25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы№8 август 2006 — 01 ноября 2006

Кратко о финансах: промежуточные итоги бюджетной реформы

Версия для печати 7001 Материалы по теме

гашкина
 О том, как в Республике Алтай строятся межбюджетные отношения, реализуется Федеральный закон № 131-ФЗ, решаются вопросы кадрового обеспечения реформы местного самоуправления и автоматизации бюджетного процесса, рассказывает Светлана ГАШКИНА, министр финансов Республики Алтай.

– Светлана Антоновна, в современных условиях региональные власти могут сформировать достаточно эффективный механизм межбюджетных отношений. Хотелось бы знать, что в этом направлении предпринимается в Республике Алтай?
– Наряду с дифференциацией муниципальных образований по уровню их бюджетной обеспеченности у нас есть возможность распределять часть финансовых средств республиканского бюджета с учетом эффективности использования муниципалитетами их собственных доходных источников. Это одна из приоритетных задач межбюджетных отношений.
Первый шаг был сделан еще в прошлом году. Почти вся региональная доля налоговых платежей тогда была передана на местный уровень. Бюджетообразующими налоговыми доходами республиканского бюджета стали налог на прибыль, акцизы на нефтепродукты и 40% налога на доходы физических лиц.
В 2006 г. дополнительное стимулирование осуществляется за счет 60% средств Регионального фонда реформирования муниципальных финансов в зависимости от использования собственной налоговой базы муниципалитета. В 2005 г. стимулирование муниципальных образований велось за счет Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО). И если целью стимулирующей составляющей ФФПМО в 2005 г. было заинтересовать муниципалитеты в обеспечении роста собственных доходов не ниже уровня инфляции (поскольку решить проблему устойчивого развития муниципалитета только средствами бюджета невозможно), то в 2006 г. мы проводим оценку налоговой базы и уровня собираемости налогов. Средства дополнительного стимулирования распределяются между пятью муниципальными образованиями, имеющими наилучшие показатели.
Установлен ли в Республике Алтай переходный период реализации Федерального закона № 131-ФЗ или вы решили воспользоваться отсрочкой? Каким образом исполняются полномочия вновь созданных муниципальных образований и какие меры принимаются органами государственной власти республики по оказанию им поддержки?
– Сейчас принят закон Республики Алтай «Об осуществлении полномочий вновь образованными муниципальными образованиями в Республике Алтай», определяющий порядок решения вопросов местного значения вновь образованными поселениями в переходный период. Согласно этому закону сельские поселения уже в 2006 г. начали исполнять свои полномочия в полной мере. Мы сознательно не пошли на отсрочку введения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку она лишь затянула бы процесс реформирования.
Чтобы облегчить органам местного самоуправления переход к работе в новых условиях, органами представительной и исполнительной государственной власти Республики Алтай проведена огромная подготовительная работа. В частности:
– распоряжением Главы Республики Алтай утвержден план законопроектной деятельности Правительства РА по реализации Федерального закона № 131-ФЗ;
– избраны главы и представительные органы муниципальных районов и сельских поселений;
– приняты 17 республиканских законов, ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы выборов в исполнительные и представительные органы местного самоуправления, установления границ, предельной численности органов местного самоуправления, предоставления межбюджетных трансфертов, установления нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты, наделения отдельными государственными полномочиями, а также организационные вопросы реализации муниципальной реформы;
– подготовлены и переданы органам местного самоуправления республики все необходимые модельные муниципальные правовые акты по вопросам установления налогов и организации бюджетного процесса сельских поселений, муниципальных районов, городских округов;
– проведены совещания, в том числе выездные, с органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений;
– более 180 специалистов органов местного самоуправления прошли обучение на курсах повышения квалификации.
– Актуален ли для республики вопрос кадрового обеспечения реформы местного самоуправления и автоматизации бюджетного процесса?
– Далеко не во всех муниципальных образованиях имеются ресурсы – как финансовые, так и кадровые – для качественного решения вопросов реформы. Проблема усугубляется тем, что на территории Республики Алтай нет вуза, предлагающего обучение по специальностям муниципальной службы, поэтому людей приходиться отсылать обучаться за пределами республики. Однако на федеральном уровне компенсация подобных затрат субъектам РФ не предусмотрена. Все издержки по проведению реформы ложатся на плечи регионов.
Наряду с обеспечением органов местного самоуправления квалифицированными кадрами одной из важнейших задач является компьютеризация бюджетной системы. Несмотря на то что бюджет республики высокодотационный, мы изыскиваем средства на покупку и обслуживание компьютеров, современное программное обеспечение, обучение специалистов муниципального уровня.
Министерством финансов Республики Алтай организовано и проведено краткосрочное обучение работников бухгалтерских служб республиканского и муниципального уровня по программе «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету и единого Плана счетов бюджетного учета». Курс прошли 803 человека, из них 71% – работники бухгалтерских служб муниципального звена, в том числе главные бухгалтеры сельских администраций. 231 человек познакомился с автоматизированной системой бюджетного и бухгалтерского учета «Администратор поселения».
Ведется обучение финансовых работников муниципальных образований работе с программными продуктами «Смета» и «Бюджет поселения». С УФК Минфина России по Республике Алтай достигнуто соглашение о методологической помощи казначейства по овладению казначейскими технологиями в районах.
Для решения проблемы снабжения сельских поселений оргтехникой и средствами связи, необходимыми для обеспечения бюджетного процесса в 2006 г., в рамках подпрограммы «Реформирование и автоматизация бюджетного учета в Республике Алтай на 2005–2006 гг.» приобретено 80 единиц компьютерной техники, которые переданы муниципальным районам. Устанавливается необходимое программное обеспечение.

лошади

– Из-за высокогорного ландшафта республики возникают трудности с обеспечением связи с органами местного самоуправления. Как решается эта проблема?
– Мы планируем приобрести спутниковые антенны и создать глобальную компьютерную сеть. Такой шаг позволит государственным органам власти республики получать оперативную информацию об исполнении местных бюджетов.
Кроме того, мы намерены разработать и принять региональную целевую программу «Создание комплексной системы муниципального управления в Республике Алтай» на 2007 г. В ее рамках предусматривается комплексный, системный подход ко всем мероприятиям по реализации реформы местного самоуправления.
Но, несмотря на поддержку со стороны республики, органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия в основном за счет собственных доходов. Предполагается даже ввести финансовое стимулирование руководителей, способных обеспечить такую деятельность. Прошли те времена, когда главы сельских администраций по всем вопросам обращались к районным или республиканским властям. Теперь главам поселений и депутатам представительных органов надо работать сообща и добиваться выполнения поставленных целей.
– Какая финансовая помощь оказывается Республикой Алтай муниципальным образованиям в рамках межбюджетных отношений?
– В законе Республики Алтай «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» предусмотрена широкая поддержка органов местного самоуправления: предоставление дотаций из Регионального фонда финансовой поддержки поселений, Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), субсидий из Фонда муниципального развития Республики Алтай, Регионального фонда софинансирования социальных расходов, Регионального фонда реформирования муниципальных финансов и субвенций из Регионального фонда компенсаций.
Региональные фонды финансовой поддержки сформированы с целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Все муниципальные районы и сельские поселения получают дотации на выравнивание с республиканского уровня.
В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований создан Фонд муниципального развития Республики Алтай.
В структуре Регионального фонда софинансирования социальных расходов предусмотрены средства на капитальный и текущий ремонт объектов социально-культурной сферы, содержание дизельных и гидроэлектростанций, на мероприятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности, благоустройством, а также реализацией Федерального закона № 131-ФЗ.
Обязательным требованием при предоставлении субсидий из Регионального фонда софинансирования социальных расходов и Фонда муниципального развития является долевое финансирование из местного бюджета.
В целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в муниципальных образованиях Республики Алтай сформирован Региональный фонд реформирования муниципальных финансов. Распределение средств данного фонда между муниципальными образованиями производится на основе отбора в соответствии с утвержденным порядком.
В июне 2006 г. Правительством Республики Алтай утверждена методика оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований. Итоги данной оценки будут учитываться при распределении средств Регионального фонда реформирования муниципальных финансов и предоставлении других межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета.
Необходимо отметить, что расходы на реализацию государственных полномочий Республики Алтай, передаваемых органам местного самоуправления, составляют более 1 млрд руб., или пятую часть консолидированного бюджета республики. В целях их финансового обеспечения создан Региональный фонд компенсаций. Большая часть передаваемых государственных полномочий носит социальных характер, поскольку органы местного самоуправления более эффективно могут обеспечить адресность и своевременность предоставления социальной помощи населению. Субвенции на социальную помощь составляют 79% всего запланированного объема Регионального фонда компенсаций на 2006 г.
Несмотря на уже проведенную работу, главное еще впереди. Необходим переход на новый, качественно более высокий уровень управления, и нужно, чтобы органы местного самоуправления это поняли.

пенсионеры

– Какие информационные ресурсы используются для расчета объемов финансовой помощи муниципальным образованиям?
– Начиная с планирования бюджета на 2005 г. для оценки доходных возможностей и расходных потребностей муниципальных образований Министерством финансов Республики Алтай разработан финансово-экономический паспорт муниципального образования. В нем отражаются показатели бюджетной сети, основные экономические характеристики в разрезе отраслей. Применение показателей данного паспорта позволяет точнее оценить объем необходимой муниципальным образованиям финансовой поддержки из республиканского бюджета.
Что касается оценки доходных возможностей муниципальных образований, то трудностей в ее определении более чем достаточно: это и отсутствие прогноза социально-экономического развития в разрезе муниципальных образований, и отсутствие налоговой статистической отчетности, обеспечивающей муниципальные образования нужной информацией.
Для решения указанных проблем Министерством финансов РА в финансово-экономические паспорта муниципальных образований включены показатели, отсутствующие в прогнозе социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу и в налоговой отчетности. Кроме того, законом Республики Алтай «О межбюджетных трансфертах Республики Алтай» разработана методика составления прогноза доходов консолидированного бюджета с указанием органов государственной власти и местного самоуправления, предоставляющих необходимые сведения для составления прогноза поступлений. Дополнительная информация по налоговым доходам предоставляется в рамках заключенного между Минфином Республики Алтай и Управлением ФНС по Республике Алтай соглашения о взаимодействии и информационном обмене.
– Реформирование общественных финансов Республики Алтай направлено на повышение эффективности управления всем комплексом налогово-бюджетных и финансово-экономических процессов территории. Какие промежуточные цели поставлены?
– Первая цель – повышение удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами. Сейчас в республике вводится процедура учета уровня соответствия объема и качества предоставляемых бюджетных услуг предпочтениям населения и объективным условиям социально-экономического развития, в стадии формирования находится система социальных стандартов качества бюджетных услуг.
Вторая цель – создание оптимальных условий для интенсификации экономического развития. В настоящее время разрабатывается комплекс мер, направленный на формирование системы упрощенной поддержки малого предпринимательства.
Третья цель – составление ведомственных планов деятельности на среднесрочную перспективу в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства.
– БОР в республике – это эксперимент или система? Какие пути решения поставленных задач Вы видите?
– БОР для финансистов – понятие, уже вошедшее в обиход и никого не пугающее. Сейчас в республике внедряются новые принципы организации работы по распределению и перераспределению бюджетных средств – бюджетирование, ориентированное на результат. С этого года введен механизм докладов о результатах деятельности, а также составление перспективного финансового плана.
Решение задачи внедрения в практику формирования и исполнения бюджета принципа бюджетирования, ориентированного на результат, существенно расширит возможности получателей бюджетных средств – бюджетных учреждений – по изменению сроков и направления расходования ресурсов. Утверждение заданий по объему и качеству предоставляемых бюджетных услуг для бюджетных учреждений и негосударственных организаций станет нормой.
За счет повышения возможностей по оперативному управлению финансовыми ресурсами, в том числе в части оплаты труда, бюджетные учреждения смогут реализовывать наиболее эффективную схему организации работы с учетом специфики местоположения кадровых и материальных ресурсов, спроса населения на результаты их деятельности. В этом году проведен опрос населения о степени удовлетворенности предоставляемыми бюджетными услугами в области образования, здравоохранения, культуры, социальной политики, физической культуры и спорта. В качестве пилотного органа оценки качества предоставления бюджетных услуг и для распространения опыта работы в другие отраслевые ведомства в Республике Алтай создано ГУ «Республиканский центр оценки качества образования».
Решать этот комплекс задач для проведения взвешенной и ответственной бюджетной политики предстоит финансистам. И если при реализации вышеуказанных целей практически все зависит от финансовой службы субъекта РФ, то мы остановимся на проблемах, которые финансисты республики решают совместно с органами Федерального казначейства.

коттеджики

– Совершенствование процедур исполнения бюджета – это тоже одна из промежуточных целей, способствующих повышению эффективности управления общественными финансами республики?
– Безусловно. В настоящее время осуществлен полномасштабный переход на кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов субъекта в рамках реализации ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ.
Учитывая опыт работы предыдущих лет и очевидные преимущества существующей в Республике Алтай практики ведения и учета операций со средствами республиканского и местного бюджетов органами Федерального казначейства, Министерство финансов Республики Алтай совместно с УФК по Республике Алтай решило продолжить данную работу с совершенствованием процессов и процедур кассового обслуживания республиканского и местных бюджетов, предлагаемых приказом № 1н. Начиная с 2006 г. до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета доводятся объемы финансирования расходов на основании расходных уведомлений, представленных в органы Федерального казначейства финансовыми органами. Несмотря на то, что программное сопровождение у сторон соглашения различное, информация в соответствии с требованиями бюджетного законодательства предоставляется обеими сторонами.
Осуществление и учет операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с доведением органами Федерального казначейства до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов позволили:
– установить документооборот, при помощи которого через систему Федерального казначейства реализуются публичные полномочия главных распорядителей средств республиканского бюджета при исполнении ими своей части расходных полномочий по распределению и доведению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до подведомственных распорядителей и получателей средств;
– установить контроль над доводимыми до получателя средствами республиканского бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и в строгом соответствии с принципом подведомственности;
– ускорить процесс доведения информации о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования до распорядителей и получателей средств республиканского бюджета;
– наиболее оперативно, а значит, эффективно расходовать средства бюджета с единого счета республиканского бюджета;
– главным распорядителям самостоятельно расставлять приоритеты в расходовании средств и, следовательно, самостоятельно управлять бюджетом ведомства.
Благодаря данному варианту кассового исполнения республиканского бюджета главным распорядителям средств республиканского бюджета предоставлен достаточно гибкий инструмент для оперативного и эффективного управления лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования. Нельзя недооценивать роль осмысления бухгалтерами понятия лимитов бюджетных обязательств и повышения контроля над принимаемыми обязательствами. Совершенно очевидно, что сократилось количество совершаемых операций и оформленных документов между главными распорядителями и получателями средств республиканского бюджета.
Кроме того, работа с объемами финансирования позволяет обеспечить устойчивость при осуществлении платежей из бюджетной системы республики в другие секторы экономики и полноценно управлять бюджетом. Это в свою очередь подтолкнуло к созданию условий для совершенствования технологических процедур по обслуживанию исполнения республиканского бюджета органами Федерального казначейства и формированию предпосылок для внедрения процедур финансового планирования, что в конечном счете позволит обеспечить ликвидность бюджета и повысит эффективность управления надежными ресурсами субъекта – бюджетом.
Однако есть еще ряд нерешенных проблем:
– низкая степень осмысления участниками бюджетного процесса сути реформ;
– нежелание руководителей реструктурировать существующую бюджетную сеть;
– низкая доходная база органов местного самоуправления;
– отсутствие квалифицированных кадров в сельских поселениях

Но я думаю, что совместными усилиями всех заинтересованных ведомств и желанием сделать только лучше для населения, мы преодолеем все трудности и проблемы, которые перед нами стоят. У нас для этого хватит сил и энтузиазма, так как мы любим этот необыкновенный уголок России – республику  и желаем ему процветания


Справка «Бюджета»
Светлана Антоновна ГАШКИНА, министр финансов Республики Алтай
Родилась в пос. Уч-Хоз Славгородского района Алтайского края.
В 1990 г. окончила Новосибирский институт народного хозяйства, специальность «Финансы и кредит», в 2000 г. – юридический факультет Алтайской академии экономики и права. В 2003 г. прошла курс переподготовки специалистов в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
В 1987 г. – контролер-ревизор областного финансового отдела.
1991 г. – главный бухгалтер финансового отдела Правительства Республики Алтай.
С марта 1994 г. – главный бухгалтер Управления Федерального казначейства по Республике Алтай.
1995 г. – заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай.
В 1999 г. возглавила Управление Федерального казначейства по Республике Алтай.
С января 2004 г. по настоящее время – министр финансов Республики Алтай.
Награждена знаком «Отличник финансовой работы» (2002), Почетной грамотой Правительства Республики Алтай (2004), Благодарностью Министра финансов РФ (2006).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно