Версия для печати 538 Материалы по теме
Интересы населения — главный приоритет

Нефтеюганский район (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — победитель IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», диплом II степени

Руководство Нефтеюганского района успешно внедряет целый ряд бюджетных новаций. Регион называют полигоном, где обкатываются новые модели взаимодействия между хозяйствующими субъектами, бизнесом и местной властью. Высокое качество организации бюджетного процесса позволило территории в прошлом году возглавить соответствующий рейтинг муниципалитетов округа. Глава района Владимир Николаевич СЕМЁНОВ рассказал о новых бюджетных принципах развития территории.

— По итогам прошлого года Нефтеюганский район возглавил рейтинг муниципальных районов округа по качеству организации и осуществления бюджетного процесса. При этом такие результаты муниципалитет демонстрирует уже в течение нескольких лет. В чем, как вы считаете, причина успеха?

— Я думаю, что не открою большого секрета и не удивлю своих коллег, если скажу, что высоких результатов можно добиться только благодаря рациональному использованию бюджетных средств и максимальной прозрачности. Но в этих на первый взгляд общих словах и кроется главный резерв местной власти.

Не вдаваясь в малоинтересные читателю подробности, скажу: для нас важны оперативные изменения в бюджетных отношениях с точки зрения решения срочных задач. Мы не просто провозгласили новые цели, мы перекроили свои долгосрочные программы, сделав их максимально соответствующими сегодняшнему дню.

Еще в 2010 году мы утвердили Стратегию социально-экономического развития Нефтеюганского района до 2020 года. Однако в мае прошлого года, когда новые экономические реалии заставили всех пересматривать свои долгосрочные планы, Дума района своим решением актуализировала и утвердила обновленную социально-экономическую модель развития всей территории до 2030 года. Я думаю, это сыграло ключевую роль. Мы провозгласили, что все стратегические новации должны приносить пользу территории уже сегодня. Нас не устраивает отложенный результат в ущерб насущным интересам.

— Это звучит достаточно амбициозно. Ведь многие стратегии имеют, скажем так, перекос в будущее время. Как удается совместить стратегические цели и текущие задачи?

— Не секрет, что многие годы муниципалитеты боролись за то, чтобы заложить фундамент для будущих свершений. Они годами работали, чтобы создать привлекательные условия для инвестиций, закладывали фундамент долгосрочных отношений с инвесторами, и нередко это заслоняло насущные проблемы.

Экономические реалии последних месяцев поставили перед властями всех уровней главный вопрос — как совместить цели далекой стратегии и решение сиюминутных задач. При внимательном изучении становится очевидно, что все мы хорошо строим отдаленные планы, зачастую жертвуя интересами сегодняшнего дня во имя будущих успехов.

Не могу сказать, стали ли мы первыми, кто поставил во главу угла интересы тех, кто сейчас живет на территории муниципалитетов. Однако сегодня любой проект, который проходит нашу экспертизу, проверяется на предмет того, чтобы жители не почувствовали неудобств в ходе его реализации, не возникли некие временные трудности. Например, это закрытие дорог, вырубка леса и тому подобное. Наоборот, проекты должны гарантировать, что люди получат дополнительные рабочие места и услуги.

В этом нет ничего революционного или новаторского. Еще раз повторюсь — главные секреты успешности любой бюджетной политики всем известны: открытость и прозрачность.

Напомню слова губернатора Югры Н. В. Комаровой: «Бюджетная система должна быть эффективной, нацеленной на исключение всех видов потерь, дублирования, переплетения полномочий и финансовых потоков, она должна учитывать кадровую квалификацию и конкурентоспособность». Что еще можно добавить?

— Всех, конечно, интересует вопрос резервов. Каким образом оптимизировать бюджетный процесс, чтобы повысить эффективность расходования средств.

— Пора понять на всех уровнях: пришло время быстрых организационных перестроек и точных адресных усилий. Как я уже сказал, в выстраивании любых долгосрочных отношений с бизнесом мы четко говорим о сегодняшних «дивидендах» для наших жителей. И наш опыт свидетельствует, что предприниматели охотно принимают новые правила игры.

Сегодня требования к нашим деловым партнерам, которые выигрывают тендеры на выполнение работ, носят более жесткий характер, мы ориентированы на социально ответственные компании.

— Владимир Николаевич, можно спросить еще раз: нет ли противоречия между стратегическими целями и текущими нуждами? С одной стороны, главный приоритет муниципалитета — сегодняшние нужды жителей, с другой — повышение привлекательности территории для инвесторов. При этом в последнем Нефтеюганский район явно преуспел, его практики привлечения инвестиций неоднократно были высоко оценены.

— Наличие противоречия между стратегическими интересами бизнеса и муниципалитета — большое заблуждение. Крупные компании, серьезные бизнесмены всегда заинтересованы в развитии территории, в благополучии местных жителей. Мы много лет разрабатываем привлекательный регламент взаимодействия с хозяйствующими субъектами, поэтому я могу это утверждать, опираясь на довольно богатый муниципальный опыт.

Сегодня у нас есть уполномоченный орган, который курирует и информационно сопровождает все проекты на нашей территории. Уже не первый год мы реализуем дорожную карту по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Бизнесмены знают, что любой инвестиционный проект можно реализовать без бюрократических проволочек, по принципу одного окна.

Поэтому все новации муниципалитета в области бюджетной политики, которые внедряются в интересах жителей, по принципу «польза сегодня и сейчас», идут не в ущерб нашей инвестиционной привлекательности, а, пожалуй, наоборот — повышают привлекательность района для бизнеса.

— Есть ли в районе программа финансовой поддержки предпринимательства?

— На протяжении многих лет у нас действует муниципальная программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Общий объем расходов бюджета по программе увеличивается каждый год. Так, в прошлом году расходы составили более четырех миллионов рублей. Несмотря на экономические трудности, эта сумма выросла более чем на миллион рублей по сравнению с 2015 годом.

В 2015 году 21 субъект малого и среднего предпринимательства получил финансовую поддержку от муниципалитета, а общее количество таких предприятий выросло за год на шесть единиц.

Что такое управление территорией с точки зрения экономики? Это создание максимально эффективной модели расходования бюджетных и привлеченных средств в интересах жителей. Но многолетний опыт муниципалитетов страны полон примеров, когда местные власти вынуждены идти на поводу крупных компаний — отдавать в пользование самые привлекательные гектары, соглашаться на налоговые послабления в рамках закона и на прочие уступки. Новаторство нынешних практик как раз и состоит в том, чтобы призвать бизнес к социально ответственной модели взаимоотношений, не потеряв при этом привлекательности для потенциальных инвесторов.

— Регион поддерживает вас в этом?

— Это позиция не только района. Окружные власти давно отстраивают свои отношения с крупным бизнесом на подобных принципах.

На недавнем заседании глава округа Комарова сказала: «Из всей палитры подходов мы заинтересованы в тех, которые являются наиболее дружественными к предпринимателям, наименее затратными для экономики».

Отмечу, что наряду с еще тремя муниципалитетами Югры (это городские округа Сургут, Нягань и Ханты-Мансийск) в 2015–2016 годах мы являемся пилотной площадкой по внедрению десяти лучших муниципальных практик из Атласа лучших муниципальных практик, разработанного Агентством стратегических инициатив.

Что же касается округа в целом, то на недавнем заседании в Ханты-Мансийске была озвучена цифра в 906 миллиардов рублей. Данный объем инвестиций, поступивший в округ в прошлом году, стал историческим максимумом.

— По словам губернатора Югры, соглашения по внедрению удачных практик, заключенные между Департаментом финансов региона и администрациями муниципалитетов, содействуют формированию благоприятного инвестиционного климата. Как эти новшества касаются простых жителей сегодня?

— В прошлом году в поселке городского типа Пойковский было сдано два многоквартирных дома, там же реконструировано бывшее административное здание, превратившись в новый комфортный жилой дом. В этом году введен в эксплуатацию еще один многоквартирный дом, несколько объектов будут сданы до конца года. Кроме того, у нас активно внедряются проекты по очистке воды, интерес инвесторов впервые коснулся предприятия аграрного сектора.

В фокусе большой перспективы можно рассматривать пять реализованных в прошлом году инвестиционных проектов. Объем частных инвестиций составил почти 250 миллионов рублей.

В частности, сделан большой шаг на пути диверсификации экономики региона, вложены средства в развитие лесопромышленного комплекса Нефтеюганского района. Здесь своеобразным «паровозом» выступила Лесопромышленная компания. В нынешнем году по результатам конкурсов ожидаем заключение четырех концессионных соглашений по передаче объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности сельских поселений Сингапай и Куть-Ях. На очереди еще два концессионных соглашения по передаче подобных объектов. Пока они в собственности сельских поселений Сентябрьский и Каркатеевы.

Если говорить о прямых выгодах жителей от различных инвестиционных проектов, то в прошлом году в поселениях района было введено в строй десять многоквартирных домов. Новоселами стали жители поселка городского типа Пойковский, а также поселений Каркатеевы, Салым, Сингапай, Куть-Ях. Проведена реконструкция инженерных сетей поселка КС-5, что позволило улучшить обеспечение жителей чистой водой, бесперебойным теплом и электроснабжением. Продолжается реализация инвестиционной программы ОАО «Пойковские электрические сети».

— Сегодняшние бюджетные новации и обновление «регламента» отношений с бизнесом, о которых говорят на разных уровнях, это прямое следствие трудностей, которые возникли в экономике за последние полтора года?

— В основу бюджетной политики нашего муниципалитета положены приоритеты, которые прописаны в Стратегии социально-экономического развития Нефтеюганского района до 2030 года. Главный среди них — повышение уровня жизни населения района. Поэтому подобные шаги никак нельзя назвать пожарными, их нельзя назвать откликом на трудности. Я уже говорил, что инструментарий, который есть в руках муниципалитетов, позволяет делать определенные тактические маневры в области финансирования социальных объектов. Мы располагаем возможностями привлечь дотации из окружного бюджета. Существуют кредитные возможности. Но все это в рамках строго правового поля, которое для всех одинаково.

Поэтому шаги по улучшению бюджетной политики — это постоянная работа не только муниципалитетов, Югра — инновационная площадка новых отношений. Успешный опыт округа интересен всем регионам России. Напомню, Ханты-Мансийский автономный округ — одна из первых административных территорий, где проводится эксперимент по вводу стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

— Сейчас многие говорят о возвращении в рыночную экономику методов, которые напоминают планово-командную систему… Что вы думаете по этому поводу?

— Принципы традиционных экономических регуляторов в системе свободных рынков незыблемы. Но я считаю, что в силу не очень успешного многолетнего опыта пора уже отойти от оголтелой критики плановой экономики. Более того, я скажу то, что еще вчера прозвучало бы диссонансом: сегодня как никогда актуальна социальная направленность экономики, или, если хотите, ее идеологические принципы, когда интересы населения выше сиюминутной экономической целесообразности.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

 


Поделиться