25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2466 Материалы по теме
«Мы надеемся, что другие муниципальные образования и субъекты РФ смогут использовать наш опыт и сумеют организовать выпуск облигаций для населения своих городов и регионов.»
Выгодно и для казны, и для населения

В конце декабря прошлого года администрация Томска успешно разместила облигации, доступные для покупки жителями города. Такой способ привлечения средств оказался выгодным как для муниципалитета, так и для граждан. О механизме размещения и о том, как проходила агитационная кампания среди населения, рассказала начальник департамента финансов администрации города Ирина Юрьевна ЯРЦЕВА.

— Какие цели ставила администрация Томска при выпуске облигаций, доступных для населения?

— Нашей основной целью было достижение баланса интересов населения и администрации города. В то время как для жителей муниципальные облигации представляют собой надежный инструмент сохранения средств, администрация Томска рассматривает выпуск долговых бумаг как выгодный механизм финансирования дефицита бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Одним из главных преимуществ облигаций муниципального займа является то, что они полностью обес­печиваются всем находящимся в собственности Томска имуществом, составляющим его казну. Средства на выплату купонного дохода и погашение облигаций учтены в принятом трехлетнем бюджете города. Таким образом, администрация города предложила населению простой, понятный и надежный инструмент для сохранения и преумножения временно свободных средств.

— Чем продажа облигаций населению выгоднее других способов привлечения средств, например зай­ма у коммерческих банков?

— Вы можете сравнить цифры. По итогам состоявшихся в ноябре 2015 года электронных аукционов мы заключили контракты по привлечению кредитов коммерческих банков на срок в три года, что равняется сроку обращения облигаций. При этом ставки у коммерческих банков составили 12,69–14,73 процента годовых. Постоянная ставка купонного дохода по облигациям равняется 12 процентам в год. Таким образом, предложенные банками условия кредитования наглядно продемонстрировали правильность нашего решения привлечь средства по взаимовыгодной как для населения, так и для бюджета ставке.

Однако мы не ставили целью заменить кредиты коммерческих банков облигациями населения, да это и невозможно. Несравненным преимуществом коммерческих кредитов является возможность в достаточно короткие сроки привлечь значительные средства для осуществления расходов бюджета. Наличие в кредитном портфеле города возобновляемых кредитных линий позволяет при наличии временно свободных средств бюджета погашать часть кредитов с последующим их повторным привлечением по мере возникновения потребности. При этом речь идет о сотнях миллионов рублей. В случае с размещением облигаций среди населения такие маневры, конечно же, невозможны.

— Расскажите подробнее о технической части: как был выбран организатор размещения, каковы объемы выпускаемых облигаций, ставки?

— Выбор исполнителя для оказания услуг по организации размещения облигаций, так же как и для оказания любой другой услуги для муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ. Департамент финансов администрации Томска подготовил аукционную документацию и объявил электронный аукцион, по итогам которого и был определен организатор. Им стал Россельхозбанк. Объявлению аукциона предшествовали консультации с разными банками по поводу их готовности и возможности оказывать подобного рода услуги.

На сайте журнала есть подборка статей о субфедеральных облигациях. Посмотреть ее можно здесь.

Так как это первый опыт муниципалитета по размещению облигаций среди населения и пришелся он на конец финансового года, то объем эмиссии был запланирован небольшой — 100 миллионов рублей. Для того чтобы выбрать размер ставки купонного дохода по облигациям, департамент финансов тщательно изучил уровень ставок по депозитам, предлагаемым коммерческими банками на территории Томска. В результате анализа рынка было принято решение об установлении постоянной ставки купонного дохода на уровне 12 процентов годовых. Это достаточно высокий уровень дохода: на момент размещения облигаций самая большая ставка по вкладам у коммерческих банков составляла 11 процентов годовых.

Кстати, значительным преимуществом облигаций перед банковскими вкладами является и то, что их можно досрочно продать эмитенту без потери дохода за весь период владения ими. Таким образом, мы предложили населению более выгодные по сравнению с банковскими вкладами условия для инвестирования.

— Каких результатов удалось добиться?

— По состоянию на 12 апреля 2016 года из общего количества размещаемых с 24 декабря 2015 года облигаций в размере 100 тысяч штук жителями города приобретено 32 процента выпуска. Поступления в бюджет с учетом накопленного купонного дохода составили 32,1 миллиона рублей.

Приятно осознавать, что население доверяет нам. Граждане понимают, что мы относимся к их средствам с высокой степенью ответственности. Люди уверены, что администрация города вернет держателям облигаций их средства не только в полном объеме, но и с накопленным доходом.

— Что можно сказать о покупателях? Сколько среди них жителей города, а сколько — иногородних?

— Приобрести облигации города может любой желающий вне зависимости от места его фактического проживания. Однако в настоящее время это можно сделать только на территории Томска и в большинстве районов Томской области, где есть филиалы продаж организатора размещения — Россельхозбанка.

После появления новостей о том, что наш город выпустил ценные бумаги, доступные для населения, нам стали поступать звонки он наших коллег из других городов

— Как была организована продажа долговых бумаг?

— Для того чтобы приобрести облигации, покупателю необходимо прийти в отделение банка, уполномоченного администрацией Томска на продажу облигаций, с паспортом и наличными деньгами и заключить договор купли-продажи долговых бумаг. В договоре необходимо указать счет, на который впоследствии будет перечисляться доход по облигациям и основная сумма долга при погашении.

В банке также можно заполнить анкету ценной бумаги для дальнейшего представления ее реестродержателю, то есть организации, выбранной администраций города по итогам электронного аукциона для учета и удостоверения прав владельцев на облигации путем внесения записи в реестр держателей ценных бумаг. Это также необходимо для учета и удостоверения перехода прав по облигациям.

После этого покупатель должен с этой анкетой прийти непосредственно к реестродержателю, чтобы в его присутствии подписать ее и открыть лицевой счет для зачисления впоследствии приобретенных облигаций. В случае если у покупателя облигаций нет возможности лично прийти к реестродержателю, можно направить ему анкету для открытия лицевого счета по почте, заверив подпись на ней нотариально.

— Проводилась ли какая-то рекламная, агитационная кампания по поддержке спроса на муниципальные долговые бумаги?

— Конечно. Перед стартом продаж для информирования жителей города о предстоящем займе на региональных телевизионных каналах были показаны рекламные ролики, объясняющие, что такое облигации города Томска, где и как их можно купить и какой доход по ним гарантирован. Кроме того, были напечатаны брошюры с аналогичной информацией об облигациях, которые распространялись в отделениях банка, в районных администрациях города, ведущих прием обращений граждан, в федеральных органах статистики, пенсионном фонде, налоговой инспекции, ГИБДД и других.

Кроме того, проводились пресс-конференции, информация была размещена в региональных и федеральных СМИ. Информационная поддержка осуществлялась не только на момент размещения облигаций: она существует в течение всего периода обращения.

— Определены ли направления расходования полученных средств?

— В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. Другими словами, мы не можем установить, что полученные средства от продажи облигаций будут, например, потрачены на дороги. Да это и неправильно. Поэтому средства, которые нам доверило население, расходуются на мероприятия, утвержденные бюджетом.

— То есть можно сказать, что в департаменте удовлетворены результатами? Планируется ли использовать этот опыт в дальнейшем?

— Мы внимательно следим за активностью жителей, связанной с покупкой наших облигаций, и она нас радует. Нам каждый день звонят, интересуются, где и как можно купить облигации. Люди задают вопросы как о гарантиях своих вложений, так и о механизме досрочной продажи облигаций. Хочется отметить, что большинство звонящих задают достаточно грамотные финансовые вопросы и интересуются, на что город планирует направить доверенные ему средства.

Текущий заем рассчитан на три года, и если мы увидим, что спрос на облигации не будет спадать, мы, возможно, рассмотрим вопрос об организации нового займа. Сегодня городу выгодно занимать у томичей под 12 процентов годовых, так как средняя стоимость кредитных ресурсов, которые предлагают на банковском рынке на аналогичный срок, начинается с 13,3 процента годовых.

— В таком случае, на ваш взгляд, почему этот инструмент не распространен среди крупных муниципальных образований России?

— Сегодня опыт по размещению облигаций среди населения имеют только один город Томск и один субъект — Томская область. После появления новостей о том, что наш город выпустил ценные бумаги, доступные для населения, нам стали поступать звонки он наших коллег из других городов. Они активно изучают наш опыт, интересуются организационной и финансовой стороной вопроса, задают конкретные вопросы о преимуществах размещения подобных займов и возможных трудностях его организации.

Однако организация размещения облигаций среди населения — сложный процесс. Он связан с разработкой и регистрацией в Министерстве финансов необходимой нормативной документации, проведением консультаций и переговоров с потенциальными участниками предстоящего размещения, разработкой аукционной документации о закупке, объявлением и проведением конкурентных способов определения поставщиков в соответствии с требованиями действующего законодательства, организацией рекламной кампании. Все это требует значительных временных, организационных и трудовых ресурсов.

Мы надеемся, что другие муниципальные образования и субъекты РФ смогут использовать наш опыт и сумеют организовать выпуск облигаций для населения своих городов и регионов.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК





Минфин России призвал продавать облигации населению

В феврале текущего года заместитель министра финансов России Л. В. Горнин во время визита в Томск заявил, что Минфин России рекомендует регионам изучить опыт Томской области по выпуску государственных облигаций для населения.

Проект «Внутренние облигации Томской области для населения» реализуется с 2002 года, пока это единственный в России опыт по продаже субфедеральных долговых бумаг жителям региона. Горнин отмечал, что этот механизм интересен не только как источник финансирования дефицита бюджета, но и как способ вовлечения граждан в инвестирование, в том числе в рамках бюджетной системы. Он подчеркивал, что граждане верят в ответственное отношение властей к ресурсам, которые поступили от населения. По словам замминистра, нет никаких сомнений в том, что возврат средств произойдет в срок — не только по телу основного долга, но и по начисленным процентам.

Замминистра также отмечал, что в феврале коллегия Минфина рассматривала возможность использования опыта Томской области по выпуску облигаций для населения в масштабах всей страны. В ведомстве пришли к выводу, что в большинстве субъектов РФ эту практику можно использовать, тем не менее есть регионы, у которых государственный долг превышает собственные доходы. Таким субъектам РФ Минфин России не рекомендует рисковать и использовать средства граждан как источник финансирования дефицита бюджета.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно