25 апреля 2024 года
Версия для печати 2699 Материалы по теме
Сокращение расходов и финансовый контроль в судебной системе

С 1998 года за обеспечение деятельности судебной системы в стране отвечает Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. О том, какие меры предпринимаются в ведомстве для сокращения расходов в условиях спада экономики, а также об организации внутреннего контроля «Бюджету» рассказал генеральный директор департамента Александр Владимирович ГУСЕВ.

— Александр Владимирович, как кризисные явления в экономике сказались на финансировании Судебного департамента? Затронуло ли вас общее 10-процентное сокращение расходов?

— Бюджет Судебного департамента при Верховном суде РФ защищен от сокращения на законодательном уровне. Согласно статье 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета, и оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ. С согласия Совета судей РФ возможно сокращение не более чем на пять процентов, а сверх этого показателя — с согласия Всероссийского съезда судей.

Финансирование судов производится из федерального бюджета в полном объеме, при этом даже правительство при исполнении бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов. Так, к примеру, если в 2015 году законом о федеральном бюджете Судебному департаменту первоначально были преду­смотрены бюджетные ассигнования около 167,4 миллиарда рублей, то в результате формирования проекта федерального бюджета на 2016 год ассигнования выросли уже до примерно 178,6 миллиарда.

При формировании федерального бюджета на 2016 год учитывалось, что необходимо, безусловно, обеспечить такие приоритетные направления расходов, как заработная плата судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, социальное обеспечение судей, деятельность органов судейского сообщества. Объемы бюджетных ассигнований на 2016 год были сформированы с учетом того, что было принято решение отказаться от индексации в 2015 году на 5,5% денежного содержания судей и федеральных государственных гражданских служащих.

— Какие меры предпринимаются департаментом для сокращения издержек?

— В первую очередь мы определяем приоритеты среди направлений расходов, в том числе проводим существенную корректировку ведомственных программ. Далее мы выявляем и сокращаем неэффективные затраты. По возможности пытаемся отказаться от государственных закупок, которые не связаны непосредственно с обес­печением процесса отправления правосудия и не являются первоочередными.

Скажу больше, мы серьезно подходим и к оптимизации плана служебных командировок на этот год. Департамент старается по возможности экономить денежные средства и на этом. Также применяем энергосберегающие технологии, позволяющие повысить эффективность использования энергетических ресурсов в целях их экономии.

— Каким образом организован контроль над тратами в Судебном департаменте при Верховном суде РФ? Кто осуществляет внешний и внутренний контроль, в каком порядке?

— Сегодня это, наверное, один из главных вопросов. На современном этапе реформирования государственного управления и бюджетной системы финансовый контроль становится одним из наиболее эффективных инструментов в системе мер по защите средств федерального бюджета и других материальных ресурсов от хищений и неэффективного управления, а также в выявлении и профилактике коррупционных правонарушений. В Судебном департаменте такой внутренний контроль возложен на Контрольно-ревизионное управление, сокращенно — КРУ.

Контрольно-ревизионное управление осуществляет в пределах своей компетенции финансовый контроль в федеральных судах и системе Судебного департамента по целому ряду направлений. В первую очередь эта структура следит за целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета, а также других поступлений финансовых и материальных ресурсов.

КРУ также контролирует сохранность и рациональное использование государственной собственности, соблюдение действующего законодательства при заключении государственных контрактов. И, конечно же, выполняет свои главные функции: осуществляет контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей, принимает меры по возмещению материального ущерба, проверяет обоснованность совершенных финансово-хозяйственных операций, правильность документального оформления, достоверность их отражения в отчетности. В круг обязанностей КРУ входит также проверка соблюдения действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности.

Что также немаловажно, КРУ рассматривает обращения, письма, жалобы и заявления граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию управления. Контрольно-ревизионная работа Судебного департамента осуществляется в форме ревизий финансово-хозяйственной деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента, а также проверок отдельных вопросов их деятельности, проводимых в соответствии с утвержденными планами.

— Что можно сказать об эффективности такого внутреннего контроля?

— В минувшем, 2015 году деятельность КРУ была ориентирована на последующий контроль над соблюдением финансовой дисциплины, законностью и эффективностью использования бюджетных средств, а также над распоряжением государственным имуществом.

Контрольно-ревизионное управление проводило проверки финансово-хозяйственной деятельности судов и управлений Судебного департамента в субъектах РФ в соответствии с планом на 2015 год. Для контрольных мероприятий в состав рабочих групп привлекались работники управлений Судебного департамента в субъектах РФ, а также работники структурных подразделений департамента.

Если в 2014 году было проведено 92 подобных контрольных мероприятия, то в минувшем году их было уже 110. К ним следует отнести и контрольные мероприятия в филиалах федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС „Правосудие“», а также 22 внеплановые проверки и 11 внеплановых ревизий, причем две финансовые проверки в гарнизонных военных судах, расположенных за пределами России.

На новый, 2016 год запланировано проведение уже 119 контрольных мероприятий в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента. География проверок затронет более 25 регионов страны. При этом для улучшения работы КРУ с учетом изменений в законодательстве разработан новый план проверок, согласованный со всеми структурными подразделениями Судебного департамента.

Недавно в КРУ был создан отдел финансового контроля и внутреннего аудита. Его основными направлениями работы станут оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности. Отдел также будет отвечать за подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам, установленным Министерством финансов. Ну и, конечно же, структура будет готовить предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

КРУ постоянно обобщает и анализирует акты ревизий и проверок федеральных судов и управлений Судебного департамента в субъектах РФ, поступающие из Счетной палаты РФ и территориальных управлений Росфиннадзора.

В 2015 году Контрольно-ревизионное управление подготовило обзоры наиболее характерных нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизий 2014-го и первого полугодия 2015 года. Обзоры были составлены по материалам ревизий и проверок, проведенных КРУ, а также комплексных и целевых проверок, проведенных структурными подразделениями Судебного департамента.

Следует напомнить, что в указанных обзорах аудиторы обращали внимание председателей судов и начальников управлений Судебного департамента на необходимость строгого соблюдения требований бюджетного законодательства. Также речь шла об усилении текущего контроля с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков и нарушений, допущенных при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Подчеркну, что контроль КРУ осуществляется до полного устранения выявленных нарушений и недостатков.

Следует также сказать, что в 2015 году КРУ с участием структурных подразделений провело три обучающих семинара с государственными гражданскими служащими финансовых служб и работниками контрольно-ревизионных групп Приволжского, Центрального, Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов. Семинары были организованы, чтобы проанализировать наиболее характерные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и выработать меры по их недопущению. Всего в 2015 году в них приняли участие около трехсот человек, в том числе председатель Совета судей РФ и заместитель генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ.

В 2015 году КРУ по результатам проверок, проведенных в арбитражных судах, было направлено письмо, касающееся вопросов работы с депозитными счетами и инвентаризации депозитного счета. По результатам инвентаризации в доход федерального бюджета уже перечислено более 33 миллионов рублей невостребованных средств. К слову, в ходе инвентаризации в ряде случаев были составлены акты о списании денежных средств с депозитного счета, поступившие даже в период с 2000 по 2007 год.

Начиная с 2009 года контроль за целевым и эффективным использованием Судебным департаментом средств федерального бюджета осуществляет Счетная палата РФ, которая проводит проверки как в центральном аппарате, так и в регионах. Все акты проверок анализируются, нарушения и недостатки, отраженные в актах, изучают заинтересованные структурные подразделения. Их включают в обзоры, для того чтобы ошибки не были допущены в других регионах.

Благодаря систематически проводимой ревизионной работе отдельные нарушения финансово-хозяйственной деятельности перестали носить регулярный характер. Уменьшение количества нарушений (как в абсолютном, так и в относительном выражении) стало результатом их постоянного мониторинга.

— Обратимся к истории системы обеспечения деятельности судебной системы в России. Как известно, до 1998 года эта функция находилась в ведении исполнительной власти. 1990-е годы также известны удручающим состоянием инфраструктуры судов и системы их финансового обеспечения. Но в 1998 году соответствующие функции были переданы самой судебной власти, был создан Судебный департамент. Как вы выходили из создавшегося положения и какова ситуация с инфраструктурой сегодня?

— Судите сами: на момент создания Судебного департамента при Верховном суде РФ в 1998 году более 700 зданий судов были непригодны для отправления правосудия, около 170 из них находились в аварийном состоянии и не отвечали минимальным инженерно-техническим требованиям и санитарным нормам. Для ускоренного решения проблемы мы тогда выступили с предложением о передаче под суды бывших административных зданий в том случае, если они отвечали нормам отправления правосудия.

Передача, обмен зданий и сооружений проходили при тесном взаимодействии с различными министерствами и ведомствами, а также главами местных органов власти. Так, для размещения судов нам было передано за эти годы 320 зданий, ранее принадлежавших партийным органам, и 337 зданий взамен партийных. В ряде регионов под размещение судов были переданы освободившиеся здания расчетно-кассовых центров Центрального банка России.

Конечно же, мы понимали, что большинство зданий судов требовали полного капитального ремонта. Другая часть зданий была передана Министерством юстиции России как недостроенные объекты. Поэтому для улучшения условий размещения судов главным образом требовалось строительство новых зданий. При этом государственных инвестиций на капитальное строительство в 1999 году было выделено всего два миллиона рублей. Уже через год государственные инвестиции на эти цели увеличились и составили 84 миллиона рублей, а в 2001 году — 209 миллионов. Начиная с 2002 года строительство, реконструкция и приобретение зданий для размещения судов уже осуществлялись в рамках федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы» и «Развитие судебной системы России на 2007–2012 годы».

На финансирование программ было направлено около 40 миллиардов рублей. Было приобретено более 200 объектов недвижимости, а также введено в эксплуатацию 257 зданий общей пло­щадью более 965 тысяч квадратных метров. Сегодня мы реализуем мероприятия ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». С 2014 года на департамент возложены полномочия по организационному обеспечению деятельности также и федеральных арбитражных судов. Соответствующие изменения внесены и в программу.

Могу с гордостью сказать, что в настоящее время в перечень строек и объектов федеральной целевой программы включено 147 объектов с объемом финансирования более 59 миллиардов рублей. Из них 24 объекта федеральных арбитражных судов (15,9 миллиарда рублей) и 123 объекта федеральных судов общей юрисдикции (43,7 миллиарда). За последние два года нами приобретено 20 объектов (из них два — для арбитражных судов), построено или реконструировано 17 зданий (из них одно — для арбитражных судов).

Судебный департамент создан Федеральным законом от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Он является федеральным государственным органом. В его ведении находится организация деятельности федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также органов судейского сообщества. Департамент также отвечает за финансирование мировых судей.

Судебный департамент подотчетен председателю Верховного Суда РФ, Совету судей РФ и Всероссийскому съезду судей.

Также большое внимание уделяется комплексному капитальному ремонту, в ходе которого восстанавливаются изношенные конструктивные элементы зданий, сетей, систем, устройств и инженерного оборудования. Комплексный капитальный ремонт зданий судов общей юрисдикции с 2008 года также осуществляется программно-целевым методом в рамках ведомственных программ. Следует отметить, что за время их действия было введено в эксплуатацию комплексным капитальным ремонтом более 600 зданий общей площадью около 700 тысяч квадратных метров. Вне действия ведомственных программ за указанный период проведен комплексный ремонт еще 138 зданий.

Для улучшения условий размещения судов департамент постоянно совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводит работу по подбору объектов недвижимого имущества с последующим закреплением их за судами и органами Судебного департамента на праве оперативного управления или безвозмездного пользования.

— В связи с этим возникает вопрос об обеспечении федеральных судов в Крыму...

— С образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя на их территориях создано 35 федеральных судов и два управления Судебного департамента (в Республике Крым и в Севастополе).

Сегодня из 45 зданий, занимаемых на территории Крыма судами и управлениями департамента, практически каждое третье требует реконструкции. Кроме того, необходимо строительство еще 20 новых зданий для улучшения условий размещения судов.

Нами подготовлены необходимые предложения по строительству и реконструкции судебных зданий на территории Крыма. Так, мы предлагаем внести данные объекты в действующую федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». Естественно, существенный рост имущественного комплекса в результате ввода новых площадей повлек за собой необходимость их надлежащего содержания и инженерно-технической эксплуатации.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно