансферт технологий в производство, а также развитие центров промышленного дизайна, инженерных центров и особых экономических зон.

Завершая свое выступление, первый вице-премьер призвал отечественные компании активнее работать в российских регионах, вкладывать силы и ресурсы в их развитие. «Очевидно, что это выгодно для всех нас: для предпринимателей, для регионов, для наших граждан, – подчеркнул он. – В конечном счете, это выгодно для всей страны, для России».

 

Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на всероссийском форуме промышленников и предпринимателей «Инвестиционная политика и региональное развитие», 31 января 2008 года, Краснодар.

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые коллеги, уважаемые участники форума!

Я думаю, что вполне закономерно проводить этот форум в Краснодарском крае. Кубань обладает высоким инвестиционным потенциалом, но здесь представлена не только Кубань, но и другие наши субъекты Федерации, прежде всего, конечно, входящие в Южный федеральный округ, но самое главное – и что, наверное, позволяет обсуждать здесь многие вопросы, – здесь реализуются практически все привлекательные для экономики отрасли. Созданы вполне гармоничные условия для инвестпроектов, работают не на бумаге, а на деле механизмы софинансирования, в том числе и механизмы государственной поддержки.

Сами темы дискуссий сегодняшнего форума свидетельствуют о том, что отечественное деловое сообщество серьезно работает над реализацией долгосрочных инвестиционных программ, над развитием в регионах новых производственных комплексов. Я думаю, что мы поговорим и об этих вопросах, чтобы то, о чем говорил Александр Николаевич [Шохин, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей] во вступительном слове, чтобы результаты этого форума имели значение и для бизнеса, и для представленных здесь российских регионов. И естественно, что те задачи, которые сегодня здесь стоят, предъявляют новые требования к эффективности государственного управления, к экономическому прогнозированию и планированию.

Важно, чтобы наши коллеги предприниматели ясно представляли, на каких принципах будет строиться экономическая политика, на каких принципах будут строиться схемы размещения объектов энергетики, программы добычи природных ресурсов, развития транспортной инфраструктуры, развития информационной инфраструктуры. Как будут формироваться тарифы и цены на услуги монополий. Это традиционный, но из-за своей традиционности все равно не стареющий набор тем.

Предсказуемость в этих вопросах позволит и регионам, и корпорациям более эффективно выстраивать свои собственные планы развития. Это, наверное, самое главное – понимать, что будет впереди.

Хотел бы сегодня особо остановиться на некоторых вопросах обеспечения экономического роста. Подчеркиваю – только на некоторых.

Вы знаете, на федеральном уровне уже сделаны определенные вещи для стимулирования комплексного развития территорий, для расширения межрегиональной и межотраслевой кооперации. Приняты решения по созданию особых экономических зон, заработал инвестиционный фонд, направленный на поддержку крупных инфраструктурных и иных проектов. Созданы благоприятные условия в части налогообложения затрат на исследования и инновации.

Все это должно помочь добиться лучшей динамики экономического роста, поднять производительность труда. И, наверное, сейчас это самое важное для нас – экономическая задача.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и инвестиционный спрос пока не привели к росту российского экспорта высокотехнологичной продукции. Напротив, опережающими темпами растет импорт в страну готовой продукции.

Между тем политика активной, а еще более точно сказать – агрессивной поддержки экспорта является очевидной мировой практикой. И отечественным промышленникам сегодня необходима не только финансовая, но и продуманная административная поддержка.

В чем она заключается? Во-первых, это и упрощение процедур предоставления кредитов государственными институтами развития, в том числе и иностранным потребителям, под закупку отечественной технологической продукции.

Во-вторых, это оказание информационной поддержки, продвижение на внешних рынках наших отечественных брэндов, а также другие меры, которые позволят укрепить наш экспортный потенциал.

Бизнес должен быть уверен в том, что он всегда получит поддержку государства на мировых рынках – это обязанность государства. И особенно в тех сферах, где идет глобальная конкуренция, например в энергетике и в высокотехнологичном машиностроении.

Третье. Сегодня технологическое перевооружение идет у нас в основном за счет закупки импортных машин и оборудования. На данном этапе, наверное, это практически объективная тенденция.

Но в дальнейшем нашей целью должно быть снижение такой технологической зависимости. И один из путей здесь помимо развития собственного производства и вложения в собственное производство, чем вы и так активно занимаетесь, особенно в последние годы, но еще один из путей здесь – это приобретение зарубежных предприятий (соответственно напрямую или через долю участия в акционерном капитале).

Это очень важная задача. Вы знаете, сейчас этим занимается большинство крупных стан, некоторые из них занимаются весьма активно, такие как Китайская Народная Республика. И мы этим могли бы заниматься более активно. В свою очередь это позволит технически перевооружить российские предприятия и повысить их производственную культуру. Даст возможность диверсифицировать инвестиции и освоить новые рынки.

Еще одна, другая крупная задача – это повышение качества экономического роста. Известно, что в себестоимости продукции ведущих мировых корпораций доля инновационной составляющей в применяемых научно-технологических решениях составляет сегодня более половины. И нам нужно вместе не только продумать, но и реализовать такой подход, который сделает более результативным интеграцию между наукой и производством. Как вы знаете, здесь еще очень много проблем.

Третья и крайне важная задача – повышение эффективности бюджетных расходов. А именно тех расходов, которые связаны с поддержкой и развитием критических технологий. С финансированием деятельности исследовательских центров, программ фундаментальных и прикладных исследований государственных академий наук и других государственных учреждений.

Нашей совместной задачей остается также развитие институциональной среды, которая должна обеспечивать эффективный трансферт технологий в производство. То, чего, собственно говоря, нам не хватает. А также развитие центров промышленного дизайна, инженерных центров, особых экономических зон.

Нам предстоит решение крупных вопросов энергообеспечения, создания инфраструктуры, модернизации действующих производств, организации новых производств. И еще одна тема, крайне важная, актуальная для бизнеса и для страны в целом, это подготовка квалифицированных кадров.

Мы вошли в период масштабного индустриального, коммунального и жилищного строительства – это предъявляет повышенные требования к коммунальной, в том числе и жилищно-коммунальной инфраструктуре.

В связи с этим мы обязаны в кратчайшие сроки перейти к новым принципам установления тарифов на основе экономически обоснованных норм доходности. И стимулировать заключение долгосрочных договоров в этой сфере, что уже частично происходит. Только так можно сделать вложения в эти отрасли долгосрочными, выгодными и привлекательными для частного бизнеса.

Обозначенные мною шаги (не претендую на то, чтобы дать исчерпывающий перечень) по содействию развитию бизнеса в стране.

Речь, разумеется, как и принято, может идти о совершенствовании налоговой системы, о развитии финансового рынка, об укреплении правовых гарантий собственности. И о многих других вопросах, связанных с формированием благоприятного делового и инвестиционного климата в стране, с поддержкой предпринимательства в целом. Это тот набор тем, который мы обязаны обсуждать постоянно. Начнем обсуждение его здесь, в Краснодаре. Но по названным мною вопросам я планирую более подробно свою позицию изложить в самое ближайшее время.

Уважаемые коллеги!

В заключение еще раз хотел бы сказать, что развитие территорий, рост конкурентоспособности регионов являются очень значимыми факторами обеспечения долгосрочного экономического роста России. Все эти действия требуют совместной работы федеральных, региональных властей, муниципалитетов и бизнеса.

И хотел бы призвать наши отечественные компании активнее работать в российских регионах, вкладывать силы и ресурсы в их развитие.

Очевидно, что это выгодно для всех нас. Это выгодно для предпринимателей. Это выгодно для регионов. Это выгодно для наших граждан. И, в конечном счете, это выгодно для нашей страны, для России.

Спасибо. И, я думаю, мы продолжим работу.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Уважаемые друзья, это не заключительное слово, это скорее набор реплик, которые возникли у меня в ходе общения с вами и тех докладов, которые прозвучали.

Но начну с приятной информации. В тот момент, когда здесь звучали доклады, в промежутках между интересными сообщениями я залез в Интернет и посмотрел: Росстат подвел свои итоги прошлого года и, в отличие от Минэкономразвития, Росстат показывает, что рост ВВП в 2007 году в Российской Федерации составил 8,1%, что очень симпатично для нашей страны. Давайте будем надеяться, что и в этом году мы получим хорошие реальные цифры развития нашей экономики.

Теперь несколько реплик. Сначала отвечая на то, о чем, Александр Николаевич [Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей], Вы говорили. Потому что Ваше выступление все-таки это квинтэссенция тех проблем, которые волнуют наш бизнес, да и регионы тоже.

По поводу госкорпораций. Это тема, о которой довольно часто сейчас рассуждают. Я на эту тему уже высказывался. Готов сказать это еще раз. Государственные корпорации нужны только в тех отраслях, где без них не обойтись, и только на определенный период. Никакого изменения экономического курса не происходит, никакой госкапитализм в XXI веке не может быть эффективным. Это мы с вами прекрасно понимаем. Что же касается отдельных госкорпораций, мы с вами должны смотреть в будущее – это не «священные коровы», но тем не менее это, будем надеяться, может стать достаточно эффективным инструментом для решения очень сложных проблем. Таких, например, как жилищно-коммунальная тема. Для этого создана одна госкорпорация. Вопросы перспективного развития нашей страны, высоких технологий – другая корпорация. Собственно говоря, этим набором тем, плюс еще некоторые, и заканчивается тот перечень, где необходимо их присутствие.

Теперь другие вещи, которые здесь прозвучали. В отношении региональной составляющей было несколько докладов. Я считаю, что вопросы, связанные с передачей полномочий, с делегированием полномочий, требуют окончательного разрешения, потому что мы приняли целую совокупность нормативных актов. Они действуют, как-то действуют – в значительной мере не действуют. Поэтому мы должны предпринять и организационные, и нормативные усилия для того, чтобы вопрос полноценного распределения полномочий и грамотного распределения позиций между различными уровнями власти был все-таки на понятный исторический период окончательно зафиксирован. При этом я уверен, что региональные власти будут помогать бизнесу, не будут заниматься ограничением конкуренции, потому что девяностые годы остались в прошлом, когда между регионами возводились границы. Наоборот, сейчас, исходя из того, что только что прозвучало, совершенно очевидно, что рост, экономический рост, вне всякого сомнения, связан с унификацией правового и экономического режима, существующего в нашей стране.

Теперь еще одна вещь, которая здесь звучала: по поводу независимости суда выступал наш коллега Антон Александрович Иванов [председатель Высшего Арбитражного Суда РФ]. Я считаю, что это справедливая совершенно постановка вопроса. Мы действительно должны совершенствовать и процедуру назначения судей, и процедуры, связанные с отбором соответствующих кандидатур, и делать это нужно спокойно. В то же время мы не должны забывать о том, что всякий орган власти, в том числе судебный орган, должен быть прозрачным, и это не закрытая каста людей, которая отделена от других властей, – это все-таки одна из властей, которая существует в нашей стране. Но я согласен, что нам необходимо подумать над тем, как оптимизировать эти процедуры, тем более что они тоже не являются, наверное, идеальными, возможно, требуют и каких-то корректив.

Еще две вещи, которые прозвучали: в отношении жилищно-коммунального сектора выступал Виктор Феликсович Вексельберг [председатель совета директоров группы компаний «Ренова», член бюро правления РСПП]. Вы знаете, я согласен с тем, что мы только приступили к формированию пакета законодательства, посвященного этой сфере. Мы приняли закон о соответствующей госкорпорации – то, о чем только что мне довелось сказать, – но это не все. Мы должны посмотреть и на другие нормативные акты, посвященные этой очень сложной сфере, которой практически не уделялось внимание до последних пор. И я думаю, что мы просто подготовим соответствующее нормативное предложение. Было бы хорошо, если бы РСПП принял участие в этом деле. Тем более что жилищно-коммунальная сфера настолько сложна, настолько безбрежна, и она объединяет и собственно в чистом виде социальную сферу, и в то же время включает в себя и очень мощную бизнес-составляющую. Поэтому здесь как раз место для совместной работы.

Еще один момент, который прозвучал в выступлении Арсена Башировича Канокова [президент Кабардино-Балкарской Республики], – вопрос о размере соответствующей позиции, с которой связано финансирование крупных инвестиционных проектов. Прозвучало предложение снизить ее с пяти миллиардов до какой-то менее значимой суммы, но, по всей вероятности, здесь основная проблема не в том, чтобы найти проект на пять миллиардов рублей. Мы с вами понимаем, что на Юге, здесь практически все проекты, о которых вы докладывали, – они в значительной степени превышают эту сумму по общему размеру инвестиций. Вопрос именно в той экономической эффективности проектов, которая является критерием их успешности. Этот критерий, насколько я понимаю, он составляет 0,1 [процента] от размера ВВП страны – вот этот критерий, его действительно можно было бы подправить, но, как минимум, разделив его на собственно федеральные проекты и проекты, имеющие региональное значение. И по последним, может быть, несколько смягчить этот экономический критерий, что позволит открыть доступ к средствам инвестиционного фонда.

Прозвучала здесь в выступлениях коллег такая мысль, что нас не очень хотят пускать в другие страны, в то же время мы готовы инвестировать деньги, особенно в контексте того, о чем я говорил в своем вступительном слове, вкладывая деньги в те производства, которые работают на нашу продукцию. Я думаю, что это не повод для истерик – мы должны спокойно, размеренно продвигать наши интересы, стараться убеждать в том, что инвестиции из России являются эффективными, прозрачными и необходимыми для соответствующих экономик.

И последнее. Та тема, которую Александр Николаевич [Шохин] обозначил тоже в своем вступительном слове, – по поводу имиджа страны. Я считаю, что имидж страны – это не какая-то раз и навсегда существующая данность, это результат совместной работы. Не бывает хорошего имиджа у страны, где сильный бизнес, но бедное население, или, например, сильный бизнес и слабая государственная власть. Поэтому имидж страны зависит от того, насколько благополучно живет население этой страны, от того, в каких условиях развивается предпринимательство в этой стране, и от того, насколько государственная власть справляется со своими обязанностями. Если все три эти составляющие успешны, тогда у страны хороший, полноценный имидж в мире. И я уверен, что мы все способны создать высококлассный имидж Российской Федерации. Спасибо.

Приоритетные национальные проекты

Поделиться