Версия для печати 818 Материалы по теме

Депутаты комитета Государственной думы по аграрным вопросам раскритиковали реализацию нового механизма льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса.

Напомним, что в России с 1 января 2017 года вступили в силу новые правила льготного кредитования АПК, в соответствии с которыми сельхозтоваропроизводители могут по заявке получать субсидированные кредиты по ставке не более 5% годовых. Согласно постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 1528 субсидии получают уполномоченные банки, которые затем по ставке 5% должны выдавать кредиты аграриям. Размер субсидии банкам составляет 100% ключевой ставки Банка России.

С внедрением нового механизма Минсельхоз России связывал большие надежды. Считалось, что льготный кредит позволит повысить доступность кредитования для АПК и снизит финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Организациям АПК не придется отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части процентной ставки и ждать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходило в рамках прежней системы государственной поддержки.

Однако в ходе реализации нового механизма был выявлен целый комплекс проблем, которые в итоге тормозят кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно фермерских хозяйств. Обсуждение этих сложностей состоялось на февральском заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам.

По мнению депутатов, главная проблема в том, что предусмотренный лимит федеральных средств по данному направлению господдержки в текущем году значительно ниже потребностей отрасти. «В итоге в настоящее время из-за недостатка собственных средств и невозможности привлечения кредитных ресурсов на льготных условиях возникла угроза срыва сроков проведения комплекса весенних полевых работ», — отметил председатель комитета В. И. Кашин.

Кроме того, во многих регионах страны под вопросом оказалась равнодоступность льготных кредитов. По словам депутата В. А. Игнатова, в Новосибирской области 200 сельхозпредприятий находятся в предбанкротном состоянии из-за того, что даже те минимальные средства, которые выделены региону, выбирают крупные хозяйства. Несправедливое распределение льготных кредитов, по словам Кашина, имеет место и в Орловской области. Так, один из банков — участников льготной программы кредитования аграриев выдал более 90% всего регионального лимита по льготным краткосрочным кредитам на растениеводство двум крупным холдингам без согласования с исполнительной властью региона. И это не единичный случай: многие крупные игроки уже нашли общий язык с банками.

Тревожные сигналы о том, что фермерам под разными предлогами не дают кредиты, меняют условия, выдвигают дополнительные требования, в том числе по залогу, поступают из многих регионов. Ряд сельскохозяйственных товаропроизводителей обратились к депутатам Госдумы, указав на невозможность получения кредитных ресурсов на льготных условиях. Фермеры предложили пересмотреть действующий механизм распределения лимитов между заявителями и вернуться к более равнодоступному выделению кредитов и распределению субсидий «погектарному» и «на литр молока».

Вместе с тем вопреки всем проблемам фермеры вносят большой вклад в производство сельхозпродукции. На протяжении нескольких последних лет рост производства в фермерских хозяйствах всегда опережал динамику производства сельхозорганизаций. Так, по итогам прошлого года он составил 22%. На долю фермеров приходится 12% от общего объема сельхозпроизводства. В фермерских хозяйствах растет и производительность труда: за 15 лет надой на одну корову вырос на 60% и достиг в прошлом году 3,5 тысячи литров. Также по итогам прошлого года фермерские хозяйства показали наилучший результат в динамике производства молока — плюс 6%. Для сравнения: в сельхозорганизациях производство молока выросло лишь на 2%.

Позиция Минсельхоза России

Участвующие в заседании комитета заместители министра сельского хозяйства Д. Х. Хатуов и И. Р. Кузин настаивают на том, что никакой опасности срыва посевной нет, а первый мониторинг новой системы кредитования показывает ее высокую эффективность. Также они акцентировали внимание на том, что эта форма кредитования прошла согласование на всех площадках: в отраслевых союзах, Госдуме и Совете Федерации.

Что касается равнодоступности льготных кредитов, то, как отметили представители Минсельхоза России, в правилах льготного кредитования зафиксировано, что 20% общего объ­ема субсидий по льготному кредитованию (21,3 миллиарда рублей) предусмотрено на льготные кредиты для малых форм хозяйствования — 4,3 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2016 году на субсидирование кредитов малых форм хозяйствования было направлено всего 2 миллиарда рублей. Кроме того, регионы могут перераспределять средства между направлениями внутри общего объема льготных кредитов, а региональные банки в течение недели будут аккредитованы в системе, что усилит конкуренцию между ними.

Также представители ведомства констатировали, что на момент проведения заседания аграриям уже направлено 22 миллиарда рублей: Россельхозбанк выдал 20 миллиардов рублей кредитов и еще 2 миллиарда — Сбербанк России.

Вместе с тем чуть позже, на XXVIII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, и министр сельского хозяйства А. Н. Ткачёв, и его заместитель Хатуов рекомендовали региональным отделениям АККОР взять на контроль распределение льготных кредитов для малых форм хозяйствования. «Региональным органам управления АПК необходимо взять на особый контроль доведение фермерам не менее 20 процентов общего объема льготных кредитов», — отметил министр.

Денег не хватает

Вместе с тем выделенных в бюджете на 2017 год средств на поддержку АПК страны недостаточно. Более того, существует дефицит — 14,9 миллиарда рублей по отобранным в 2016 году инвестиционным кредитам, который будет покрываться из бюджета текущего года.

Накопленная задолженность, а именно дефицит финансирования из федерального бюджета, на 1 января 2017 года составил 69,3 миллиарда рублей. Из них 26 миллиардов — задолженность (необеспеченная потребность) по краткосрочным кредитам, 14,9 миллиарда — задолженность по отобранным в 2016 году инвестиционным кредитам, 3,2 миллиарда рублей — задолженность производителям сельскохозяйственной техники. По мнению депутатов, такое положение дел недопустимо: кредитный портфель аграриев должен составлять не порядка 200 миллиардов рублей, а в два раза больше.

О господдержке вообще

Для более эффективного расходования федеральных средств в текущем году принято решение о консолидации мер господдержки: их число сокращено до семи. С 2017 года грантовая поддержка фермеров и сельхозкооперативов осуществляется в рамках «единой субсидии». Из 36 миллиардов рублей средств «единой субсидии» на гранты для МФХ в этом году будет направлено 7,6 миллиарда рублей, или 21% средств.

Увеличены гранты для начинающих фермеров с полутора до 3 миллионов рублей, для создания семейных животноводческих ферм — с 21 миллиона рублей до 31. «Это важное, востребованное на селе направление, и для него министерство планирует найти дополнительные ресурсы. В регионах гранты сегодня получает каждый пятый начинающий фермер, и необходимо увеличить количество участников программ господдержки», — отметил Хатуов.

О. В. ИЗУТОВА

Кредиты в АПК более чем востребованы

В Минсельхоз России поступили реестры потенциальных заемщиков от банков: АО «Россельхозбанк», АО «Альфа-Банк», АО «Газпромбанк», ПАО Сбербанк, ПАО Банк ВТБ, ПАО РОСБАНК, ПАО «Промсвязьбанк» и АО «Райффайзенбанк». По состоянию на середину февраля ведомство включило в реестр заемщиков 993 планирующих заключить кредитные договоры на общую сумму 117,2 миллиарда рублей. Из них 836 заемщиков претендуют на получение краткосрочных кредитов на сумму 90,6 миллиарда рублей, в том числе на цели развития растениеводства — 453 заемщика, сумма кредитов составляет 32,4 миллиарда рублей.


Поделиться