25 апреля 2024 года
Версия для печати 2414 Материалы по теме
Федеральный закон № 44-ФЗ предоставляет государственному и муниципальному заказчику достаточно большую широту полномочий по применению нестоимостных критериев оценки заявок участников закупки
Особенности применения нестоимостных критериев

Ленинградская область — один из субъектов РФ, активно применяющих нестоимостные критерии оценки конкурсных заявок при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ. Об опыте региона в своей статье для журнала «Бюджет» рассказал заместитель председателя Комитета государственного заказа Ленинградской области Денис Толстых. 

Мы размещаем на сайте часть материала, посвященную стандарту оценки деловой репутации. Во второй части говорится об определении квалификации участников закупки. Она доступна только подписчикам издания.

Целиком статью можно прочитать в апрельском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Федеральный закон № 44-ФЗ предоставляет государственному и муниципальному заказчику достаточно большую широту полномочий по применению нестоимостных критериев оценки заявок участников закупки. Один из них, наиболее активно используемый сегодня — «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных активов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». В частности, данный критерий включает в себя показатель «деловая репутация участника закупки», который до недавних пор достаточно редко применялся в конкурсных процедурах. Это объясняется тем, что технически не представлялось возможным установить критерий таким образом, чтобы, с одной стороны, он обеспечивал высокий уровень квалификации участников закупки, а с другой — был объективным, счетным и формализованным, нивелирующим риски недобросовестного поведения самого организатора торгов.

Решение этой задачи пришло из области технического регулирования. В 2014 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ввел в действие первый стандарт оценки деловой репутации — ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». Первоначально идея его разработки заключалась в удовлетворении потребности сегмента B2B в качественном инструменте оценки деловой репутации предполагаемых контрагентов. Несмотря на изначальную ориентацию разработчиков на добровольное применение стандарта в частном секторе экономики, с 2015 года он стал активно использоваться в конкурсной документации государственными и муниципальными заказчиками.

Секрет популярности стандарта

Ленинградская область стала первым регионом России, где данный стандарт стал внедряться при государственных закупках в качестве критерия оценки деловой репутации участников торгов. Именно здесь государственные заказчики первыми проработали методическую базу применения показателя при конкурсном отборе поставщиков. После этого успешная практика распространилась и на другие субъекты РФ.

Методика стандарта построена на четырехфакторной модели оценки, включающей следующие факторы:

— «история»;

— «средства»;

— «кадры»;

— «имидж».

Каждый из них включает в себя ряд субфакторов, непосредственно раскрывающих их содержание. Так, к примеру, фактор «средства», призванный оценить состояние дел компании в части обеспеченности финансовыми и иными материальными ресурсами, необходимыми для выполнения строительных работ, включает такие субфакторы, как:

— «материально-техническая база»;

— «финансовая автономия»;

— «незавершенное строительство».

В итоге каждая компания получает оценку в числовом выражении от 0 до 1 с разбивкой до сотой дроби. Практика показывает, что наиболее высоким индексом деловой репутации компаний является уровень от 0,8 и выше.

Оценка соответствия требованиям стандарта проводится в обязательном очном порядке независимым лицом — органом по сертификации, который организует выездную проверку документов и реального состояния дел в компании. Полученную информацию сверяют с материалами, предоставленными участником закупки ранее. Данная процедура существенно упрощает задачу организатора торгов, поскольку при рассмотрении заявок конкурсная комиссия не располагает достаточным количеством времени и не наделена полномочиями, чтобы осуществить проверку с выездом на место.

Технический комитет по стандартизации продолжает разработку и внедрение новых стандартов, регламентирующих оценку деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности для различных отраслей экономики. Так, в 2015 году были утверждены стандарты в области оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно