25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2177 Материалы по теме
Вид на Томск
Долговая политика: опыт Томска

В июльском номере журнала Бюджет опубликована статья Ирины Юрьевны Ярцевой, кандидата экономических наук, начальника департамента финансов администрации города Томска. Материал посвящен долговой политике российских регионов и муниципалитетов, в том числе города Томска. Мы размещаем часть статьи, посвященной долговой политике возглавляемого И. Ярцевой департамента.

Предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям на более жестких условиях, чем субъектам Федерации, стало одной из причин проведения эффективной долговой политики в Томске. Так, например, в 2012 году городу был предоставлен бюджетный кредит из бюджета Томской области в сумме 270 миллиардов рублей сроком на три года под 8,25% годовых. В то же время администрацией города были заключены двух- и трехлетние контракты с коммерческими банками о предоставлении кредитов по ставкам 7,7–7,75%.

Кроме того, вследствие утверждения бюджета с дефицитом на протяжении ряда лет соотношение муниципального долга к собственным доходам города выросло с 39,8% в 2010 году до 58,4% в 2015 году, что также потребовало проведения эффективной политики обслуживания муниципального долга.

Материал целиком опубликован в июльском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

В Томске были разработаны основные принципы эффективного управления муниципальным долгом:

1)      стремление к увеличению срочности долга;

2)      обеспечение равномерных погашений по графику выплат долга;

3)      диверсификация долгового портфеля по кредиторам путем организации выпуска ценных бумаг.

Администрация города всегда искала новые инструменты привлечения средств для финансирования дефицита бюджета. Так, Томск одним из первых муниципальных образований вышел на рынок публичных заимствований, разместив в 2004 году на фондовой бирже муниципальные ценные бумаги. В настоящее время на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» обращаются два выпуска биржевых облигаций Томских городских займов. Средства, привлекаемые в результате размещения облигационных займов, в основном направляются на замещение действующих кредитов, что позволяет диверсифицировать структуру муниципального долга, сократить риски рефинансирования, улучшить график погашения, увеличить средневзвешенную дюрацию долга и сократить расходы на его обслуживание.

В декабре 2015 года администрация города осуществила частичное доразмещение среднесрочных облигаций Томского городского займа 2014 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга в размере 305 миллионов рублей с эффективной доходностью 13,05%. Средства, поступившие от доразмешения ценных бумаг, в целях экономии бюджетных средств были направлены на досрочное погашение бюджетного кредита, привлеченного из бюджета Томской области, на погашение действующих долговых обязательств и на финансирование дефицита бюджета. Средства, поступившие в виде суммы, превышающей номинальную стоимость, и накопленного купонного дохода, в объеме 9,7 миллиона рублей в соответствии с Бюджетным кодексом РФ были отнесены на уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году.

В апреле 2016 года очередное доразмещение биржевых облигаций с доходностью 12,1% позволило привлечь в бюджет города дополнительные 100 миллионов рублей по номинальной стоимости и 5,4 миллиона рублей в виде суммы, превышающей номинальную стоимость, и накопленного купонного дохода. Поступившие средства были направлены на замещение дорогих кредитных ресурсов. Несмотря на то что постоянная ставка купонного дохода данного выпуска была зафиксирована в 2014 году на уровне 14% и с учетом того, что доразмещение осуществляется по цене, превышающей номинальную стоимость, полученная премия позволяет в текущем финансовом году сокращать расходы на обслуживание долга.

Администрация города Томска рассматривает облигационные займы как основной источник привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в инфраструктуру города.

Перечислю основные мероприятия, проводимые администрацией Томска в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга.

1. Проведение работы по снижению процентных ставок в рамках заключенных муниципальных контрактов с коммерческими банками. Она позволила снизить процентные ставки в рамках заключенных муниципальных контрактов с коммерческими банками в среднем на 3,1% за три года и тем самым сократить расходы на обслуживание муниципального долга на 7,3 миллиона рублей в 2010 году, 1,2 миллиона рублей — в 2011 году и 2,2 миллиона рублей — в 2013 году.

2. Проведение аукционов по привлечению кредитных ресурсов. В 2011 году в результате проведения таких аукционов сложилась экономия по расходам на обслуживание муниципального долга в размере 5,7 миллиона рублей, в 2013 году — 4,4 миллиона рублей.

3. Использование временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, а также свободных средств бюджета Томска с последующим восстановлением. В результате введения с 1 сентября 2011 года механизма погашения долговых обязательств за счет временно свободных остатков средств бюджетных и автономных учреждений с последующим восстановлением отвлеченных средств экономия по расходам на обслуживание муниципального долга за 2011 год составила 1,4 миллиона рублей, в 2012 году — 23,8 миллиона рублей, в 2013 году — 34,9 миллиона рублей, в 2014 году — 38,7 миллиона рублей, в 2015 году — 47,4 миллиона рублей.

4. Погашение имеющихся долговых обязательств за счет направления остатков средств бюджета муниципального образования, сложившихся на 1 января очередного финансового года на едином счете бюджета.

Кроме того, для досрочного погашения действующих долговых обязательств администрация города с 2014 года активно использует остатки средств казенных учреждений, находящиеся во временном распоряжении, с последующим их восстановлением. Данные средства в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ перечисляются на лицевые счета муниципальных заказчиков — казенных учреждений в качестве обеспечения исполнения муниципальных контрактов и обеспечения заявок на участие в торгах.

Проведение указанных мероприятий по управлению муниципальным долгом сократило расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом в 2010 году на 28,5%, или 71,2 миллиона рублей, в 2011 году — на 23,3% (50,6 миллиона), в 2012 году — на 22,9% (46,8 миллиона), в 2013 году — на 23,4% (59,9 миллиона), в 2014 году — на 33,1% (97,6 миллиона), в 2015 году — на 44,2% (154,1 миллиона).


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно