25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4532 Материалы по теме
Внутренний финансовый контроль в Республике Алтай

В Республике Алтай полномочиями органа внутреннего государственного финансового контроля и органа контроля в сфере закупок наделено региональное Министерство финансов. В статье освещены плюсы и минусы включения контрольного органа в состав финоргана, сложные вопросы реализации контрольной деятельности республиканского Минфина.

Надежда Кучуковна ТАБАЕВА, первый заместитель министра финансов Республики Алтай

Контролеры в составе финоргана

В целях приведения нормативной правовой базы в соответствие новым требованиям законодательства разработаны все необходимые нормативные правовые акты, сформирована нормативная основа для контрольной работы. Ввиду того что в нашем случае контрольный и финансовый орган это одно министерство, возникает ряд сложностей. Так, не обеспечивается единообразный подход к направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. При выявлении бюджетных нарушений при использовании средств местных бюджетов уведомление о применении бюджетных мер принуждения направляется в финансовый орган муниципального образования за подписью руководителя контрольного органа — министра финансов, в случае же выявления бюджетных нарушений при использовании средств республиканского бюджета — за подписью начальника отдела контрольно-ревизионной работы. При этом ранее (до изменений, внесенных Законом № 406‑ФЗ) такой подход в принципе противоречил требованиям БК РФ о направлении уведомлений лишь за подписью руководителя контрольного органа.

Более того, спорным вопросом является проведение проверок в отношении самого министерства. В связи с тем что согласно установленным требованиям план контрольной деятельности, приказ о проведении контрольного мероприятия, представление, предписание подписываются министром, процесс реализации материалов проверки может зайти в тупик. Несомненно, нахождение контрольного органа в составе финоргана имеет свои плюсы: это и доступ к информационно-правовой базе, и возможность проведения комплексных проверок в муниципальных образованиях с привлечением специалистов других отделов (межбюджетных отношений, доходов и управления внутренним долгом). Однако есть риск подмены понятия внутреннего госфинконтроля на контроль, осуществляемый финорганом.

О ведомственном контроле

Значительные изменения, привнесенные федеральными законами № 252‑ФЗ и № 44‑ФЗ, претерпела и система ведомственного контроля ГРБС. К полномочиям по осуществлению в соответствии с федеральными законами № 7‑ФЗ и № 174‑ФЗ учредительского контроля прибавились полномочия по осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок и полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. При утверждении Порядка осуществления ВФК и ВФА, как и в большинстве субъектов РФ, за основу были приняты федеральные правила и методические рекомендации Минфина России. В связи с тем что не все положения данных документов могут быть применены в нашем регионе (небольшая штатная численность ГРБС, невозможность введения дополнительных единиц внутренних контролеров и аудиторов), при разработке порядок претерпел трансформацию из рамочного документа в фактически регламентный.

Однако при реализации данного порядка была выявлена проблема организации системы ВФК и ВФА у ряда министерств, которые в целях оптимизации штатной численности передали функции по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности подведомственным казенным учреждениям — централизованным бухгалтериям. То есть сложилась ситуация, при которой в составе ГРБС физически отсутствуют сотрудники, которые могли бы заниматься внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом. Кроме того, фактически вместе с передачей штата бухгалтеров и ревизоров (в большинстве ведомств контроль осуществляется именно работниками бухгалтерии) в казенные учреждения переданы контрольные функции — одно подведомственное учреждение осуществляет надзор в отношении другого, что, безус­ловно, является недопустимым.

Определенные сложности вызывает организация внутреннего финансового аудита. Дефицит квалифицированных кадров и необходимость обеспечения независимости внутреннего аудитора у ГРБС с небольшой штатной численностью приводят к формальному осуществлению внутреннего финансового аудита, что не позволяет достичь целей законодательства. В этой связи представляется разумным предложение участников заседания рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, прошедшего в городе Санкт-Петербурге, об исключении внутреннего финансового аудита из полномочий ГРБС.

Необходимо отметить, что сложности осуществления всей совокупности ведомственного контроля связаны в том числе и с регулированием этой деятельности различными законодательными актами, каждый из которых устанавливает свои требования к осуществлению контроля.

Взаимодействие с органами мунфинконтроля

Построение эффективной системы финансового контроля не представляется возможным без организации взаимодействия с органами местного самоуправления, особенно в условиях, когда более чем 60% из них являются высокодотационными и работают в рамках заключенных соглашений[1]. Министерство финансов на постоянной основе осуществляет мониторинг организации и нормативно-правового обеспечения мунфинконтроля, анализ результатов его деятельности.

В муниципальных районах республики по аналогии с региональным уровнем контрольными полномочиями наделены финорганы. Обязанности по осуществлению внутреннего мунфинконтроля и контроля в сфере закупок фактически везде возложены на одного специалиста, что не может не повлиять как на качество, так и на объемы контрольной работы.

В целях осуществления методологической поддержки и обеспечения применения единых подходов к осуществлению внутреннего мунфинконтроля и контроля в сфере закупок разработаны типовые порядки осуществления контрольной деятельности, для обеспечения единообразия подготавливаются рекомендации по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, которые, учитывая складывающуюся в регионе практику, полагаю, не будут лишними.

Так, при взаимодействии с прокурорами по делам об административных правонарушениях министерство столкнулось с наличием правового пробела в КоАП РФ в части регулирования вопроса о рассмотрении постановлений прокуроров о возбуждении дел об административных производствах, в частности по статье 15.15.10 при использовании средств местного бюджета. В соответствии со статьей 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14–15.15.16, в пределах своих бюджетных полномочий. Исходя из положений статей 8 и 31 БК РФ, данные органы ограничиваются рассмотрением дел об административных правонарушениях в отношении средств бюджетов соответствующих субъектов. Контроль за исполнением местного бюджета согласно статье 9 БК РФ относится к бюджетным полномочиям органов МСУ.

Таким образом, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями КоАП РФ, в отношении местных бюджетов органам внутреннего госфинконтроля не предоставлены. В КоАП РФ отсутствуют правовые нормы, уполномочивающие органы внутреннего госфинконтроля рассматривать дела об административных правонарушениях за пределами своих бюджетных полномочий.

В настоящее время рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14–15.15.16 КоАП РФ и допущенных при использовании средств местного бюджета, осуществляется в соответствии с нормами части 1.1 статьи 23.1 КоАП РФ судьей, однако лишь по делам, возбужденным уполномоченными должностными лицами органа муниципального финансового контроля.

Важен комплексный подход

Исходя из важности комплексного подхода при построении системы внутреннего финансового контроля и обеспечения эффективного взаимодействия с ГРБС и органами мунфинконтроля, осуществлена автоматизация процессов контроля на базе единой информационно-аналитической системы программного комплекса «Финконтроль-СМАРТ». Система позволяет координировать деятельность контрольных органов при планировании контрольных мероприятий, вести комплексный учет контрольной работы и административного производства, формировать различные формы отчетности об итогах работы, осуществлять оперативный мониторинг и оценку эффективности деятельности контрольных органов и ее результатов.



[1] Соглашения, заключаемые муниципальными образованиями с Министерством финансов Республики Алтай в соответствии с частью 4 статьи 136 БК РФ, о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно