25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 8470 Материалы по теме
Инициативное бюджетирование: расширение практики

Владимир Владимирович ВАГИН, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России

Инициативное бюджетирование (ИБ) — это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Можно прогнозировать, что в 2016 году в России затраты на реализацию данных практик вырастут в полтора раза.

Это анонс материала из ноябрьского номера журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Большинство инициатив граждан, выдвигаемых в ходе современного этапа реализации практик инициативного бюджетирования, направлено на решение вопросов местного значения. Таким образом, далеко не все гражданские инициативы неполитического характера нашли свою реализацию в существующих практиках.

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь.

Практики ИБ предполагают непосредственное участие граждан в процессе принятия решений о расходовании бюджетных средств. Несмотря на то что конечные решения вырабатываются совместно с представителями власти, присутствие граждан на всех этапах обсуждения и принятия решений обязательно. «Демократия участия» видоизменяет бюджетный процесс, делая упор на изначальных процедурах согласования решений с участием максимально широкого круга граждан. Основные этапы бюджетного процесса традиционной демократической процедуры остаются без изменений, тем не менее широкое вовлечение граждан повышает качество обсуждаемых решений.

Участие населения в инициировании, реализации и контроле обеспечивает выдвижение действительно приоритетных для финансирования проектов, а также прозрачность бюджетных решений, экономию бюджетных средств, пристальный контроль за подрядчиками, бережную эксплуатацию созданных объектов, рост налоговых поступлений. Механизм софинансирования позволяет привлечь дополнительно к субсидиям, выделяемым из региональных бюджетов, существенный объем средств от населения, бизнеса и муниципалитетов. Однако, что самое главное, он возвращает гражданам ощущение сопричастности к судьбам своих городов, поселений, изживает иждивенческие настроения и стремление жить на всем готовом, формирует ответственного гражданина своей страны.

Уже сегодня школу проектов инициативного бюджетирования прошли сотни тысяч граждан, а выгодополучателями от реализации проектов стали от трех до пяти миллионов человек. По данным социологических исследований, в регионах проведения проектов инициативного бюджетирования отчетливо видна динамика увеличения численности удовлетворенных качеством поселенческой инфраструктуры. Но едва ли не самое главное, граждане меняют свое отношение к власти, растет уровень доверия к тем руководителям, которые лично участвуют и поддерживают развитие инициативного бюджетирования в своих муниципальных образованиях и регионах.

В 2015 году 16 субъектов РФ имели реальный опыт в области инициативного бюджетирования и вели планомерную работу по вовлечению граждан в бюджетные решения. Объем субсидий на реализацию региональных программ ИБ из бюджетов субъектов РФ составил 1,7 миллиарда рублей, софинансирование населением и бизнесом — 884,9 миллиона рублей. При этом общая стоимость проектов ИБ с учетом федеральных субсидий (ФЦП Минсельхоза России) и средств муниципалитетов достигла чуть менее 3 миллиардов рублей. Можно прогнозировать, что в 2016 году затраты на реализацию проектов вырастут в полтора раза и превысят 4,5 миллиарда рублей. 19 субъектов РФ можно считать заинтересованными в запуске программ ИБ в 2016–2017 годах дополнительно к тем регионам, в которых уже осуществляются соответствующие практики.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно