Версия для печати 1785 Материалы по теме

Государство и бизнес должны объединить усилия для модернизации системы образования, в том числе профессионального. Об этом заявил во вторник Первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Медведев.

фото ИТАР-ТАССВыступая в Ижевске на II съезде Союза машиностроителей России, он также поставил ряд первоочередных задач в области модернизации отечественной промышленности.

По словам первого вице-премьера, консолидация усилий в области образования – «хороший пример частно-государственного партнерства». В этой сфере государство должно создать «правила игры», а промышленники – участвовать в восстановлении потенциала начального и среднего профессионального образования, считает он.

Дмитрий Медведев призвал переориентировать высшее образование в пользу технических специальностей. «Хватит нам учить юристов и экономистов. Их у нас явный избыток, а качество невысокое», – подчеркнул он.

Говоря о первоочередных задачах в области модернизации отечественной промышленности, первый вице-премьер выделил замену старых технологий современными, необходимость использования институтов развития в полном объеме, безусловное выполнение ранее принятых решений.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на II съезде Союза машиностроителей России, 19 февраля 2008 года, Ижевск.

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги! Я тоже, конечно, хотел бы вначале поблагодарить вас за то, что вы пригласили меня сегодня принять участие во втором съезде. Мероприятие важное, можно сказать долгожданное, но главным, конечно, является то, каковыми будут его результаты.

Вы понимаете, что съезд проходит в особый период в развитии нашей страны. Не так давно Президентом была озвучена долгосрочная стратегия развития нашей страны, стратегия развития до 2020 года, и совершенно очевидно, что ключевым элементом этой стратегии является переход на инновационную экономику. В инновационной экономике место машиностроения также совершенно очевидно.

Теперь по поводу того, что нам предстоит делать в ближайшие годы, и об этом говорили другие выступающие. Нам необходимо создать совершенно новый, принципиально новый технологический уклон, основанный на экономике знаний, на конкурентоспособности, причем на конкурентоспособности в глобальном масштабе.

Вот только что, выступая, наш коллега сказал о том, что машиностроение – это глобальная отрасль. Это справедливо абсолютно, но надо признаться, что и другие отрасли сегодня носят абсолютно глобальный характер, и конкуренция идет на всех рынках, что создает и свои сложности, и свои преимущества. Задача, мне кажется, сегодняшнего дня для съезда машиностроителей заключается в том, чтобы сформировать окончательный план работы на ближайшие годы, план, который будет поддержан государством, который будет неукоснительно реализовываться в ближайшие 10–12 лет.

Здесь совершенно очевидно, что мы будем опираться и на те преимущества, которые имеем, и иметь в виду те сложности, с которыми сталкиваемся. Вы знаете, что происходило в отрасли в последние годы: достигнут некоторый прирост, он где-то за семь лет составил процентов под тридцать, среднемесячная зарплата выросла за этот период в несколько раз, хотя мы понимаем, что она еще очень разная – она зависит от региона, она зависит от самих компаний, от самих предприятий, но тем не менее движение вперед есть. Нам сейчас необходимо все это закрепить.

Вы знаете и то, что наша промышленность достаточно долго в таком периоде отторгала всякого рода инновации, и это была не ее вина, это была ее беда, и сегодня наша задача состоит в том, чтобы сделать все инновационные шаги как можно быстрее, выйдя на новое качество.

Так вот, как этого качества достигнуть? Здесь уже сегодня звучали предложения, основанные на ряде тезисов, которые мною были не так давно озвучены, называемые идеей четырех «и». Я абсолютно согласен, что эта идея приложима и к ситуации в российском машиностроении. Именно четыре «и», четыре направления деятельности являются ключом для решения тех проблем, которые стоят сегодня перед машиностроением в нашей стране.

Что можно сделать и на что, мне кажется, необходимо обратить внимание? Это, конечно, замена технологий, впрочем, все выступающие говорили. Причем делаться это должно, с одной стороны, на конкурентоспособных, на современных, на рыночных принципах, но в то же время при наличии внушительного государственного заказа, на который мы сегодня способны, на основе ряда мер поддержки, таких как субсидирование кредитной ставки на конкурсных условиях.

Во-вторых, это необходимость использовать институты развития в полном объеме, Владимир Александрович об этом говорил. Для чего они созданы? Да они, собственно, для того и созданы, чтобы развивать наш промышленный потенциал.

В-третьих, мы должны выполнять те решения, которые раньше принимали. Некоторое время назад мы встречались, 22 декабря 2007 года. По итогам встречи в рамках бюро Союза машиностроителей было подготовлено некоторое количество поручений. Я считаю, что задача власти заключается именно в том, что то, о чем мы договаривались, было реализовано. У власти есть и механизмы для контроля, и необходимые рычаги для того, чтобы исполнять данные поручения.

О чем мы тогда договаривались? Я позволю себе напомнить: рассмотреть с участием Внешэкономбанка предложение о Союзе машиностроителей, о включении в число приоритетов банка сферы образования и подготовки квалифицированных кадров. Насколько я понимаю, сейчас это и происходит.

Далее, с участием Союза машиностроителей разработать предложения по проведению ежегодного конкурса на лучшего специалиста по профессии. Очень важная вещь, надеюсь, что союз свои предложения даст. Рассмотреть состояние отраслевых систем повышения квалификации руководящих работников и специалистов, принять меры в повышении их эффективности (все выступавшие об этом говорят, я думаю, что в ближайшее время эти предложения тоже будут представлены).

Рассмотреть вопрос об использовании государственно-частного партнерства в области образования и подготовки и повышения квалификации кадров машиностроительного комплекса. Я думаю, что мы такое государственно-частное партнерство вполне способны создать, нужно только правильным образом начертить его контуры и найти организационную форму. С участием Союза машиностроителей рассмотреть вопрос о подготовке концепции государственного профессионального образования, в том числе в области машиностроения (такая программа сейчас готовится). Проработать вопрос о проведении ежегодных конкурсов по научно-техническому творчеству молодежи (это и сейчас у нас есть, но мы могли бы этому придать более интенсивный характер, чтобы эти конкурсы проводились регулярно и охватывали всю страну).

И последнее, с участием органов исполнительной власти рассматривать предложения Союза машиностроителей об участии градообразующих машиностроительных предприятий в реализации экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий и пилотных проектов комплексной жилищной застройки. Это тоже делается, и будет делаться, в том числе в рамках национального проекта.

Почему я об этом сказал и специально акцентировал на этом внимание?

Я считаю, что цель нашей с вами работы заключается в том, чтобы такие поручения претворялись в жизнь, и это наша совместная задача.

Теперь несколько слов по поводу того, что звучало здесь в ходе выступления коллег. По поводу особых промышленных зон – то, о чем говорил президент [Удмуртской] Республики [Александр Волков]. Я думаю, что мы проанализируем это предложение, и, если вы посчитаете, что такого рода зоны можно создавать, в них есть экономический потенциал и система преференции, которая будет даваться в этом случае, сработает, эту идею мы можем рассмотреть и на Правительстве.

Также говорилось о инвестпроектах – о повышении их значимости и в то же время об уменьшении размера, при котором в этот проект могут заходить предприятия, могут заходить регионы. Мы об этом не так давно говорили на мероприятиях в Краснодаре. Речь шла о том, чтобы понизить инвестиционный порог с пяти миллиардов до миллиарда. Я вам скажу откровенно, и пять миллиардов это небольшие деньги. Вопрос в том, чтобы создавался полноценный проект, причем с учетом той территориальной составляющей, которая используется. Поэтому мы можем откорректировать какие-то суммы, но самое главное здесь – откорректировать критерии, по которым происходит оценка эффективности, в том числе участия регионов. Если мы это сделаем, то тогда мы сможем набрать несколько проектов и соответствующий порог, который предусмотрен сегодня законодательством, будет достигнут.

Многими коллегами говорилось по поводу консолидации усилий в области образования. Очень острая тема, особенно применительно к профессионально-техническому образованию. Кое-какие мероприятия мы начали проводить в рамках национального проекта. Может быть, вы знаете: по профессионально-техническим училищам прошлись, сделали несколько возможностей для того, чтобы материально-техническую базу поддержать. И такие примеры, их у нас по стране около семидесяти, есть, мы вдохнули в них новую жизнь.

Но это очень мало. Что такое 70 ПТУ, 70 техникумов для нашей страны, если такой колоссальный дефицит рабочих рук? Поэтому эту задачу мы действительно можем решить только совместной работой. Это как раз в чистом виде сфера государственно-частного партнерства. Государство должно создать правила игры, привлечь бизнес сюда. Кстати сказать, некоторые стимулы для того, чтобы бизнес участвовал в образовании, я называл в Красноярске. А вы в свою очередь могли бы участвовать в восстановлении потенциала начального и среднего профессионально-технического образования.

Что касается высшего образования, здесь тоже ситуация непростая. Но здесь речь может идти скорее о переориентации некоего набора специальностей, о котором говорили выступающие, и количестве бюджетных мест по основным инженерным профессиям. Хватит нам учить юристов, экономистов! Я сам юрист, но уже достаточно их мы подготовили. Явно избыток, а, мягко говоря, качество этих специалистов очень невысокое. Надо вернуться к нормальному инженерному образованию. Но сделать это нужно на новой базе.

Вот то, о чем говорил наш молодой коллега Сергей Георгиевич по поводу региональных учебных центров и выпуска специалистов, которые «обнимают» своими знаниями несколько сфер. Абсолютно позитивная вещь. Я это всецело поддерживаю. Надеюсь, что и региональные власти на эту идею отзовутся. Региональные учебные центры комплексные нам необходимы.

Ну и совсем последнее. XX век был для машиностроения в России очень разным. Он был и успешным, и очень тяжелым. Начало было блестящим. Старт России как индустриальной державы был прерван Первой мировой войной, потом революцией, после чего наступил советский период, который тоже, по сути, можно назвать технологической революцией.

Да, эта революция была специфична. Результаты этой революции технологической, машиностроительной революции, были достигнуты довольно серьезной ценой без надлежащей оценки того труда, который вкладывался в эту работу. Но тем не менее эта революция изменила промышленный облик нашей страны. Советский Союз был мощнейшей машиностроительной державой, и нам не нужно этого стесняться, нам нужно об этом помнить.

Но этого недостаточно, потому что в конце XX века наступил кризис, связанный с развалом страны и переходом в другую экономику. Были брошены те проекты, которые составляли гордость нашего машиностроения, закрыты многие заводы, произошло обнищание людей, чудовищно упал престиж инженерных специальностей, работа машиностроения перестала котироваться.

Но первые восемь лет нынешнего века ознаменовались тем, что произошел возврат государства и бизнеса в машиностроение. Да, он идет не так быстро, как нам хотелось бы, приход бизнеса, полноценного бизнеса в наше машиностроение, современного бизнеса, но он происходит. Первые шаги сделаны, отрасль начала дышать. И те инвестиционные идеи, и те выступления, которые прозвучали здесь, показывают, что движение вперед очевидно.

У нас, уважаемые коллеги, есть все условия для создания нового, конкурентоспособного, сильного российского машиностроения. Позвольте пожелать вам в этом удачи, успехов съезду машиностроителей России. Спасибо.

Приоритетные национальные проекты

Поделиться