25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1432 Материалы по теме
Проблемы исполнения актов с взысканием на средства бюджетов

В октябрьском номере журнала Бюджет опубликована статья Натальи Верениной, начальника юридического отдела УФК по Ивановской области "УФК на защите интересов бюджета и граждан". Мы размещаем анонс данного материала.

Одной из важнейших задач Федерального казначейства является защита интересов казны Российской Федерации. Ущерб личности, имуществу гражданина или юридического лица может быть причинен действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов. Каждый, кому причинен вред, наделяется правом требовать от государства возмещения вреда, а у государства возникает обязанность возместить такой вред за счет средств казны Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) таких органов, регламентируется статьей 53 Конституции РФ, статьями 16, 1069, 1070 Гражданского кодекса.

В анонсе мы приводим часть статьи, посвященную проблемам исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. 

Проблемы исполнения

Другой функцией, осуществляемой органами Федерального казначейства в рассматриваемой сфере, является организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Эта работу Управление ведет с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 22 февраля 2001 года № 143 «Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета». Реализация этого полномочия традиционно вызывает много вопросов. 

Это анонс материала из октябрьского номера журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Судебная практика, связанная с обжалованием действий органов Федерального казначейства в данной сфере, зачастую складывается не в их пользу. Нормативные акты, регламентирующие организацию исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных и автономных учреждений, в 2015 году включены в План мониторинга правоприменения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2014 года № 1658-р. 

В связи с этим Федеральным казначейством в 2015 году осуществлен мониторинг правоприменения законодательных актов РФ, регламентирующих организацию исполнения судебных актов по денежным обязательствам казенных, бюджетных и автономных учреждений. На основании поручения Федерального казначейства в рамках осуществления мониторинга Управление организовало анкетирование взыскателей. Анализ результатов показал, что на территории Ивановской области взыскатели в достаточной степени информированы о порядке исполнения исполнительных документов, удовлетворены доступностью, полнотой и открытостью информации, не сталкиваются с трудностями при предъявлении исполнительного документа в Управление. Вместе с тем из предъявленных за 2015 год в Управление 514 исполнительных документов на общую сумму 117,3 миллиона рублей 114 (более 20%) возвращены без исполнения. Основные причины возврата исполнительных листов без исполнения — неправильное его оформление судебными органами (92) и предъявление исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника (22).

В 2015 году сотрудники Управления приняли участие в работе семинара, организованного Адвокатской палатой Ивановской области, по вопросу исполнения судебных актов, разъяснили порядок предъявления к взысканию различных исполнительных документов. Особое внимание было обращено на необходимость при представлении интересов граждан контролировать правильность формулировки резолютивной части решения суда с целью недопущения неясностей в его исполнении, а также правильность оформления исполнительных документов. 

Следует отметить, что результатом выполнения Управлением государственной функции является исполнение исполнительного документа, а не возврат его взыскателю. Поэтому Управление заинтересовано в принятии исполнительного листа и перечислении средств в установленные законом сроки. В рамках развития этого направления деятельности органов Федерального казначейства совершенствуются не только нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения, но и информационные технологии, позволяющие сделать процесс максимально открытым и удобным для взыскателей.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно