25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 6 Июнь 2016 — 02 июня 2016

ЗАТО Лесной: механизмы развития

Версия для печати 2255 Материалы по теме
ЗАТО Лесной: механизмы развития

Экономическая ситуация в стране не позволяет муниципалитетам строить свою стратегию развития только на вливаниях со стороны федерального центра и региона. Местным властям необходимо самостоятельно искать и развивать новые точки роста. О том, как с этими задачами справляются закрытые административно-территориальные образования, мы побеседовали с Виктором Васильевичем ГРИШИНЫМ, главой городского округа «Город Лесной».

— Виктор Васильевич, насколько стабильно сейчас финансовое положение ЗАТО Лесной? Ведь со времен вступления в силу закона о ЗАТО многое поменялось, в том числе и подход к порядку их финансирования. Каков сейчас объем дотаций и субсидий, направляемых в город из вышестоящих бюджетов, и достаточен ли он для обеспечения нужд муниципалитета?

— Закон «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года № 3297-1 гарантирует гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО, предоставление определенных мер государственной поддержки. А именно: повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, социальную защиту, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости. Однако с 2006 года порядок финансирования ЗАТО был изменен путем включения их в систему межбюджетных отношений субъектов РФ. То есть в отношении Лесного как городского округа субъектом применяется общий порядок формирования доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности.

С целью сохранения повышенного уровня бюджетной обеспеченности заключено Соглашение между городским округом «Город Лесной», Правительством Свердловской области и Министерством финансов РФ о предоставлении дотации городу как закрытому административно-территориальному образованию на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования. Объем дотации из федерального бюджета ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете. За счет этих средств в городе строятся объекты инженерной инфраструктуры, что в том числе позволяет подготовить ряд площадок под малоэтажное строительство и предложить их частным инвесторам. Кроме того, строятся объекты энергохозяйства, осуществляется капитальный ремонт дорог, реконструируются и капитально ремонтируются объекты социальной инфраструктуры.

— А каково участие государственной корпорации «Росатом» в развитии города?

— В этих же целях, что и в указанном выше соглашении, заключено Соглашение о сотрудничестве между госкорпорацией по атомной энергии «Росатом» и Правительством Свердловской области, по которому Лесному дополнительно выделяются иные межбюджетные трансферты из областного бюджета на реализацию мероприятий программы социально-экономического развития за счет части налогов, перечисляемых в бюджет региона предприятиями госкорпорации. Все это позволяет сохранять достигнутый уровень социально-экономического и инфраструктурного развития ЗАТО и хотя бы частично выполнять те гарантии, которые определены в законе о закрытом административно-территориальном образовании.

— В последнее время активно обсуждаются перспективы формирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) в закрытых городах. Как вы оцениваете эту идею? Как именно областные власти и руководство «Росатома» и ЗАТО Лесной планируют использовать данный инструмент?

— В условиях значительной оптимизации бюджетов формирование территорий опережающего развития в ЗАТО — это реальный способ наполнить городской бюджет, создать альтернативную экономику, диверсифицировать производство.

На уровне госкорпорации «Росатом», Правительства Свердловской области и муниципалитета созданы и активно работают рабочие группы. Уже рассмотрены дорожная карта и статус работ по формированию ТОР в ЗАТО, изучен опыт системы управления особыми экономическими зонами, вопросы привлечения инвесторов ТОР, финансирования и строительства инфраструктурных объектов. Прошла активная работа в группах по обсуждению роли и участия в процессе создания ТОР администраций ЗАТО, субъектов РФ, предприятий «Росатома».

Мы сформировали концепцию создания ТОР на территории нашего городского округа: определили земельные участки и площадки, проекты, которые планируется реализовать. Первые десять проектов уже прошли защиту в Правительстве Свердловской области и направлены в Правительство Российской Федерации. Свердловская область одной из первых сформировала и подала заявку на развитие монопрофильной территории. «Росатом» активно способствовал продвижению поправок в федеральное законодательство и тому, чтобы сдвинуть «точку отсчета» для создания ТОР в ЗАТО с 2018 на 2016 год.

— В вашем случае чем может помочь городу создание ТОР? Какие новые проекты, не связанные с атомной отраслью, могли бы развиваться в муниципальном образовании?

— Еще раз подчеркну, что создание ТОР для ЗАТО — это прежде всего возможность развития альтернативной экономики, а также открытия новых рабочих мест, привлечения инвесторов и резидентов. ТОР в Лесном представлена тремя площадками, одна из которых находится внутри городской зоны и обеспечена необходимой инженерной инфраструктурой для запуска инвестиционных проектов. Остальные располагаются вне охраняемого периметра и имеют хорошую транспортную доступность. Конечно, для реализации проектов в рамках программы ТОР потребуется проведение ряда мероприятий, связанных с созданием дополнительных объектов инфраструктуры.

Наиболее перспективным направлением для Лесного мне видится выведение за пределы комбината «Электрохимприбор» мощностей по производству гражданской продукции, что даст толчок к развитию малых и средних предприятий, поможет сократить расходы и снизить себестоимость продукции градообразующего предприятия. Также мы подготовили проекты, связанные с производством наноалмазов и базальтового волокна, которые уже имеют готовый к расширению рынок и заинтересовали будущих покупателей, в том числе и иностранных.

— Чем привлекателен Лесной для инвесторов?

— В порядке создания территории опережающего развития в ЗАТО есть ряд преимуществ, сулящих выгоду инвесторам. Во-первых, территория опережающего социально-экономического развития в моногородах создается на десять лет, а в закрытых городах — на 70 лет. Во-вторых, наряду с преференциями по льготному налогообложению по налогам на прибыль и на добычу полезных ископаемых, освобождению от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога у резидентов ТОР в ЗАТО есть право на приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, применение процедур свободной таможенной зоны. Таким образом, статус территории опережающего развития в ЗАТО дает возможность предпринимателям, зарегистрировавшимся в качестве субъектов ТОР, пользоваться предоставляемыми преференциями, более активно развивать свой бизнес и в конечном счете экономику города.

Кроме указанных преимуществ для потенциальных инвесторов Лесной интересен развитой инженерной и социальной инфраструктурой, существующим запасом в энергетике. Только в течение второй половины 2015 года нам удалось найти более десятка резидентов, которые планируют организовать производства в городе.

— Сможет ли город обеспечить кадрами новые производства, которые появятся в результате реализации проекта ТОР, или же существует перспектива привлечения в город нового населения?

— В Лесном уже несколько лет действует соглашение между муниципалитетом, комбинатом «Электрохимприбор», управлением образования округа и национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» по подготовке кадров для производственной сферы. Фактически мы готовим кадры для производства со школьной скамьи. Результаты этой работы уже дают о себе знать: в течение последних лет ежегодно увеличивается доля молодежи, остающейся в городе учиться и работать, возвращающейся после окончания вузов, растет и доля экономически активного населения. Благодаря программе ТОР эта тенденция еще более усилится. Наша задача сегодня — подготовить рабочие места как на комбинате «Электрохимприбор», так и в рамках проекта ТОР.

— В целом какие пути диверсификации экономики муниципального образования вы видите? Есть ли у города долгосрочные планы, связанные с уходом от монопрофильности, а в будущем, возможно, и от статуса закрытого административно-территориального образования?

— Сегодня диверсификация экономики города и повышение качества жизни людей — ключевые направления нашей работы в рамках реализации стратегии социально-экономического развития муниципалитета. У нас разработана и действует Комплексная программа развития (КПР) Лесного, конечная цель которой — в два раза нарастить объемы диверсификационной промышленности, в 1,8 раза увеличить заработную плату жителей Лесного, а налогооблагаемую базу (поступления от налогов в городской бюджет) увеличить на 20 процентов. Данная программа впервые синхронизирована с основной деятельностью градообразующего предприятия.

Основные виды деятельности, которые определены как диверсификационные и которые позволят уйти от монопрофильности, — это производство высоковольтной аппаратуры, запорной арматуры, оборудования для нефтегазового комплекса, развитие компетенций в области производства энергонасыщенных составов, взрывчатых веществ. Именно эти направления мы фиксируем в качестве площадок для ТОР. В первую очередь привлекаем инвесторов для реализации серьез­ных проектов на уже существующих промышленных площадках и земельных участках. Также возможен вариант вывода подразделений комбината, занимающихся выпуском гражданской продукции, в отдельные юридические лица.

Конечно, есть и проблемы, в основном режимного характера, связанные с организацией производств зарубежными инвесторами в границах ЗАТО и организацией таможенных зон. Но, уверен, мы сумеем минимизировать все возможные риски, ведь есть серьезная поддержка со стороны правительства Свердловской области и госкорпорации «Росатом».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно