25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1694 Материалы по теме
Новое в контрактной системе

Елена Николаевна ГИРЕВА,
ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа

ВШГУ РАНХиГС

В январе 2017 года вступили в силу многочисленные изменения в законодательстве о контрактной системе. О наиболее важных и интересных из них пойдет речь в статье.

Новые заказчики

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 321‑ФЗ внес изменения в закон о контрактной системе, согласно которым с 1 января 2017 года унитарные предприятия начинают работать в правовом поле Закона № 44‑ФЗ. Однако для некоторых унитарных предприятий были сделаны исключения. Так, федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 474‑ФЗ вывел из-под действия контрактной системы федеральные ГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Список этих предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2016 года № 2931-р. Всего в перечень включено 64 предприятия[1].

Вместе с тем государственные и муниципальные унитарные предприятия, не попавшие в список счастливчиков, могут применять положения Закона № 223‑ФЗ, однако лишь в отдельных случаях, указанных в части 2.1 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ. Такое послабление распространяется на закупки за счет безвозмездных и безвозвратных грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе. Оно также распространяется на закупки, осуществляемые предприятием в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора других лиц для выполнения обязательств (при наличии принятого Положения о закупке государственного или муниципального унитарного предприятия, размещенного в ЕИС до 1 января 2017 года).

С 1 января 2017 года вступили в силу постановления Правительства РФ (от 12 ноября 2016 года № 1164, от 19 ноября 2016 года № 1219, от 30 ноября 2016 года № 1270, от 10 декабря 2016 года № 1334, от 29 декабря 2016 года № 1543), которые также регулируют вопрос перевода закупки ГУПов и МУПов под действие Закона № 44‑ФЗ. Данными актами установлено, что гражданско-правовые договоры, заключенные унитарным предприятием, подпадают под банковское сопровождение. На унитарные предприятия распространяется порядок подготовки, составления и размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в ЕИС. Кроме того, на ФГУП распространяется обязательный перечень требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельным ценам на них). К унитарным предприятиям должны применяться требования по условиям энергосервисных контрактов, особенности определения их Н(М)ЦК и требование о размещении в ЕИС планов и планов-графиков закупок.

Приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2016 года № 674 внесены изменения в пункт 2 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631, с целью распространения его действия на унитарные предприятия.

Электронных торговых площадок стало больше

В последний день 2016 года Правительство РФ приняло распоряжение № 2933-р о проведении электронных аукционов по Закону № 44‑ФЗ на электронных площадках, указанных в перечне юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме (утвержден распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2015 года № 2488-р). Теперь в этот перечень входят шесть юридических лиц вместо пяти. Таким образом, с 31 декабря 2016 года у заказчиков в рамках Закона № 44‑ФЗ появилась возможность проводить электронные аукционы на новой электронной площадке ОАО «Российский аукционный дом».

Специалистам в сфере закупок целесообразно ознакомиться с функционалом и возможностями новой электронной площадки. При объявлении аукционов на новой площадке следует учитывать, что большинство участников закупок на ней еще не аккредитовано.

Новые требования к документации

Следующие изменения в контрактной системе связаны с принятием Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 489‑ФЗ, который дополнил единые требования, предъявляемые к участнику закупки. Так, в качестве требований устанавливается отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, предусмотренные статьями 289–291.1 УК РФ, а именно: незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве. При этом на участников закупок, у которых судимость погашена или снята, указанные требования распространяться не будут. Кроме того, закон вводит дополнительное требование об участии в закупке только юридических лиц, ранее не привлекавшихся к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ).

В связи с тем что данный закон вступил в силу 9 января 2017 года, заказчикам, уполномоченным органам и уполномоченным учреждениям необходимо оперативно привести всю документацию о закупке (в части требований к участникам закупки) в соответствие с новыми требованиями законодательства РФ о контрактной системе. Игнорирование норм данного закона образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере 3 тысячи рублей.

Об идентификационном коде закупки

Также с 1 января 2017 года вступил в силу пункт 3 статьи 42 Закона № 44‑ФЗ, согласно которому в извещении об осуществлении закупки должна указываться информация об идентификационном коде закупки.

Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь плана закупок, плана-графика, извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, а также контракта. Идентификационный код закупки призван обеспечить автоматизацию поиска информации в отношении всех формируемых документов закупки, от плана-графика до заключения контракта. Таким образом, в 2017 году указание идентификационного кода закупки является обязательным как в извещении, так и в документации о закупке, в том числе в проекте контракта, прилагаемом к документации о закупке.

Порядок и правила формирования идентификационного кода закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 года № 422. Идентификационный код формируется заказчиком в текущем году для каждой закупки отдельно, за исключением закупок, осуществляемых на основании пунктов 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. В указанных случаях формируется общий (единый) код для всех закупок по каждому из перечисленных оснований закупок, без определения кода объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг (примечание: в разрядах 30–33 указывается значение «0»).

Напомним, что утверждение заказчиком, уполномоченным органом или уполномоченным учреждением документации о закупке без указания 36-разрядного идентификационного кода закупки грозит штрафом в размере 3 тысячи рублей. При этом заказчики по объективным причинам не могут указать 36-разрядный идентификационный код закупки, поскольку до сих пор отсутствует утвержденный каталог товаров, работ, услуг и невозможно заполнить значения в разрядах 30–33 идентификационного кода закупки. Учитывая сложившуюся ситуацию, в разрядах 30–33 идентификационного кода закупки целесообразно указывать коды из действующего Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) вплоть до внесения соответствующих изменений в приказ Минэкономразвития России или утверждения каталога товаров, работ, услуг.

Типовые условия, обновленные перечни и другие изменения

1 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 4 февраля 2016 года № 63, которое обновило перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта при проведении конкурентных процедур закупок.

С 4 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1466. Документ устанавливает типовые условия контрактов о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно утвержденным Типовым условиям поставщики (подрядчики, исполнители) обязаны привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5% от цены контракта. В срок не более пяти рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем они обязаны представить заказчику:

декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к СМП, СОНКО, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) СМП, СОНКО и заверенную печатью (при наличии печати);

копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Если субподрядчик, соисполнитель меняется на этапе исполнения контракта, то в течение пяти дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем, подрядчик предоставляет указанные документы заказчику.

Типовые условия также должны предусматривать обязательства поставщика предоставлять заказчику документы об оплате в течение десяти рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем, а также обязательство оплатить поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

С 14 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 31 декабря 2016 года № 1588, «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 36». В соответствии с данным постановлением Федеральное казначейство обязано обеспечить участникам закупок возможность подачи через единую информационную систему в сфере закупок заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений не позднее 1 января 2018 года. Таким образом, в текущем году заказчики не вправе принимать заявки в форме электронных документов на участие в конкурсе, запроса предложений, запроса котировок, поданные участниками закупки без использования единой информационной системы.

Обновляем перечни

Другое постановление Правительства РФ, также вступившее в силу 1 января 2017 года (постановление Правительства РФ от 30 ноября 2016 года № 1270), утвердило новую редакцию обязательного перечня требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельным ценам на них) для заказчиков федерального уровня, который утвержден постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 927. Дополнительно в перечень включены требования к закупкам услуг мобильной связи, услуг связи по передаче данных по проводным телекоммуникационным сетям, услуг по предоставлению высокоскоростного доступа в интернет, услуг по аренде и лизингу легковых автомобилей и легких автотранспортных средств. Также данный перечень требований распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с требованиями пункта 10 общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), которые утверждены постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 926, власти субъектов РФ, администрации муниципальных образований обязаны включать в обязательные перечни требований своего публично-правового образования все товары, работы, услуги, вошедшие в обязательный перечень, содержащийся в постановлении Правительства РФ № 927. Таким образом, все обязательные перечни субъектов РФ и муниципальных образований должны быть обновлены.

Работникам контрактных служб, контрактным управляющим необходимо учитывать при формировании плана закупки, плана-графика закупок, извещения и документации о закупке указанные изменения в правилах нормирования закупок (в том числе при формировании описания объекта закупки и обосновании закупки).

Новое в контроле

Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367, также вступили в силу с 1 января. Правила применяются к правоотношениям, связанным с размещением планов закупок на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов, а также планов-графиков закупок на 2017 год.

Согласно пунктам 2 и 13 правил Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы государственных внебюджетных фондов при направлении заказчиком для размещения в единой информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия ЕИС с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет») осуществляют контроль:

в отношении планов закупок — за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы закупок;

в отношении планов-графиков закупок — за непревышением Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок.

По результатам проверки финансовые органы с помощью функционала ЕИС формируют в планах, планах-графиках закупок отметку о соответствии либо несоответствии контролируемой информации. В случае выявления несоответствия контролируемой информации финансовые органы направляют заказчику посредством ЕИС протокол контроля с указанием выявленных нарушений.

В случае отрицательного результата проверки плана закупок получателей бюджетных средств заказчик до внесения соответствующих изменений в план закупок и план-график закупок не размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, проекты контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), либо орган контроля проставляет на сведениях о приглашении, сведениях о проекте контракта отметку о несоответствии включенной в них информации. Чтобы быть готовым к такого рода контролю, специалистам в сфере закупок необходимо изучить следующие нормативные документы: постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367, приказ Минфина России от 4 июля 2016 года № 104н, а также нормативно-правовые акты финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, которыми утвержден порядок взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов с субъектами контроля.

Изменения в планировании

С 1 января 2017 года вступило в силу положение о запрете осуществления заказчиками закупок, не включенных в план-график закупок (часть 11 статьи 21 Закона № 44‑ФЗ).

Теперь размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки, информация о которой не включена в план-график, грозит штрафом в размере 30 тысяч рублей. При этом размещение в ЕИС извещения допускается не ранее чем за десять календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки (часть 14 статьи 21 Закона № 44‑ФЗ). За несоблюдение указанного срока также предусмотрен административный штраф в размере 30 тысяч рублей.



[1] 25 января 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ № 87-р, которое дополнило список федеральных государственных унитарных предприятий, выведенных из под действия Закона № 44‑ФЗ. Теперь их стало 65.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно