Версия для печати 3247 Материалы по теме
Юрий Беляев
С момента принятия в 1998 г. Программы пенсионной реформы в Российской Федерации прошло 10 лет, а формирование российской пенсионной системы далеко от завершения. Наряду с очевидными успехами реформирования остаются и существенные проблемы. Неслучайно в этом году пенсионная тема заняла значительное место в ежегодном Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Юрий БЕЛЯЕВ, кандидат экономических наук 

Несмотря на распространенное мнение о необходимости повышения пенсионного возраста, Президент РФ четко определил свою позицию – «в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет», в том числе и потому, что это не решает проблем с пенсионным обеспечением кардинально. В качестве альтернативы увеличению пенсионного возраста В. Путин предложил создать систему стимулов, которая поощряла бы добровольное продолжение гражданами трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста.

Финансовые проблемы пенсионной системы не ограничиваются только незавершенностью пенсионной реформы. За пределами внимания пока остается фактор, который хотя и медленно, но неуклонно обостряет пенсионную (и не только) проблему. Этот фактор – увеличение средней продолжительности жизни населения. Игнорирование данного фактора чревато последствиями, выходящими далеко за рамки чисто пенсионной тематики.

Хотя улучшение условий жизни основной массы населения, распространение здорового образа жизни происходит медленно, тем не менее продолжительность жизни увеличивается, порождая не только радость по этому поводу родных и близких, но и новые заботы для государства и для всех, кого затрагивает увеличение финансовых затрат, обусловленное увеличением продолжительности жизни пенсионеров (государственные и негосударственные пенсионные фонды, органы здравоохранения и социального обеспечения, агентства недвижимости, работающие с договорами пожизненной ренты, и т.д.).

Последние результаты исследований в области биологических методов продления жизни, достижения биотехнологии, ожидаемые в ближайшие годы, выдвигают в число неотложных проблему социально-экономических последствий существенного продления жизни человека в результате массового использования достижений биологической науки.

Биологи обещают уже нынешнему поколению значительно увеличить продолжительность жизни, но и без помощи биотехнологии постепенное увеличение средней продолжительности жизни – объективная реальность. Пенсионеры живут все дольше и дольше. В результате нагрузка на пенсионную систему, на систему медико-социального обеспечения пенсионеров так же постепенно, но неуклонно возрастает. Уже сегодня эти системы испытывают значительные трудности, обусловленные прежде всего объективными причинами.

Более заметно увеличение средней продолжительности жизни за счет простого улучшения условий бытия в экономически и социально благополучных странах. Здесь более заметны и происходящие в мировом демографическом порядке изменения: нынешняя возрастная структура населения с высокой долей «молодых» возрастов постепенно заменяется новой структурой с низкой долей «молодых» и высокой долей «старших» возрастов.

Увеличение доли «старших» возрастов в структуре населения обостряет конкуренцию между поколениями. Усиливается дискриминация пожилых людей, расширяется практика ограничения их трудовых, гражданских и иных прав. Возрастная дискриминация вызывает все большую обеспокоенность в мире.

В 1992 г. Генеральная ассамблея Организации объединенных наций принимает Декларацию по проблемам старения населения, а годом раньше – Принципы ООН в отношении пожилых людей. В числе 18 принципов – соблюдение права пожилых людей на независимость, достоинство, реализацию внутреннего потенциала и т.д.

Озабоченность ООН нарушениями прав пожилых людей разделяется и Россией, взявшей на себя обязательства содействовать улучшению положения пожилых людей. Эта проблема обсуждается на Государственном совете, правительство утверждает целевые программы («Старшее поколение», «Геронтология и гериатрия» и т.д.), растет число научных и иных организаций, декларирующих свое участие в процессе поиска средств продления жизни, улучшения медико-социального обслуживания пенсионеров, совершенствования организации работы домов престарелых, обучения, просветительства и т.д.

Не затрагивая такой больной вопрос, как эффективность этой деятельности, в том числе эффективность расходования немалых бюджетных средств, необходимо, однако, обратить внимание на то, что даже декларируемые цели подобных организаций, декларируемые цели программ направлены на разрешение только одной из двух важнейших проблем людей пожилого возраста – проблемы улучшения условий их доживания. Сегодня это означает только продление срока пенсионного периода их жизни и увеличение объемов потребляемых бюджетных ресурсов, используемых на обеспечение пенсионеров.

К разрешению другой важнейшей проблемы – включению людей пенсионного возраста в нормальный процесс полноценной трудовой деятельности и общественной жизни на равных с другими возрастными категориями условиях – насколько известно, ни в России, ни в других странах даже не приступали.

И хотя последствия массового потребления биопрепаратов будут ощутимы не сегодня, начинать готовиться к этим событиям необходимо задолго до их наступления, уже сейчас, точно так же, как задолго до наступления эры межпланетных космических полетов в нашей стране шла работа по созданию замкнутых систем жизне­обеспечения, без которых такие полеты осуществить невозможно.

Создание необходимых социальных, экономических, правовых и прочих условий, обеспечивающих нормальную жизнь долгожителей (в том числе их равноправное присутствие на рынке труда без каких-либо возрастных ограничений) и бесконфликтное сосуществование поколений как минимум не менее важно, чем все исследования по космической тематике. Это не преувеличение, как может показаться нынешним представителям «трудоспособного возраста».

О понимании значимости этой проблемы говорит, в частности, тот факт, что на встрече министров труда и занятости «Группы восьми» в Москве 9–10 октября 2006 г. была подчеркнута важность предоставления большей возможности для пожилых людей быть представленными на рынке труда и обязанность правительств обеспечивать пожилым людям соответствующие условия труда, непрерывное обучение и поддержку в получении рабочих мест.

Даже в социально и экономически благополучных странах (США, Германия и др.) проблема равноправия всех возрастных групп населения, предоставления равных трудовых, гражданских и иных прав пожилым людям, подвергающимся возрастной дискриминации, имеет не только нравственный, но и экономический аспект.

Несмотря на повсеместный избыток рабочей силы, на рынке труда повсеместно ощущается нехватка высококвалифицированных кадров с практическим опытом работы по специальности. Неслучайно, как отмечает председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин, «большинство выпускников и аспирантов биофака МГУ работают на американские биологические центры».

Для России проблема трудовых ресурсов, особенно высшей квалификации стоит несравненно острее. Сокращение общей численности населения и людей в трудоспособном возрасте ставит под удар не только планы социально-экономического развития страны, но и ее суверенитет, стабильность ее положения в мире, способность удержать территорию в ныне существующих границах.

В этих условиях есть только два возможных решения проблемы нормального развития страны и сохранения ее суверенитета:
  • увеличивать приток нерусско­язычных эмигрантов (поток русскоязычных, как полагают, уже иссяк) с непредсказуемыми последствиями не только для русского языка и русской культуры;
  • в массовом порядке вовлекать в общественное производство физически здоровых людей пенсионного возраста, прежде всего специалистов высшей квалификации, исключенных из этого процесса вследствие наступления пенсионного порога, давления со стороны работодателей и коллег-конкурентов, фактически осуществляемой государством кадровой политики, социальных установок в обществе и собственного менталитета людей пенсионного возраста.
Выбору второго решения мешают в основном следующие обстоятельства:
  • распространенное представление о людях пенсионного возраста как об ослабленных физически и умственно, неспособных к усвоению новых знаний, отставших в профессиональном и культурном развитии, своим присутствием тормозящих развитие организации. Подобные установки активно насаждаются в обществе средствами массовой информации и материально заинтересованными социальными группами;
  • отсутствие системы защиты прав и интересов пожилых людей, подобной, например, системе защиты прав инвалидов;
  • реальное устаревание (задолго до наступления пенсионного возраста) знаний, полученных в учебных заведениях (пенсионерами – десятилетия назад), и фактическое отсутствие эффективной системы своевременного обновления этих знаний.
По оценкам экспертов, например, объем знаний в биологии удваивается каждые три года. Действовавшая ранее ведомственная система повышения квалификации в основном носила формальный характер, кардинально проблему обновления знаний не решала. Единственная возможность качественно освоить новые знания, получить новую специальность вместо устаревшей, не востребованной на рынке труда, – пройти повторное обучение в вузе.

Для реального и эффективного вовлечения пенсионеров с высшим образованием в общественное производство (как и для неисключения из этого процесса людей предпенсионного возраста) необходимо как минимум предоставить всем желающим пенсионерам возможность получения второго бесплатного высшего образования на дневной форме обучения с последующим предоставлением соответствующего квалификации рабочего места или даже с обязательным распределением на работу.

Социологические обследования показывают, что физически здоровые люди с высшим образованием в пенсионном возрасте большей частью охотно прошли бы переобучение в прежней или даже в новой для себя специальности и продолжили бы профессиональную деятельность. Но нынешние службы занятости могут предложить им обучение лишь по примитивным и малооплачиваемым рабочим специальностям.

Высшие учебные заведения предоставляют возможность получения второго высшего образования только на платной основе, за деньги, не сопоставимые с обычным размером пенсии инженера, врача, учителя, бухгалтера.

По крайней мере нынешнее поколение пенсионеров, отработав на государство по 30–40 и более лет за весьма скромную (в основной массе) зарплату, заслужило право на бесплатное второе высшее образование. Вряд ли бюджетные затраты на это обучение менее оправданы и менее эффективны с государственной точки зрения, чем затраты на содержание домов престарелых, армии работников социальной сферы и чиновников, управляющих этой сферой.

Но даже если представить себе, что некие пенсионеры с высшим образованием нашли финансовые ресурсы для получения второго полноценного высшего образования, возьмутся ли вузы открыть группы 50–70-летних студентов, для обучения которых придется как минимум разрабатывать новые учебно-методические материалы? И кто возьмется обеспечить соответствующими рабочими местами этих специалистов высшей квалификации после того, как, преодолев мыслимые и немыслимые финансовые, психофизические и иные трудности, они успешно окончат курс обучения и получат свои новые дипломы? И то и другое вряд ли возможно сегодня без помощи государства, без кардинального изменения государственной политики в отношении пожилых людей.

Между тем, те люди пенсионного возраста, которые по доброй воле предпочтут «заслуженному отдыху» продолжение трудовой деятельности и нормальной человеческой жизни и преодолеют все трудности повторного вузовского обучения, представляют для государства, общества ценнейший кадровый ресурс и в профессиональном, и в гражданском, и в нравственном смысле. Бережное отношение к этому ресурсу, эффективное его использование – это резкое увеличение объема квалифицированных трудовых ресурсов уже сегодня, завтра, через три-четыре года, а не через 20 лет, когда ожидаемый прирост населения скажется на приросте его трудоспособной части.

Эффективно использовать этот ресурс на благо страны пока не удается, в том числе и потому, что право принятия решений по таким вопросам принадлежит людям другой возрастной категории. А в этом возрасте люди, как правило, убеждены, что они навсегда останутся в нынешнем положении и им никогда не придется столкнуться ни с возрастной дискриминацией, ни с проблемой жизни на нищенскую пенсию, ни с отсутствием условий для реализации внутреннего потенциала человека.

Независимо от того, когда начнется промышленное производство биопрепаратов продления жизни и их массовое потребление, средняя продолжительность жизни населения будет неуклонно возрастать. Это уже сегодня остро ставит вопрос о необходимости срочной подготовки к безболезненному принятию обществом, экономикой результатов социально-экономического развития России и изменений, происходящих в мировой демографической структуре.

В числе первоочередных задач такой подготовки – создание эффективной системы переобучения и использования дополнительных высококвалифицированных трудовых ресурсов с большим практическим опытом, сохранивших, несмотря на «паспортно-пенсионный» возраст, здоровье, способных пройти нормальное вузовское переобучение и продолжить трудовую деятельность на благо нашей страны.

Иначе говоря, уже сегодня необходимо начинать создавать (точнее,  учиться создавать) инфраструктуру существенно более длительной жизни людей и мирного сосуществования одновременно многих поколений. Именно с этих позиций становится возможным и кардинальное разрешение пенсионных проблем.

Источник: © Бюджет, 2007, № 10



Статьи по теме:
Поделиться