25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3094 Материалы по теме
Здание Счетной палаты
Счетная палата раскритиковала особые экономические зоны

Как было заявлено на коллегии Счетной палаты РФ, за десять лет существования особые экономические зоны так и не стали инструментом ускоренного экономического развития. Согласно выводам аудиторов сроки проектов затягиваются, инвестиции не приносят результата, а должностные лица не несут за это ответственности. В то же время оценки СП в корне расходятся с информацией Министерства экономического развития России, которое в целом положительно оценивает проекты ОЭЗ.

Полный материал об этом опубликован в июньском номере журнала «Бюджет». Мы размещаем часть статьи, касающуюся позиции Счетной палаты.

Экономический результат не был достигнут

Проверка, о которой шла речь в ходе коллегии, касалась деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах РФ. Изучалась эффективность использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в 2014–2015 годах.

Материал целиком опубликован в июньском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

По мнению Счетной палаты РФ, процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Как заявила председатель Счетной палаты Т. А. Голикова, за десять лет во всех ОЭЗ было создано 18 177 рабочих мест. Если соотнести их с суммой вложенных средств, то очень тяжело говорить об эффективности.

Стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ оценивается в 334,2 миллиарда рублей (224,5 миллиарда — средства федерального бюджета, 109,7 миллиарда — средства регионов). Отмечается, что по состоянию на 1 января 2015 года объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.

Срыв сроков

Подготовка плановых документов по созданию и функционированию ОЭЗ со стороны государственных органов, по данным Счетной палаты РФ, осуществлялась некачественно. Практически по всем ОЭЗ сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании ОЭЗ, не соблюдались. По состоянию на 1 января 2016 года перспективные планы развития ОЭЗ не были утверждены по 16 из 33 зон.

Строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности проектов в целом, отметили в Счетной палате. Так, на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. Неправомерное затягивание сроков привело к значительному удорожанию работ. При этом стоимость строительства инфраструктуры ОЭЗ росла как за счет увеличения стоимости объектов, так и за счет увеличения их количества.

 По словам аудитора Ю. В. Росляка, руководившего проверкой особой экономической зоны на территории Советской Гавани (Хабаровский край), срыв сроков создания инфраструктуры зоны приводит к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестиционных проектов на ее территории. В настоящее время на территории Хабаровского края создана ТОР «Хабаровск» и планируется образовать свободный порт Хабаровск, которые предполагают более привлекательные для инвесторов режимы осуществления деятельности, считают аудиторы СП.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно