25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3299 Материалы по теме
Риск-ориентированный подход предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы безопасности для общественных отношений
Внедрение риск-ориентированного подхода перешло на следующий этап

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал разработанное Минэкономразвития России в сотрудничестве с федеральными контрольными ведомствами и экспертными организациями, постановление «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Документ подготовлен для реализации внесенных 13 июля 2015 года изменений в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которыми предусматривалось применение контрольными органами риск-ориентированного подхода при организации отдельных, определяемых Правительством России видов госконтроля (надзора).

Что предполагает риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы безопасности для общественных отношений и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности. Важным последствием внедрения данного подхода станет полное прекращение плановых проверок для  объектов с низкой степенью риска.

Постановлением утверждены правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определенному классу (категории) опасности. Для поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определен перечень из трех видов федерального надзора, которые будут осуществляться с применением данного подхода:

  • пожарный надзор (МЧС России),
  • санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор и ФМБА России),
  • надзор в области связи (Роскомнадзор).

Правила предусматривают, что для каждого риск-ориентированного вида государственного контроля (надзора) может быть определено от 3 до 6 категорий риска или классов опасности. Так для пожарного надзора установлено 5 категорий риска, для санитарно-эпидемиологического надзора – 6, а для надзора в области связи – 4.

По каждому из указанных видов федерального надзора постановлением утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска. Они оформлены как приложения к положениям о соответствующих видах федерального государственного надзора. Подготовка критериев отнесения к категориям риска потребовала учета особенностей каждого вида федерального надзора. Данные критерии позволят предпринимателям оценить интенсивность, с которой в отношении них будет осуществляться контрольно-надзорная деятельность.

Ответственные за указанные в постановлении виды надзора федеральные ведомства будут руководствоваться утвержденными критериями при формировании проектов ежегодных планов плановых проверок на 2017 и последующие годы.

Как сообщается на сайте Министерства экономического развития России, опыт реализации данного проекта позволит распространить управление рисками и на другие виды госконтроля (надзора).

Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Помощь малому бизнесу

Кроме прочего, предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода поддержит малый бизнес. Как говорится в Стратегии развития МСБ до 2030 года, опросы показывают, что малые и средние предприятия несут высокие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов», — говорится в документе. 

Стратегия отмечает, что в 2014–2015 годах были приняты решения, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес. Среди них — формирование единого реестра проверок, принятие трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, переход к риск-ориентированному подходу при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах. Также в числе таких мер — запрет госорганам требовать при проведении проверки документы, которые могут быть получены ими самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия. Положительные результаты от поэтапной реализации этих мер ожидаются уже в краткосрочной перспективе.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно