25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1008 Материалы по теме
Повышая качество управления

Мы поговорили с заместителем начальника управления информационных технологий Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Анатолием Николаевичем КАРПЕНКО о проблемах, связанных с внедрением информационных технологий в органах власти.

— Анатолий Николаевич, по каким ключевым направлениям сегодня ИТ-технологии могут быть использованы для повышения качества государственного управления?

— Анализ предметной области показывает, что сегодня существует целый ряд таких ключевых направлений. В первую очередь это непрерывный (оперативный) сбор данных из различных источников, их обработка и хранение (то, что обозначается термином «большие данные»). Далее, это межведомственные коммуникации, направленные на координацию действий органов власти и предоставление госуслуг в электронном виде. Это мобильность — получение информации в любом месте в любое время с любых устройств (ПК, планшеты, смартфоны).

Следующее направление — повсеместная аналитика (мониторинг, прогнозирование, моделирование). При этом аналитические инструменты должны помогать отвечать на три основных вопроса: что мы имеем сейчас (мониторинг текущей ситуации); что будет, если или когда (прогнозирование); что нужно сделать, чтобы достичь таких-то результатов или поставленных целей (моделирование)? Еще один тренд — создание облачных сервисов с необходи­мостью размещения всей облачной инфраструктуры на территории России. Наконец, в качестве самостоятельного направления можно выделить информационную безопасность.

— Обычно применительно к развитию ИТ в госсекторе отмечают следующие проблемы: недостаточная автоматизация и стандартизация процессов в органах власти, не всегда оперативное межведомственное взаимодействие, разрозненность информационных систем, которые ведутся государством. Есть ли значимые успехи в последние годы по этим направлениям?

— Вопрос о достаточности или недостаточности автоматизации в большей степени философский. На сегодняшний день существует большое количество разработанных в разное время надведомственных и ведомственных федеральных государственных автоматизированных систем, каждая из которых направлена на выполнение разного рода функций и решение управленческих задач. Только официально зарегистрированных федеральных систем в общей сложности более 300.

Как показала практика, большинство проблем связано не с автоматизацией процессов как таковой, а с ее востребованностью потребителями предоставляемых сервисов. При этом первоочередное значение имеет качество информации — полнота, актуальность, достоверность, непротиворечивость — и установление оператора и источника мастер-данных, то есть эталонных данных, имеющих юридическую значимость.

Современная автоматизация процессов управления постепенно ориентируется на уход от продуцирования бумажных документов и придание юридической силы записям баз данных, входящих в состав информационного обеспечения государственных информационных систем. И в этом направлении имеются определенные успехи, связанные с развитием электронного (цифрового) правительства. Так, например, в этом году был упразднен документ, отсутствие которого еще недавно большинством граждан и рядом госорганов трудно было себе представить — свидетельство о собственности. Теперь подтвердить свои права владения каким-либо видом недвижимого имущества гражданин сможет выпиской из ЕГРП, которую может получить по электронной почте. 

 — Внедрение проектного подхода в практику госуправления может как-то помочь решению обозначенных выше проблем?

— Безусловно, проектный подход положительно сказывается на решении данных проблем, что обусловлено комплексным подходом к выполнению некогда разрозненных и нередко противоречивых и избыточных работ, направленных на автоматизацию госуправления. Эффект достигается за счет внедрения системы целеполагания, обоснования значений взаимоувязанных целевых показателей и индикаторов, определения комплекса решаемых задач и подлежащих исполнению в конкретные сроки мероприятий, закрепленных за теми или иными исполнителями (органами власти). Применение такого подхода уже дает управленческий и экономический эффект. Так, например, Минкомсвязь России заложила в свой ИТ-бюджет на 2016 год расходы на подключение к единой сети передачи данных (ЕСПД) новых абонентов — федеральных ведомств. В текущем году услугами ЕСПД стали пользоваться более 15 новых ведомств. Соответственно, их расходы на связь сократятся.

— Что сейчас происходит с бюджетными расходами на ИТ в госсекторе — они растут или сокращаются?

— В целом эти расходы в рублевом эквиваленте существенно не изменились. Ориентировочно суммарная динамика увеличения расходов на ИТ в федеральных органах исполнительной власти в текущем году по сравнению с 2015 годом составляет около восьми процентов. При этом совокупный ИТ-бюджет всех федеральных органов власти соизмерим с ИТ-бюджетом Сбербанка.

Похожая картина наблюдается и в части региональной автоматизации. Показательно, что суммарный ИТ-бюджет четырех ведущих по этому показателю регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Республика Татарстан) составляет около 20 миллиардов рублей, то есть примерно половину от общего объема.

Также нельзя не отметить, что на региональном уровне по-прежнему наблюдаются существенные разрывы между ИТ-бюджетами различных субъектов РФ как в абсолютном, так и в относительном выражении. Для сравнения: объем ИТ-затрат, приходящийся на одного жителя Ненецкого автономного округа (максимальный показатель), в 2016 году составляет 4300 рублей, Москвы — 1197 рублей, а соседней Московской области — всего 226 рублей. И это самые высокие значения!

— Реалистичны ли планы, связанные с импортозамещением в сфере программного обеспечения?

— С учетом падения курса отечественной валюты ИТ-продукты иностранного происхождения за последние два года поднялись в цене. Естественно, это сказалось на возможностях заказчиков по закупке такого программного обеспечения.

Можно отметить, что в целом новых проектов стало меньше, основные бюджетные расходы связаны с совершенствованием уже внедренных решений, а также оптимизацией и обслуживанием ИТ-инфраструктуры. Как показали результаты ряда исследований, госсектор более активно стал использовать свободное программное обеспечение. Также более активно применяется модель государственно-частного партнерства.

Что касается импортозамещения, то госсектор уже во многом ориентирован на отечественные продукты таких категорий, как системы электронного документооборота, геоинформационные системы, антивирусы и так далее. Имеются успехи и по другим направлениям. В настоящее время в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных зарегистрировано более двух тысяч объектов учета.

— Аналитический центр организует конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты-2016». Демонстрируют ли разработчики программного обеспечения какую-то активность?

— Прием заявок уже закончен, более того, определены финалисты конкурса во всех номинациях. Теперь нас ожидают три дня увлекательных финалов, когда в аналитическом центре будут продемонстрированы перед широкой аудиторией, в том числе посредством трансляций в интернет, и оценены лучшие конкурсные работы.

Что касается активности разработчиков, то на участие в конкурсе принято 52 заявки в шести номинациях. При этом распределение заявок по номинациям неравномерно, что тоже дает почву для размышлений и последующего анализа. Наибольший интерес участников и, соответственно, стремление заявить о себе вызвали номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение для визуализации данных и принятия управленческих решений: АРМ руководителя» — 16 заявок, и «Лучшее информационно-аналитическое решение для контрольно-надзорной деятельности» — 19 заявок.

Следует отметить, что в рамках конкурса — и это является одной из его отличительных особенностей — проводятся пятнадцать распределенных во времени мероприятий (конференция, круглые столы, семинары, вебинары, демонстрации лучших практик, экспертные обсуждения). В этих мероприятиях приняло участие гораздо больше разработчиков, чем в итоге решили подать заявки на конкурс. В связи с этим есть все основания полагать, что в будущем число участников конкурса будет расти. Окончательные результаты конкурса, включая награждение победителей, будут подведены на итоговой конференции, которая состоится 26–27 января 2017 года.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно