25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2169 Материалы по теме
Представитель Минфина о финансовой устойчивости регионов

Задачи повышения сбалансированности региональных бюджетов и качества межбюджетных отношений неизменно стоят на повестке дня федеральных властей. В последнее время активно обсуждается необходимость разработки глобального документа, посвященного этим проблемам. В последнем номере журнала "Бюджет" опубликован репортаж с дискуссии на эту тему в Совете Федерации. Мы размещаем на сайте часть материала, в которой приведено мнение заместителя министра финансов Л. В. Горина.

В последний год были сделаны новые шаги к осмыслению проблемы финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ. Так, в 2016 году проведена инвентаризация полномочий Российской Федерации, переданных федеральными законами субъектам РФ, и подготовлен соответствующий перечень. В него вошло 20 сфер правоотношений, 117 наименований переданных полномочий, а также сведения о наличии субвенций из федерального бюджета на финансирование данных полномочий. Была проделана огромная работа, однако, по мнению сенаторов, считать ее до конца выполненной пока рано.

По мнению заместителя министра финансов Л. В. Горнина, и в минувшем году, и ранее проблема повышения сбалансированности бюджетов субъектов РФ и эффективности межбюджетных отношений на уровне регионов находилась в центре внимания властей, а предпринимаемые меры позволяют стабилизировать ситуацию с долгом субъектов РФ и долгами муниципальных образований.

Касаясь темы налоговых льгот, Горнин напомнил о главной новации, зафиксированной в основных направлениях налоговой политики на предстоящий период, а именно об оптимизации действующих налоговых льгот на региональном и местном уровнях. Предусмотрена поэтапная отмена налоговых льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам с постепенной передачей соответствующих полномочий на региональный уровень. В ближайшее время будут приняты первые решения об отмене ряда преференций на федеральном уровне и предоставлении права подтверждать те или иные льготы субъектам РФ. «Безусловно, технология двух ключей позволит в дальнейшем принимать решения по предоставлению налоговых льгот тем или иным участникам экономической деятельности более взвешенно и ответственно, — считает Горнин. — Это повысит эффективность налоговой политики в отдельно взятом субъекте РФ и в целом по стране».

На качественно ином уровне межбюджетные отношения оказываются и благодаря мораторию на введение новых налоговых льгот или продление действующих. Другая мера, которая позволит существенно повысить качество межбюджетных отношений, — сокращение количества межбюджетных трансфертов. «Наша главная цель, сформулированная как „одна государственная программа — одна субсидия“, должна быть реализована в течение трех бюджетных циклов», — озвучил планы финансового ведомства замминистра. По его словам, количество субсидий уже сокращено на 40%, количество иных межбюджетных трансфертов — на 54%. В итоге в рамках федерального бюджета на 2017 год представлено 65 субсидий, для сравнения: в 2016–2015 годах их было 96–100. Тенденция продолжится и в 2018–2019 годах.

Кроме того, удалось существенно продвинуться в вопросе раскрытия информации о распределении субсидий до начала финансового периода, что позволяет субъектам РФ принимать более взвешенные решения при формировании своих бюджетов. Так, в декабре 2016 года было распределено 44% субсидий, в то время как в предыдущие годы до начала финансового периода распределялось не более 19–20%.

Также в текущем году были изменены сроки доведения бюджетных ассигнований по субсидиям и иным межбюджетным трансфертам субъектам РФ. Федеральные органы власти до 1 февраля должны будут распределить в полном объеме все нераспределенные законом о бюджете субсидии и бюджетные трансферты, а до 1 марта 2017 года они обязаны заключить с субъектами РФ соглашения о предоставлении субсидий. В 2016 году эти требования были более лояльны к министерствам и ведомствам.

Как подчеркнул Горнин, по итогам инвентаризации расходных полномочий субъектов РФ внесены изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2017 году 80% от общего объема дотаций распределено по старой методике, а 20% — с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий. Оказание помощи наименее обеспеченным регионам будет организовано за счет использования в методике распределения дотаций нового коэффициента — соотношения расчетного объема расходных обязательств по результатам инвентаризации расходных полномочий к фактическим расходам субъекта РФ.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно