25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2853 Материалы по теме
Вид на Нижний Новгород
От контроля функциональной деятельности к контролю результатов

В июльском номере "Бюджета" опубликована статья Полины Силатовой, старшего казначея отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Нижегородской области. Мы размещаем анонс материала. Полностью статья доступна подписчикам журнала "Бюджет".

В период с января по апрель 2016 года Управление Федерального казначейства по Нижегородской области в пилотном режиме внедряет Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства. Стандарт утвержден приказом Федерального казначейства от 25 декабря 2015 года № 368. Целью Стандарта является регламентирование общих правил и процедур организации и осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, проводимого отделами внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства.

Предложения по организации и осуществлению системы последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля (далее — ПОВАК) мы направляли в центральный аппарат Казначейства России еще в 2014 году при пилотировании проекта «Развитие механизмов внутреннего контроля Федерального казначейства», реализуемого в рамках Стратегической карты Казначейства России на 2013–2017 годы. Перспективность и эффективность данного вида деятельности была очевидна.

Материал целиком опубликован в июльском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Непосредственная работа по проведению ПОВАК началась в Управлении в октябре 2015 года после внесения в технологический регламент «Порядок прохождения операционного дня в Централизованной системе» порядка формирования отчетов по мониторингу операционного дня и реализации соответствующего модуля в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО «АС ФК»). В настоящее время Управление в ежедневном режиме осуществляет внутренний контроль как на уровне функциональных отделов до завершения операционного дня, так и ПОВАК на уровне отдела внутреннего контроля и аудита после закрытия операционного дня (рисунок 1).

В соответствии со Стандартом задачами ПОВАК являются:

— оценка эффективности внутреннего контроля, осуществляемого в структурных подразделениях ТОФК в соответствии с требованиями Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства;

— обеспечение оперативного информирования руководства ТОФК о выявленных нарушениях (недостатках) в деятельности ТОФК в целях своевременного принятия управленческих решений;

— минимизация внутренних (операционных) казначейских рисков в деятельности ТОФК и связанных с ними вероятных неблагоприятных последствий;

— обеспечение получения оперативной информации об эффективности принятых управленческих решений и реализованных мерах по предотвращению в дальнейшей деятельности выявленных нарушений (недостатков).

Безусловно, наличие у руководства ТОФК информации о нарушениях или недостатках в деятельности структурных подразделений за прошедший день, а не спустя год или два после их возникновения (как это происходит при проведении контрольно-аудиторских мероприятий силами контрольно-аудиторских подразделений ТОФК) выводит менеджмент на новый уровень. Сокращение промежутка времени между возникновением нарушения (недостатка) и принятием управленческого решения позволяет перейти от контроля функциональной деятельности к контролю результатов.

В настоящее время ПОВАК устанавливает соответствие деятельности Управления требованиям нормативных правовых актов по 125 наиболее важным и рискоемким операциям на основании базы данных ППО «АС ФК», в том числе:

— по разделу «Организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему РФ» — 23 показателя;

— по разделу «Организация и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов» — 5 показателей;

— по разделу «Кассовое исполнение федерального бюджета» — 50 показателей;

— по разделу «Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета)» — 29 показателей;

— по разделу «Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов» — 11 показателей;

— по разделу «Показатели отдела технологического обеспечения» — 6 показателей;

— по разделу «Ведение бюджетного учета, составление и представление отчетности» — 1 показатель.

Большинство показателей ПОВАК направлены на установление своевременности обработки сотрудниками ТОФК широкого перечня документов: банковских выписок, консолидированных заявок, платежных, расчетных и иных документов, представленных клиентами, а также своевременности осуществления сверки проведенных операций с клиентами (направление отчетов, выписок из лицевых счетов, приложений к выпискам из лицевых счетов и других форм отчетности). Так, структурное подразделение ТОФК, направившее отчетные формы с минутным опозданием, отразится в отчете как нарушитель.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно